Темы: Рав Ицхак Зильбер, Антисемитизм, Амалек, Германия, Богобоязненность, Вторая мировая война, Фонд наследия рава Ицхака Зильбера
Из книги рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»
«Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Который напал на тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших (что шли) позади, а ты был утомлен и изнурен, и не убоялся он Бога. И будет, когда Господь, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес. Не забудь!» (Дварим, 25:17—19).
Сказано в Торе, глава «Ки Теце»: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Который напал на тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших (что шли) позади, а ты был утомлен и изнурен, и не убоялся он Бога» (Дварим, 25:17—18).
«Бога не боится» — вот главная характеристика Амалека.
Тора продолжает: «И будет, когда Господь, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес. Не забудь!» (25:19).
Это две отдельные, самостоятельные заповеди — помнить, что сделал Амалек, и не забывать об этом. Тора усиливает приказ тем, что дает к нему «пару» заповедей («делай» и «не делай», «асэ» и «ло таасэ» на иврите). Причем в этом случае Раши указывает на такое различие между ними: не забывать — в сердце, помнить — устами. Тора приказывает нам всегда хранить этот факт в памяти.
До Второй мировой войны я удивлялся: зачем Тора увековечивает память о злодеянии Амалека? Ни о каких других врагах (которых в истории евреев немало) Тора такого приказа не отдает. Почему? Во время этой войны я понял. Потому что Амалек страшнее и опаснее всех других врагов.
Для чего Тора подчеркивает (дважды говорит в трех стихах отрывка), что Амалек напал «в пути»? А если бандит напал на человека дома, ему что — прощается?
Дело в том, что почти все войны имеют причиной или хотя бы главной формальной причиной борьбу за территории. У народа Израиля своей территории не было — он находился в пути.
Бывает целью войны грабеж, борьба за богатства. У евреев никаких особых ценностей не было. Не серьги же и кольца, которые они взяли с собой из Египта! Да Амалек на них и не покушался.
Бывает, между народами вспыхивает старая ненависть, как у армян с азербайджанцами. Но здесь и этого не было. Амалек — внук Эсава. Эсав и Яаков, наш праотец, — братья. Правда, в свое время они враждовали, но, получив ценный подарок от Яакова, Эсав добровольно ушел в Сеир из Эрец-Исраэль.
Почему же Амалек напал на евреев? Была у него причина, но совершенно особая.
Исход из Египта сопровождался чудесами. Египетские казни были «курсом лечения» как для египтян, так и для евреев, которые так долго гнили в Египте, что тоже стали служить идолам и были все не обрезаны. Надо было открыть глаза и тем, и другим, показать им, что есть Бог, есть Властелин над миром. Поэтому Всевышний нанес по Египту десять ударов — дал ему десять уроков. Например, главным идолом в Египте была река Нил — поэтому два из первых трех ударов («уроки» разбиты на группы: три, три, три и один) были нанесены по Нилу: вода превратилась в кровь, сушу заполонили лягушки, вышедшие из реки.
К концу десяти египетских казней евреи стали верующими. Да и многие другие народы призадумались о Боге. Амалек со своей ведущей идеей — неверием в силы выше природных — «не боялся Бога». И решил «разоблачить миф»: пришел в пустыню, напал на евреев, ведомых Всевышним, чтобы показать, что не так уж это страшно. Амалек был разбит, но страх перед евреями как перед народом Бога был поколеблен.
В имени «Амалек» — два корня: «ам» (народ) и «лак» (лакать). Амалек — «народ, лижущий (кровь)». Народ, не просто убивающий, но убивающий, терзая — наслаждающийся убийством.
Гематрия (численное значение букв в слове) «Амалек» равна гематрии слова «сафек» (сомнение). Главное дело Амалека — сеять сомнение в сердцах евреев: «Кто сказал, что Бог есть? Кто сказал, что Тора от Бога?» А дальше уже идет: «Вовсе не обязательно молиться. Необязательно соблюдать субботу. Можно и так быть евреем…» — и все прочее, что мы, к несчастью, не раз слышали.
Амалек охлаждает сердца. Сказано о нем: «Который напал на тебя в пути» — «ашер карха ба-дерех». Это можно понимать и как «который охладил тебя в пути» («кор» — «холод», «карха» — и «напал на тебя», и «охладил тебя»). «В пути» — в том долгом пути, которым мы и сегодня идем, ибо от изгнания до прихода Машиаха — большая дорога.
Тора говорит: «…поклялся Господь престолом, что война у Господа против Амалека из рода в род» (Шмот, 17:16). Некоторые слова в этом стихе написаны очень странно: в слове «престол» не хватает буквы «алеф» (не «кисэ», а «кес»), Имя Всевышнего дано только наполовину (не четыре буквы, а две). Почему?
Тора указывает нам: пока существует Амалек, престол Всевышнего не целен. Что такое «престол»? Люди возводят на престол того, кому они решили подчиняться. Слова «престол Бога» означают здесь послушание Богу. Амалек ослабляет престол, то есть подчинение Богу. И потому, пока существует Амалек, престол Бога не целен. И Имя Бога так и будет для нас неполным, пока память об Амалеке не сотрется из поднебесья.
Что же касается Германии, то, если коротко, Германия — это Амалек, о чем мы знаем из Устной Торы. Талмуд в Мегиле, 6б приводит слова Раши: «Гермамия — название власти (государства), происходящей от Эдома (он же — Эсав)». Виленский Гаон (который, среди прочего, изучал написание отдельных слов в Талмуде) уточняет: «Гермамия» следует читать «Германия». И указывает, что это северяне со светлой кожей и светлыми волосами.
У Эдома-Эсава было много потомков. У одного из его сыновей — Элифаза — был сын Амалек. Германия и есть Амалек, внук Эсава.
Германцы проявились как Амалек еще в Средние века, в эпоху крестовых походов. Они не только участвовали в этих походах, но и безжалостно уничтожали целые еврейские общины на своей территории (всем известны названия таких городов, как Вормс (Вермайза на иврите) и Майнц (Магенца), где евреи были почти полностью истреблены; молитва «Ав а-рахамим» — «Отец милосердия», которую мы читаем по субботам, сочинена неизвестным евреем из Германии).
До Второй мировой войны, пока немцы вели себя тихо-спокойно, кое-кто из евреев уверял, что нам не следует «помнить об Амалеке» и «отравлять свои души ненавистью». Теперь Германия изо всех сил старается, чтобы прошлое было забыто. Но один из еврейских партизан, погибший на войне, раввин, имени которого я здесь не назову, потому что боюсь ошибиться, сказал как-то очень тяжелые слова. Да сотрется, сказал он, имя еврея, который посмеет забыть, что немцы нам сделали.
Еврейская секция — это общее название еврейских организаций РКП(б): после революции коммунисты создали у себя в партии национальные секции, которые должны были внедрять коммунистическую идеологию «среди своих», то есть на родном языке уговаривать людей «строить социализм». Члены Евсекции беспощадно боролись с «пережитками прошлого» — с верой своих отцов: закрывали синагоги и миквы (бассейны для ритуальных омовений, которых требуют законы семейной жизни евреев), запрещали кашерный убой скота, сажали в тюрьмы тех, кто обучал Торе.
Почему я говорю об Амалеке в связи с Евсекцией? Потому что Евсекция, которая закрывала синагоги, расстреливала раввинов, добивалась, чтобы евреи работали в субботу, — безусловный Амалек. Если человек сам поступает дурно — это одно, но если он пытается помешать другим поступать правильно — это Амалек.
Рав Эльханан Вассерман[1] цитирует своего учителя Хафец Хаима, духовного вождя евреев Восточной Европы, жившего в 1838—1933 годах: «Я слышал от святого Хафец Хаима такие слова: “Ба мир из борур аз зей зайнен фун зера Амолек” (“Для меня очевидно, что они из семени Амалека” — идиш)».
Хафец Хаим говорил, что у него нет ни малейшего сомнения: Евсекция — это Амалек, пусть даже она состоит из самых чистокровных евреев. На них, говорил Хафец Хаим, распространяется статус Амалека, все то, что Тора предписывает относительно него, а это значит — всякий контакт и примирение с ними исключены!
[1] Рав Эльханан Вассерман вместе со своими ешиботниками (рав Вассерман возглавлял ешиву в Барановичах, тогда — Польша) погиб во время Второй мировой войны в Девятом форте под Каунасом, куда их вывезли фашисты.
Из книги рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»
Из книги рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»
Читайте: обзор по теме Амалек
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.