Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какую музыку можно слушать?

Темы: Запреты, Яков Шуб, Музыка

Отложить Отложено

Шалом, рав Шуб! Прошу Вас, скажите, какую музыку можно слушать? Когда и где? И песни и мелодии каких певцов разрешается слушать? После того, как мудрецы нашего поколения запретили слушать многих певцов, которые участвуют в арвей шира. Заранее спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. В иудаизме музыка традиционно занимает особое положение. В силу своей способности воодушевлять людей она рассматривается как способ достижения Б-жественного вдохновения и пророчества. Поэтому музыка была неотъемлемой частью службы в Святом Храме в Иерусалиме.

Гемора (Гитин 7а) говорит, что после разрушения Храма мудрецы запретили слушать музыку, петь и играть на музыкальных инструментах. Храм являлся местом Б-жественнго присутствия в этом мире, и разрушение Храма обязывает нас соблюдать определённые законы скорби. И Мишна (Сота 48 б) говорит о том, что после того, как Сангедрин прекратил свое существование, запрещено петь и играть на музыкальных инструментах на увеселительных мероприятиях и вечеринках.

Мнение ришойним (ранних комментаторов) по вопросу о том, на какие конкретно ситуации распространяется данный запрет, разделились. По мнению Раши и Тосафот, запрещено петь, играть на музыкальных инструментах и слушать музыку во время увеселительных мероприятий, вечеринок, трапез с вином и т.п., т.е. в случаях, оговоренных в упомянутой мишне (Сота 48 б). Кроме того, даже не во время вечеринок это запрещено людям, которые постоянно слушают музыку, например, царям, которые ложатся и встают под музыку. В свою очередь, Рамбам (Ильхот Таанит 5:14) считает, что играть на музыкальных инструментах и слушать музыку запрещено в любом случае, а пение запрещено только во время увеселительных мероприятий и вечеринок.

Шулхан Орух (Орэх Хаим 560:3) приводит мнение Рамбама; Рамо же согласен с мнением Раши и Тосафот. Многие галахические авторитеты устрожают закон и запрещают любые виды музыки (Бах 560:3, Маген Авраам 560:8, см. также Мишна Брура 560:13—14). Однако в большинстве общин принято полагаться на мнение Рамо: петь и играть на музыкальных инструментах запрещено только на увеселительных мероприятиях, вечеринках и трапезах с вином, (Игрот Мойше 1:166, Циц Элиэзер 15:33, Рав Мойше Карп, Законы и обычаи Бейн а-Мецарим).

Кроме того, запрет не распространяется на песни, восхваляющие и прославляющие Вс-вышнего, даже если при этом используются музыкальные инструменты. Можно также петь и играть на музыкальных инструментах, чтобы выполнить заповедь, например, порадовать жениха и невесту (в Иерусалиме, правда, существуют особые ограничения), или во время сеудат мицва (праздничной трапезы в честь выполнения заповеди). Но и в этих случаях атмосфера легкомыслия и лицемерия является неприемлемой (Маген Авраам 560:10, Мишна Брура 560:15). Даже галахические авторитеты, которые придерживаются более строгого мнения, в определенных случаях разрешают слушать музыку, например, когда это необходимо, чтобы вывести человека из депрессии или чтобы он не заснул за рулем (Аз Йедабэру 5:58, Шевет а-Леви 6:69).

Конечно, как и произведения других видов искусства, музыка может быть чистой, одухотворенной, приближающей человека ко Вс-вышнему. Однако она также может «приближать» к разврату и идолопоклонству. Гемора (Хагига 15 б) говорит: одна из причин того, что Элиша бен-Абуя по прозвищу Ахер отошел от соблюдения Торы, — греческие песни не сходили с его уст. Поэтому очень важно, какого рода музыку человек слушает. Неприемлемой является литургическая музыка, которая используется при идолопоклонстве или для передачи религиозных идей, противоречащих иудаизму. Запрещена также лирическая музыка, выражающая аморальные идеи и чувства. Следует также остерегаться музыки и песен, написанных недостойными людьми или евреями, которые отошли от Торы (Мишнэ Алахот 6:108). Некоторые люди воздерживаются от прослушивания музыки, сочиненной завзятыми антисемитами, даже если музыка сама по себе является «чисто» классической. Некоторые галахические авторитеты разрешают слушать еврейские песни, положенные на нееврейские мелодии (Йабиа Омер, Орэх Хаим 6:7).

Теперь об арвей шира, или концертах религиозных исполнителей поп-музыки, на которых присутствуют мужчины и женщины. Один из крупнейших современных раввинов Англии, Рав Песах Элиягу Фалк, в книге Левуша шель Тора (ч. 2, гл. 79) перечисляет около десяти различных запретов, которые нарушаются при проведении этих мероприятий (даже если мужчины и женщины сидят раздельно). Кроме того, против таких концертов высказываются величайшие раввины современности как в Эрец-Исроэль, так и за ее пределами.

Я не очень слежу за новостями современной религиозной поп-музыки, поэтому не могу Вам сказать, были ли данные выступления направлены против каких-то конкретных исполнителей. Мне также неизвестно, были ли случаи, чтобы какие-то исполнители нарушили этот запрет, из-за чего было бы запрещено слушать их музыку.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Музыка в Иерусалимском Храме

Слушайте: Элиша бен-Абуя

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его