Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Аарон, Вода, Недельная глава, Моше, Хукат, Реувен Пятигорский, Любовь к ближнему
Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21).
Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29).
Победа над царем Арада (21:1—3).
Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9).
Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20).
Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).
Сегодня остановимся на следующих эпизодах. Первый — чудо с водой, вышедшей из скалы, что впрямую сопряжено со смертью Мирьям, поскольку, согласно агаде, все время пока была жива Мирьям, у евреев был колодец. Этот колодец буквально сопровождал их в переходах по пустыне. Умерла праведница Мирьям — и пропал колодец. Тут же народ поднял ропот. Тогда и произошло чудо со скалой. Второй эпизод — смерть Аарона, что тоже увязывается в одну цепочку с предшествовавшими событиями: Аарон и Моше умирают на подходах к Святой земле по приговору свыше — будучи наказанными опять-таки за ту же скалу, по которой ударили посохом, вместо того чтобы «ласково» поговорить с ней — и тогда бы она тоже дала воду, но уже «без насилия».
Начнем с конца — со смерти Аарона. Написано (20:29): «И оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля». Весь дом Израиля значит все евреи. Все без исключения. Такие слова не сказаны о смерти Моше. Получается, что Моше оплакивали не все? Да, не все. Ибо он был судьей Израиля. А судье приходится разбирать тяжбы между истцами и ответчиками, и подчас кто-то из них остается не очень довольным решением суда. Но Аарон не был судьей. За всю жизнь он никому не сказал тяжелых слов «ты согрешил». Больше того, его отличительной чертой было миролюбие: он любил мир, жил в постоянном согласии со всеми и творил мир — то есть мирил поссорившихся. Аарон был приветлив даже с грешниками. После встречи с ним самые нечестивые из евреев раскаивались в содеянном, ибо им было стыдно глядеть в глаза праведника Аарона. Что касается поссорившихся, то с ними Аарон поступал так. Шел к одному из них и говорил: «Послушай, сын мой, твой друг признался мне, что ему стыдно перед тобой. Но он не знает, как попросить прощение, ибо уверен, что ты его не простишь». После таких слов из сердца человека уходила ненависть. А Аарон шел ко второму, чтобы сказать те же слова. В результате они оба мирились.
Когда Аарон умер, скорбел «весь дом Израиля», ибо все знали, что потеряли великого миротворца.
А теперь — почему Аарону не дано было войти в Эрец Исраэль?
Читаем (20:30): «Раз вы не поверили Мне (в эпизоде со скалой)… то не введете народ в Землю, которую Я вам дал» (20:13). Так было сказано Моше и Аарону. Но при чем тут Аарон? Ведь посох находился в руках Моше! Ответ содержится в тексте: «Поднял Моше руку и ударил по скале дважды». Обратите внимание — дважды. Когда Моше ударил первый раз — он совершил свою часть греха, но Аарон, стоявший рядом и ничего не делавший, не подлежал наказанию, поскольку ни в чем не участвовал. Возможно, он даже не догадывался о намерении Моше. Когда же Моше замахнулся второй раз, Аарон мог или остановить его, или заявить о своем несогласии, но не сделал ни того, ни другого. А значит, сознательно разделил ответственность с братом за содеянное.
Иногда молчаливое согласие приводит к страшным последствиям. Аарон, как и Моше, нашел свою смерть в пустыне, на самом подходе к Стране, в которую страстно мечтал войти.
И два последних вопроса. Почему надо было «поговорить» со скалой?
Почему Моше — хорошо зная приказ — ударил по ней, а не «поговорил»?
Когда евреи через месяц после Исхода из Египта стали жаловаться на нехватку питьевой воды, Моше было приказано: «Ударь по скале — и из нее выйдет вода» (Шмот 17:6). В последний год сорокалетнего блуждания по пустыне вновь возникла та же проблема, но теперь форма приказа изменилась: «Поговорите со скалой — и она даст воду» (Бемидбар 20:8). Там «ударь», здесь «поговорите». Второе чудо — более высокое. Надо было в большей степени укрепить веру народа в помощь Всевышнего. Ибо вход в Страну Израиля всегда труднее, чем блуждание по пустыне, пусть даже сорокалетнее, а потому требует большего присутствия духа и мужества. (Комментарий раби Шимшона Ирша.)
Но что произошло? «Поднял Моше свою руку и ударил по скале» (20:11). Почему? На этот стих в одной из хасидских книг мы нашли замечательное объяснение, полное теплой любви к еврейскому пророку. Цадик раби Менахем Мендель из Ворки заметил: дело в том, что Моше всегда заботился о еврейском народе. Обратиться к скале со словами, будто она тебя понимает, — несложно, когда за твоей спиной стоит Всевышний. Творец мира дал тебе приказ — Он и извлечет воду из мертвой скалы. Но что скажут обвинители евреев? Они скажут: евреи, вы плохо исполняете свою Тору! Смотрите, даже камень, у которого нет глаз, чтобы видеть, ушей, чтобы слышать, и сердца, чтобы понимать, — даже камень выполняет приказ Всевышнего. А вы обращаетесь к заповедям только тогда, когда приходит беда… Чтобы лишить противников такого аргумента, Моше решил ударить по скале. Пусть все видят, что и она выполняет приказы (дает воду), только когда ее бьют.
Даже в ошибках Моше проявлял святость человека, радеющего за свой народ.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»