«...Ибо служение при святыне на них, на плечах нести будут» (7:9) Глагол «нести» упоминается в Танахе в нескольких местах. В частности, в Теиллим - «Вознесите пение и бейте в барабаны» (Теиллим 81:3). Наши мудрецы делают из этого следующий вывод — левиты должны петь во время храмовой службы.
Казалось бы, это приятная и ни к чему не обязывающая работа. Но на практике всё гораздо сложнее. Когда раввин Галинский обучался в ешиве Белостока, его пригласил на шаббат местный кантор. «Скажите, - спросил юный ешиботник хозяина, - не стать ли и мне кантором? Голос у меня есть, слух тоже».
«Ни в коем случае, - замахал руками хозяин. - Нет человека, несчастнее кантора. Когда все евреи собираются в субботу, чтобы насладиться словами молитвы, кантор думает лишь о том, понравится ли публике его очередная рулада, и вовремя ли ему выдадут жалованье».
В Иране жил известный кантор, которого приглашали в синагоги по всей стране. Как-то раз к нему обратился служка центральной синагоги: «Мы хотим пригласить вас на Рош а-Шана. Когда вы поете «Владыка мира, исполни желания наши», публика на седьмом небе от счастья». Кантор согласился, но потребовал, чтобы ему повысили жалованье. Служка удивился: «Но ведь молитва осталась неизменной!» «Да, - сказал обладатель уникального голоса, - но я придумал новую мелодию на слова «Владыка мира». Синагогальный служка недовольно поморщился: «Тогда мы придумаем себе нового кантора».
Нужно помнить, что главное — не форма, а содержание. Новые мелодии — это замечательно, но надо вкладывать в них глубинный смысл святых слов.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его