Из цикла «Тора и Музыка», темы: Психология, Духовность, Александр Айзенштадт, Искусство, Музыка
Александр Айзенштадт
« Музыка и религиозное мироощущение »
( Из цикла « Беседы о музыке »)
Посвящается раву Александру Лейбу Саврасову .
Однажды , рав Александр Лейб Саврасов сказал , что хотел бы научиться играть на фортепиано . Но , будучи человеком очень занятым , он сразу же предупредил , что фортепиано у него нет , да и времени на упражнения и занятия – тоже нет .
Казалось бы – ситуация безнадёжная . Но жизненный опыт интуитивно подсказывал , что желания не приходят к человеку без возможности их осуществить . И , если человек хочет научиться играть на фортепиано , то не всё так безнадёжно , как может показаться на первый взгляд , и эта возможность где - то существует . Но где ?
Конечно , есть традиционный путь : пойти учиться в музыкальную школу , или пригласить частного учителя . И каждый родитель , желающий обучить своих детей музыке , – так и поступает . И начинается процесс обучения в виде необходимости осваивать гаммы , упражнения , изучать нотную грамоту и теорию музыки . Но , к сожалению , мало кому из детей это всё нравится . Конечно , если эта семья музыкантов , и дети с самого раннего возраста окружены музыкой , то многие вещи и понятия из мира музыки для них привычны , ибо усваиваются автоматически из окружающей их среды . И таким детям обучение даётся гораздо легче . Но если в семье нет музыкантов , то большинство детей очень скоро начинают скучать от всех этих упражнений и , если родители не заставляют их упражняться , - прекращают заниматься , ибо не видят для себя в этом никакого смысла , а внутренняя мотивация у детей , как правило , отсутствует . Но каждый учитель музыки знает : если ребёнок каждый день не упражняется , – шансов на успех обучения почти нет . Надо заниматься каждый день – как в спорте . И сам процесс обучения похож на спорт и на дрессировку одновременно . И возникает резонный вопрос : для чего ? Какова конечная цель ? Если эта цель – карьера профессионального музыканта или преподавателя музыки , - тогда это понятно , особенно в тех местах , где есть на это спрос . Но , в мире , наверное , нет более тяжёлого заработка , чем карьера музыканта . Об этом знает каждый профессиональный музыкант или учитель музыки . И очень мало в музыкальном мире счастливых и довольных своей жизнью людей . Но , при этом , желающих учиться музыке не убывает . Так что же такого притягательного есть в музыке , что , не смотря ни на что , вызывает желание у большинства людей хотя бы приблизиться , или , хотя бы прикоснуться к ней ? И почему все любят музыку вообще , но каждый любит только свою музыку в частности ?
На эту тему и написано и сказано очень много . И прибавить что - либо существенное в этой теме – крайне трудно . Но , иногда , необычный взгляд может по - новому осветить проблему , и дать толчок к появлению другого качества понимания этой темы . И это позволит совсем по - другому почувствовать суть музыки и увидеть другие перспективы , как обучения , так и общения с музыкой . И что же это за необычный взгляд ?
Восприятие музыки , по сути , основано на резонансе , одном из самых загадочных по своей сути и непонятных явлений в природе . Резонанс , как физическое явление , возникает ( как известно ) вследствие колебания упругой среды . А звук , сам по себе , и есть колебание такой среды , которое вызывает резонансное колебание ушных перепонок , которое мы , в свою очередь , и воспринимаем как музыку или как звуковой фон . Всё это хорошо описано в любом учебнике физики . Но что такое резонанс в музыке ?
Обобщая практический опыт , можно выделить пять видов резонанса , через которые , собственно , и происходит воздействие музыки на человека :
- акустический
- ритмический
- пространственный
- психологический
- душевный ( мистический )
Первые четыре вида , в принципе , соответствуют научным представлениям о мире , ибо как - то наукой объясняются . Пятый вид научным объяснениям не поддаётся , т . к . почти полностью лежит в эзотерической природе и ощущается мистически , ибо всё , что связано с душой человека , всегда даёт отчётливо понять , что в мире есть силы , природа которых нам неизвестна , но действие и влияние их очевидно . Мы называем это душевными ощущениями .
Конечно же , такое разделение условно , ибо практически невозможно провести чёткую границу , отделяющую один вид резонанса от другого . Скорее это пять свойств одного явления , связанных между собой . Попробуем рассмотреть каждое из этих свойств в отдельности , чтобы потом получить более или менее ясное представление , что же такое резонанс в музыке .
Акустический резонанс наиболее ярко проявляется в музыкальных инструментах , в которых есть дополнительные резонирующие струны . Например , в индийских ситарах есть семь основных струн , на которых музыкант исполняет мелодии , и 9 –13 резонирующих , которых музыкант не касается в процессе исполнения , а звучат они исключительно от резонанса с основными струнами . В результате их взаимодействия возникает удивительное музыкальное " поле ", которое зачаровывает , и может вызвать довольно сильные медитативные ощущения . Во всяком случае , любой человек , кто слышал звучание этого инструмента , мог почувствовать всю необычность этих ощущений . И надо отметить , что приёмы исполнения на таких инструментах , тоже необычные , и требуют от музыканта не только специфических , чисто технических навыков , но также и « эмоционального » погружения в исполняемую им музыку . Но что означает « погружение » – об этом речь пойдёт дальше .
Ритмический резонанс . Каждый человек , наверное , не один раз испытывал желание двигаться под остро - ритмичную музыку , будь то марш , танго или рок - н - ролл . Это желание возникало вследствие невольного сокращения мышц , вызванного ритмическим чередованием сильных и слабых долей в музыке . ( Подробнее см . в учебнике элементарной теории музыки в разделе « Ритм ».) Но кроме желания двигаться под такую музыку , в человеке возникает множество подсознательных влечений , вызванных большим набором ритмических резонансов , каждый из которых резонирует , т . е . воздействует на различные органы человеческого тела . Известно , что каждый орган в теле человека функционирует в своём ритме . Поэтому , ритмический резонанс , говоря упрощённо , может либо усиливать и стимулировать это функционирование , либо его подавлять . Вследствие этого , человек может испытывать либо физическое возбуждение , либо наоборот . И , как результат , - набор эмоциональных возбуждений : от прилива радостной эйфории , до чувства подавленности и отчаянья . ( Эти свойства широко использовались в музыке древнего Египта , которая , в основном , сопровождала идолослужение .) Сегодня , примером может служить африканская музыка , в основе которой лежат разнообразие барабанных ритмов . Также тибетская музыка , где основными музыкальными инструментами являются различные гонги , тарелки и колокольчики . У многих людей эта музыка ассоциируется с силами зла . Но , если затронуть ритмическую тему более глубоко , то нужно отметить , что ритм , сам по себе , возникает в музыке всегда , когда есть какая - либо мелодия , ибо ритм – свойство музыки , которое проявляется во время звучания мелодии . То есть , ритм в музыке возникает вследствие акустического резонанса , проявляя , таким образом , связь этих видов резонанса . Но , для полноты картины , нужно отметить , что не только мелодия может вызвать определённый ритм , но и ритм сам по себе способен вызвать к жизни определённую мелодию . Но об этом ниже , ибо здесь уже затрагивается психологические аспекты воздействия музыки . ( Есть мнение , что в природе , в ритмических процессах , нет чередования сильных и слабых долей , - т . е . пульсаций . Сильные и слабые доли « устанавливает » сам живой организм в процессе резонанса . К примеру : тиканье маятника в часах . Маятник всегда тикает равномерно , однако человеческое ухо всегда слышит « новую музыку » в этом тиканье , особенно , если тикают несколько часов в одной комнате . Ухо воспринимает некую « симфонию » тиканья , которую же само для себя и « устанавливает ». И эта « симфония » бывает иногда такой разнообразной , что прислушиваться к ней можно довольно долго . Но , на самом деле , здесь скрыты большие тайны природы человека . И в этом смысле и сама музыка является большой тайной . Но способный уразуметь – уразумеет …)
Пространственный резонанс . Каждый человек сталкивался с интересным природным явлением – эхо . Это акустическое явление возникает вследствие отражения звука от различных препятствий , будь то горы , кромка леса или голые стены в большом помещении . Это очень интересное явление , создающее иллюзию необычного пространства , притягивающего яркой палитрой непонятно откуда берущихся звуков . Человек всегда бывает зачарован , столкнувшись с эхом . Ощущение , что звуки вокруг тебя живут , меняются и перемещаются в различных направлениях . Правда , иногда , это вызывает страх , ибо начинает казаться , что где - то рядом присутствует кто - то невидимый , но слышимый . Вследствие этого резонанса , вокруг каждого человека возникает индивидуальное звуковое пространство , где каждый слышит что - то своё . И поэтому это пространство вызывает целую гамму мистических ощущений . Но это – всего лишь эхо , или пространственный резонанс . Однако , в музыке это явление играет огромную роль , являясь усилителем воздействия музыки на человека . Кто из нас не испытывал магического ощущения , слыша живое звучание большого оркестра , ибо это звучание всегда порождает мощное звуковое пространство , чем , кстати , всегда пользовались все диктаторы всех времён и народов , чтобы заворожить толпу и усилить своё влияние на неё . Да и не только диктаторы …
Психологический резонанс . Постепенно , мы приближаемся к более духовно тонким аспектам влияния музыки на человека , коим и является психологический резонанс .
Каждый музыкант , выступающий с концертами , знает , что очень важно не только правильно выбрать музыкальные произведения для выступления в концерте , но и правильно эти произведения расположить в программе выступления , ибо от этого во многом зависит успех выступления . Но какое значение имеет порядок исполнения выбранных произведений ? И почему вообще надо выстраивать концерт в какой - то определённой форме ? И возникает ещё множество вопросов : что такое форма произведения ? Чем отличается восприятие малых форм в музыке ( песня , романс , пьеса и т . д .) от восприятия крупных форм ( симфония , опера , балет и т . д .)? Как видно , центральное понятие здесь - форма !
Наверное , уместно здесь вскользь упомянуть , что мир , в котором мы живем , – мир исключительно различных форм , ибо мы способны воспринимать материю лишь тогда , когда она облекается и обретает конкретную форму . Поэтому мы не можем воспринимать материю в виде радиоволны , ибо для этого нам нужен радиоприёмник , который преобразует материю волны в форму звука . Но всё , что мы воспринимаем своими чувствами , даже кажущийся нам хаос , - имеет свою форму . Однако , форма – лишь внешняя , поверхностная сторона всех вещей и событий в нашем мире ; внешнее облачение , одежда структуры , находящейся внутри любой формы . Понятие « одежды » само по себе очень не простое и очень интересное , но , к сожалению , рамки этой статьи не позволяют углубляться как в это понятие , так и в понятие организации структуры . Хотя именно в этих понятиях скрыты глубочайшие тайны мироздания , скрывающие ответы на вопросы : почему одна вещь , однажды созданная , - существует столетия и даже тысячелетия , а другая начинает разрушаться через месяц или год после создания ? Почему одни понятия волнуют людей , и всё человечество на протяжении длительного времени , постоянно возбуждая интерес к себе ( как - то : богатство , власть , желание привлечь к себе внимание и прославиться , и т . п .). А другие понятия ( мудрость , заключённая в святых книгах , или желание совершенствоваться в своей профессии с целью получения новых знаний , или уважение к традициям и историческому опыту , который , порой , содержит давно готовые ответы на актуальные сегодня вопросы , и т . п .) – не вызывают большой интерес у большинства , хотя именно эти понятия и являются очень важными для правильного понимания современной ситуации . И все эти ответы скрыты в понятии « структура ». Далее , придётся немного остановиться на понятии « структурное мышление », ибо человек , обладающий таким мышлением , способен видеть не только внутреннюю связь между вещами и явлениями , но также и то , что объединяет эти вещи и события : т . е . – некую духовную суть , из которой « вырастают » различные , и , на первый взгляд , не имеющие между собой ничего общего , формы этого мира . И это очень обширная тема , и понимающий – поймёт …
Но , возвратимся к музыке . Человек пришёл на концерт , прослушал программу музыкальных произведений , и … остался недоволен . Вроде музыки было много , а ему , всё - таки , чего - то не хватило для его эмоционального удовлетворения . Или наоборот : после другого концерта он выходит как бы заряжённый внутренней энергией . В чём здесь дело ?
Условно говоря , человека можно представить в виде набора неких психологических механизмов , связанных в систему структур , взаимодействующих между собой . И когда человек сталкивается с другой структурной системой ( к примеру , – музыкальный концерт ), организованной аналогичным образом , возникает психологический резонанс , который и « подзаряжает » человека эмоциональной энергией , улучшая его настроение и психологическое состояние . И наоборот ! Таким образом , поиск малых форм ( песня , пьеса , и т . д .), являющихся элементами более крупной формы ( форма концерта ), и выстраивание всего этого определённым образом , - позволяет регулировать влияния и воздействия одних структур на другие .
Довольно очевидно , что психологический резонанс есть более высокий уровень обобщения акустического , ритмического и пространственного резонансов , объединяя их в систему более высокого духовного порядка . Конечно , все эти объяснения носят довольно условный характер , давая лишь возможность обрисовать всего лишь некие контуры этих понятий , причём , лишь чисто внешние , даже не задевающие более глубокой сути . И очевидно , что возникающих вопросов гораздо больше , чем исчерпывающих ответов на них . Но , в жизни , чаще бывает важнее поставить вопрос . Ибо , если нет вопроса , то и нет даже шанса получить хоть какое - нибудь объяснение или представление о данной теме .
И вот , мы подошли к наиболее сложной и спорной эзотерической части понятий резонанса .
Душевный или мистический резонанс . Как ни странно , но именно всё , что связано с душой человека , вызывает наименьшее количество вопросов у самого человека . Природа человека , увы , такова , что его больше интересуют инопланетные цивилизации , чем строение его собственной души . Изучением строения и свойств души занимаются пожалуй что профессиональные психологи , да религиозные евреи , изучающие Талмуд и духовное религиозное наследие , передающееся по традиции от одного мудреца к другому . Но , именно в этой области , музыка обладает уникальнейшим опытом , ибо музыка – сейчас , пожалуй , единственная область человеческой деятельности , где восприятие – исключительно качественное . О чём речь ?
Музыку можно записать в количественных символах : в виде нотных знаков , цифр , графических схем , и т . п . И всё это в музыке есть . Но когда человек слушает музыку , он её воспринимает исключительно в виде эмоциональных образов ( образы природы , моря , неба и т . п .), или ощущений ( ощущения радости или грусти , счастья или горя , и т . д .). То есть , человек воспринимает музыку как качество эмоционального состояния , но никак не в виде количественных эквивалентов . К примеру : при прослушивании музыки , воображение не рисует слушателю ноты этой музыки . Хотя , лицезрея , скажем , автомобиль , - воображение , сражу же , по его внешнему виду даёт представление об его мощности , грузоподъёмности и прочих количественных характеристик . Эти сравнения , опять - таки , довольно условные . Но для того , чтобы человеку сочинить какую - либо мелодию , необходимо всего лишь наличие вдохновения и элементарных навыков владения каким - либо музыкальным инструментом . Когда же человек хочет построить дом , ему необходимо обладать помощью довольно обширных знаний из области сопротивления материалов , расчёта устойчивости конструкций и т . д . То есть , - профессиональными знаниями . Но очень часто мелодия , сочинённая дилетантом , становится шлягером века ( например , всемирно известная песня « Бесаме Мучо »), ибо , сочиняя музыку , человек почти полностью подчиняется своей интуиции , что практически невозможно в технике , хотя и здесь интуиция играет далеко не последнюю роль . Но и не первую , ибо на первом месте в технике всегда стоит расчёт . Но что такое интуиция ?
Говоря серьёзно , здесь мы можем строить только предположения , ибо интуиция , как и понятие души , лежат за пределами научно - материалистического восприятия мира . А какое ещё существует восприятие ?
Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос , рассмотрим одно очень необычное , но интересное свойство музыки : когда из какого - либо акустического инструмента извлекаются хотя бы два звука , то всегда , и я подчёркиваю , – всегда , вследствие резонанса возникает так называемый « третий звук ». Правда , далеко не всегда , он бывает явственно различим и отличаем от исходных двух , но современные измерительные приборы позволяют довольно чётко его зафиксировать . И получается интересная картина : каждые два исполняемые звука , всегда порождают третий звук , который исполнитель непосредственно не извлекает из музыкального инструмента , но , который конкретно звучит и участвует в музыкальной палитре любого исполнения . То есть : в исполнении этого звука нет , но в звучании он есть . И это « третий звук » также воздействует на слушателя , как и те два , что его породили . Для слушателей , воспитанных в рамках канонов Западной музыкальной культуры , само понятие « третий звук » – довольно условное и расплывчатое , ибо , в силу определённых ( в частности – исторических ) причин , Западная культура почти полностью игнорировала это понятие , считая « третий звук » проявлением тёмных сил . Но в Восточной музыкальной культуре ( более подробно о музыкальных культурах – в статье « Музыка и Храм »), « третий звук » является основополагающим и центральным понятием . И вся музыка этой культуры связана только с « третьим звуком ». Сама же Восточная музыкальная культура , как известно , ориентирована исключительно на формирование медитативного состояния у слушателя . То есть , эта музыка направлена на создание индивидуального для каждого человека духовного пространства , где человеку могут открываться совершенно иные горизонты видения и понимания окружающего .
И , в связи с этим , возникает ещё один очень интересный , но , на первый взгляд , парадоксальный вопрос : а что появилось раньше : два звука , которые породили « третий звук », или « третий звук », который , зазвучав в голове музыканта , « вынудил » его извлечь эти два звука ? Или , другими словами : что более сильно влияет на человека : звуки , которые он извлекает сам , или этот « третий звук », порождённый теми двумя ?
Тот , кто найдёт ответ на этот вопрос , сможет , по - видимому , постичь не только все тайны музыки …
Но , если представить себе , что в каждом из нас есть его « третий звук », тогда восприятие музыки каждым человеком становится индивидуально - уникальным процессом , и , при этом , - очень интимным , ибо каждый человек тогда « ищет » именно ту музыку , которая резонирует с его внутренним « третьим звуком ». Это , в какой - то мере , объясняет , почему нет на земле двух людей с одинаковым музыкальным вкусом и одинаковыми музыкальными потребностями , да которые ещё одинаково бы воспринимали одну и ту же музыку . И , можно очень далеко зайти , развивая эти предположения …
Но , с учётом всего вышеизложенного , вернёмся к самому первому вопросу : возможен ли иной путь обучения музыки , отличающегося от традиционного ? То есть , без необходимости в многолетних , каждодневных , многочасовых тренировок по овладению музыкальными упражнениями и гаммами ?
Есть опыт , который говорит « Да !». Это возможно ! Но для этого необходимо изменить наши привычные ( для людей , сформировавшихся в рамках Западной музыкальной культуры ) представления о музыке . И главным инструментом в этом процессе является развитие структурного мышления и структурного сознания . Что это такое ?
Если представить себе эволюцию Западной музыкальной культуры как некую единую структуру , то возникает довольно интересная картина : древнегреческий философ Платон , примерно 2500 лет тому назад сформулировал некую музыкальную теорию , на которой и строилась в дальнейшем сама Западная музыкальная культура . В основе этой теории лежат сугубо материалистические представления о природе звука , рассматривая сам звук , как чисто физическое явление ( она довольно подробно излагается во многих учебниках по теории музыки ). Музыкальная практика , реализуя эту теорию , формировала и развивала не только новые музыкальные стили , жанры и направления , но и изменяла и усложняла музыкальные инструменты , которые , в свою очередь , изменяли понятия и представления о музыкальном ансамбле и оркестре . Понадобилось примерно 2000 лет становления и формирования музыкальной практики , чтобы теория Платона получила максимальное воплощение в период классицизма , где каждая нота в музыкальном произведении была теоретически обоснована и объяснена . Эпоха классицизма в музыке подобна вершине горы , перевалив через которую , началось уже время отрицания постулатов этой теории . На смену классицизму пришёл период романтизма , который стал подвергать сомнению незыблемость связи каждой ноты в мелодии с каждой нотой в сопровождающих эту мелодию аккордов . Связь , на которой была основана музыка периода классицизма . Последующие периоды в этой эволюции отрицали уже что - то другое в теории , ставшей уже классической в то время . И т . д . и т . п . В начале 20 века это отрицание дошло до некого абсурда , когда авангардная музыка использовала скрипку как ударный инструмент , а в звуках барабана искали особую мелодию …
На первый взгляд – очевидна деградация и упадок в музыке , ибо любой отказ в следовании законам классической музыкальной теории , приводил к мелодическому обеднению и исчезновению напевности в мелодических темах . В музыке 20 века стали реже и реже встречаться красивые и напевные мелодии , изобилующие в музыке 17 – 19 веков . Но , зато , музыка 20 века стала насыщаться сложными и мощными ритмами ( в музыке Бартока , Рихарда Штрауса , Стравинского и др .). Ритмическое начало вышло на первое место перед напевностью .
Этот этап сменился творческими поисками в области звукового пространства и акустического объёма звучания . Огромные возможности здесь предоставила современная электронная техника .
На смену этому периоду пришло время музыки , воздействующей уже не на эстетическое начало , а на подсознание и психологию человека . Появились психоделические музыкальные представления с большим набором световых и пространственных эффектов .
Я не хочу здесь подробно разбирать динамику и особенности чередования каждого этапа музыкальной эволюции . Моя задача – дать некий общий контур этой динамики , чтобы обратить внимание на некоторые закономерности в совпадениях содержания периодов музыкальной эволюции и видов резонанса . И здесь , невольно , напрашивается некая аналогия : разбирая структуру резонанса , было выделено пять видов ; музыкальную эволюцию тоже можно условно представить в пяти периодах :
период мелодического развития – ( по аналогии – акустический резонанс )
период развития ритмов – ( по аналогии – ритмический резонанс )
период электронно - пространственной музыки – ( по аналогии – пространственный резонанс )
период компиляционной музыки ( музыка , составленная из отрывков ранее записанной музыки и обработанной с помощью современных компьютерных технологий ) – ( по аналогии – психологический резонанс )
период «?» – ( по аналогии – мистический или душевный резонанс )
Период «?». Здесь , как - то напрашивается мысль , что следующим этапом музыкальной эволюции будет этап гипнотической и медитационной музыки , которая будет уже воздействовать , скорее , как психотронное средство , схожее с гипнозом или с наркотическим состоянием , вызывающим различные видения и грёзы , уводящие и помещающие человека в другое психологическое и пространственное измерение .
Но нужно отметить , что , с точки зрения материалистического мироощущения , которое основано на научных методах познания , - изотерический или душевный резонанс совершенно не понятен , ибо не вписывается в научные представления об устройстве нашего мира , основанные на том , что всё новое в нашем мире появляется вследствие эволюционного изменения старого . Религиозное же мироощущение , основанное на том , что наш мир создан по определённому плану , и управляется Тем , Кто его создал , - исходит из того , что в человеке уже от рождения заложены определённые качества и свойства ( т . е . в человеке с самого рождения уже есть его « третий звук »). И эти качества и направляют развитие человека , побуждая его действовать тем или иным образом ( т . е . его « третий звук », звуча в подсознании , направляет человека на создание соответствующей музыки . И , получается как бы обратная картина : не музыка рождает « третий звук », а наоборот ).
Конечно же , всё изложенное выше , - всего лишь предположение , основанное на принципах структурного мышления и структурного восприятия окружающего . И пример анализа эволюции музыки – лишь демонстрация того , как работает структурное мышление . Структурное мышление ( способность воссоздавать структуру по её отдельным элементам , и соединять различные структуры в единую систему ), структурное мироощущение ( способность видеть и воспринимать окружающее в виде структур ), структурный анализ ( изучение связи между элементами как внутри одной структуры , так и внутри системы структур ) – инструменты познания окружающего нас мира . Но , чтобы эффективно пользоваться этими инструментами , нужно всегда помнить , что структурный анализ всегда начинается с необходимости отделить очевидное ( т . е . то , что существует как факт ) от предполагаемого . Это разделение необходимо для сохранения ясности видения рассматриваемого вопроса .
Возвращаясь к рассмотрению музыкальной эволюции как единой структуры , с точки зрения структурного анализа , вначале очень важно выделить в этой эволюции то общее , что присуще всем её периодам , и определить , тем самым , область , где начинаются различия , и начинаются , собственно , эволюционные изменения . После этого можно строить различные предположения . Такое разделение , в конечном счёте , даёт возможность человеку увидеть то место в этой эволюционной структуре , где может находиться его личный « третий звук », и попытаться услышать « свою внутреннюю музыку ». И когда человек начинает слышать « свою музыку », то ему будет довольно легко воспроизвести её на каком - либо музыкальном инструменте .
Однажды , к одному преподавателю музыки обратился человек лет 35 с просьбой научить его играть на фортепиано . Этот человек не мог объяснить , какой музыке он хочет обучиться , но про фортепиано он знал точно . Оказалось , что он уже « слышал » свою внутреннюю музыку , и её звучание не было похоже ни на что , уже созданное в мире ранее . Его музыка , по его словам , - очень необычная .
Что сделал преподаватель ? Он предложил этому человеку нажать любую клавишу на фортепиано и внимательно прислушаться к этому звуку . Потом , путём простого подбора нажатий других клавиш , найти второй звук , связанный с первым , и соответствующий его внутренней музыке . Далее , таким же образом , найти и все остальные звуки .
Несколько дней этот человек искал свой второй звук . На поиск третьего звука у него уже ушло немного меньше времени . На поиск четвёртого – ещё меньше времени . И уже через несколько недель он действительно играл какую - то очень необычную , но довольно интересную музыку .
Первой не выдержала его жена , которая посчитала , что этот процесс отбирает у неё не только мужа , но и отрывает его от жизни , ибо он целыми днями напролёт сидел за фортепиано и « искал » свои звуки . Её бунт закончился семейными напряжениями , и этот человек вынужден был прервать свои поиски .
Но потом , он долго вспоминал этот период , как один из самых счастливых и творчески плодотворных в его жизни . Как ни странно , но этот человек , вскоре , после этих событий , стал очень интересным и искусным ювелиром и художником , картины которого пользуются довольно большим спросом . Но к музыке он так больше и не вернулся , ибо , по его словам , он испугался стать « музыкальным наркоманом ».
Иерусалим , май , 2008.
«Мир Торы»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух