Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как научиться страху перед Всевышним?

Темы: Предназначение, Реувен Куклин, Страх, Богобоязненность

Отложить Отложено

Шалом! Как можно научиться бояться Б-га, если меня этому никто никогда не учил?.. А., Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Вы задали очень важный вопрос. Говорит Моше-рабейну (Дварим 10, 12): «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…». И сделали отсюда вывод наши мудрецы (Брахот 33 б), что «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Из этого мы можем понять, что находимся в этом мире главным образом для того, чтобы достичь «страха перед Небесами» (разумеется, одним из наиважнейших «проявлений» этого страха является соблюдение заповедей, не может существовать богобоязненность только в сердце, не проявляясь в действиях) и усилить его.

Однако прежде, чем попытаться ответить на Ваш вопрос, как достичь страха перед Небесами, следует понять, что же такое страх перед Небесами.

В книгах мыслителей раннего периода находим, что существует два вида Страха — страх перед наказанием и страх (трепет) перед Величием.

Страх перед наказанием означает: человек боится, что Всевышний накажет его за совершённые им грехи.

Страх же перед Величием это страх, который человек испытывает перед Всевышним при мысли о Его величии и бесконечности. Именно к такой богобоязненности человек должен стремиться прежде всего.

Так написано в книге Зоар (Акдама 11, 2): «Основной страх, который который человек должен испытывать — чтобы человек боялся своего Господина (т.е., Б-га), потому что Он велик и властен, основа и корень всех миров, и все пред Ним как будто не существуют, как сказано (Даниэль 4, 32): «А все живущие на земле считаются ничем в сравнении с Ним»». В Зоаре речь идёт о том, что человек должен бояться Всевышнего, зная, что Он — источник существования всех миров, Он создал их и поддерживает их существование каждое мгновение, и всё, что происходит в мире, — по Его воле происходит.

Научиться бояться наказания не так трудно, поскольку «каждый человек любит себя и боится за себя, и ничто не отвратит его от совершения какого-либо действия больше, чем страх, как бы не случилось с ним какого-то несчастья» (Рабби Моше-Хаим Луцатто, Мэсилат Йешарим, часть 24).

Научиться этому страху человек может, изучая Тору, те места, где говорится о том, что Всевышний не оставляет безнаказанным ни одно нарушение Закона (см. Раввину не страшно грешить?), и о том, какое наказание полагается за каждое нарушение (см. более подробно Мэсилат Йешарим, часть 4).

Трепету перед Величием можно научиться, вдумываясь в то, что «нет никого, кроме Него», что Он создал всё и всем управляет.

И ещё помогает — вглядеться в окружающее нас Творение. Так сказал Рамбам (Йесодэй Тора 2, 2): «Как достичь любви к Нему и трепета перед Ним? Когда посмотрит человек на Его удивительные великие деяния и творения и увидит за этим Его бесконечную мудрость, которую невозможно оценить, немедленно преисполнится любви, и восхвалит, и восславит, и возжелает великим желанием постичь Всевышнего, как сказал Давид: «Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого» (Тэилим 42, 3). И когда человек подумает об этих вещах, он тут же отпрянет назад, и устрашится, и узнает, что он малое, низкое, тёмное создание, стоящее со своим поверхностным и бедным пониманием перед Тем, Кто понимает всё, как сказал Давид: «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих… (думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его?..» Тэилим 8; 4, 5)».

Сегодня, благодаря развитию науки, мы можем ощутить мудрость Всевышнего и Его власть над миром в ещё большей мере — т.к. возможности познания чудес окружающего нас мира неизмеримо возросли. Можно подумать о макромире — гигантских галактиках, состоящих из миллионов планет, причём всё это беспрерывно «работает» и каждая планета «на своём месте». А можно подумать об окружающих нас растениях и животных, об устройстве человеческого организма. Или о микромире — об удивительном строении молекул и атомов, о том, что расстояние между электроном и атомным ядром (в пропорции) — как расстояние между земным шаром и солнцем, и само количество материи невероятно мало, настолько, что мы ничего бы не увидели, если бы не огромная скорость вращения электронов вокруг ядра. Благодаря этой скорости у нас «создаётся впечатление», что всё состоит из материи, но если Всевышний на минуту остановит электроны, всё исчезнет. Все эти мысли, несомненно, приведут человека к страху перед Творцом.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Тора и наука

Материалы по теме

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

Урок для женщин. Песнь песней 35. Пять граней «Ират-Шамаим»

Эстер Оффенгенден,
из цикла «Песнь песней»

Я познал Каббалу, что делать дальше!?

Рав Ашер Кушнир

Я изучаю каббалу уже лет 5…

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его