Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужно ли носить кипу в бассейне или когда спишь?

Темы: Еврейские законы, Кипа, Рав Яков Шуб, Богобоязненность, Головной убор, Обычай

Отложить Отложено

Здравствуйте, дорогие раввины. У меня вопрос. Как правильно носить кипу? Как быть в бассейне, в бане, купаясь в водоеме? Нужно ли по закону в ней спать? Л.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Л.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем обратиться непосредственно к ответу на него, давайте попытаемся понять, в чем заключается смысл закона, предписывающего носить головной убор. Оговоримся сразу, что, в принципе, в качестве покрытия может выступать любой головной убор, однако многие носят традиционную шапочку (кипу).

В Талмуде (Кидушин 31а) рассказывается о Раве Уна, сыне рава Йошуа, который никогда не проходил более 4 амот (приблизительно 2 метра) с непокрытой головой. Свое поведение он объяснял так: Шхина (Б-жественное присутствие) — над моей головой, как же я могу не покрывать голову? Итак, мы видим, что головное покрытие как бы определяет границы человека и напоминает ему: существует что-то более важное, чем он, что-то выше его. Это приучает его к богобоязненности.

В этой связи в Талмуде (Шабат 156 б) сообщается: матери Рава Нахмана, сына Ицхака, предсказали, что, вне всяких сомнений, ее сын станет вором. Чтобы предотвратить это, она приучила сына все время носить головной убор — чтобы он постоянно ощущал страх перед Небесами. При этом сам Рав Нахман не знал, почему мать требует от него этого. Однажды головной убор упал, он посмотрел вверх и увидел гроздь фиников, свисавшую над его головой. Финики не принадлежали Раву Нахману, но он не устоял перед искушением, забрался на дерево и отведал чужих фиников. Только тогда Рав Нахман осознал силу дурного начала, заложенного в нем, и понял, насколько дальновидной была его мать, требуя, чтобы его голова всегда была покрыта — чтобы он всегда ощущал страх перед Небесами.

Строго по букве закона запрещено проходить более 4 амот (см. выше) без головного убора, не проходить без кипы и меньшего расстояния — это обычай благочестивых (минhаг хасидут). По некоторым мнениям, постоянное ношение головного убора является не только традицией, но и обязанностью; смысл ее — не уподобляться неевреям (ТАЗ 8:3). Кроме того, по всем мнениям необходимо покрывать голову, находясь в синагоге, изучая Тору, произнося благословения и т.п. (Шулхан Арух 91:3). Сегодня же принято, что мужчины покрывают голову постоянно. Что касается обычая спать в кипе, то это минhаг хасидут (Мишна Брура 2:11).

При этом в некоторых случаях, когда понятно, что это необходимо, разрешено снимать головной убор. Можно снимать его, например, при стрижке волос, плавании в бассейне или на море и т.п. (Мишна Брура 2:11, Шаарэй Тшува 2:2).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его