Темы: Душа, Пророчество, Радость, Музыка, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые рабаним! Я занимаюсь музыкой и понимаю, что музыка — это совсем не то, что представляет о ней большинство мира, поэтому хотел бы узнать, что и где наши мудрецы пишут про это. Ведь известно, что многие из них были выдающимися знатоками музыки. Из материалов на вашем сайте я читал статьи Александра Айзенштадта. Они очень интересные, но хотелось бы более фундаментальных и систематизированных знаний. Хотелось бы изучить, что говорят мудрецы как по поводу музыки в системе мироздания, так и по каким-то более узким аспектам. Буду вам чрезвычайно благодарен за помощь в поиске материалов! Заранее спасибо, Алексей
Здравствуйте, уважаемый Алексей,
Невозможно в рамках данной рубрики подробно рассказать о фундаментальных знаниях наших мудрецов в области музыки. Эта тема тесно связана со скрытой частью Торы — Каббалой. Для того чтобы постичь эту часть Торы, необходимы годы упорной учёбы, духовного очищения, скрупулёзной работы над собой. Но попытаемся описать в общих чертах взгляд иудаизма на музыку.
Наши мудрецы много говорили о том, какое великое воздействие на душу человека может оказать музыка и пение. Музыка спасает от «депрессии», как мы видим в истории царя Шауля: чтобы не «устрашал его злой дух от Б-га», он пригласил человека, умеющего играть на киноре (струнном инструменте), — будущего царя Давида [1]. Более того, музыка способна привлечь дух пророчества, способствовать его проявлению, как было с пророком Элишей[2]: желая «вызвать» дух пророчества, он попросил: «Возьмите мне музыканта… и спустится дух пророчества»[3].
Один из учеников Виленского Гаона, Раби Исраэль из Шклова[4] передаёт слова своего учителя о значении и силе музыки: «…постижение большой части глубоких тайн Торы невозможно без неё, и из-за музыки душа человека может выпорхнуть из тела, а её тайнами, скрытыми в Торе, — можно оживить мёртвого… Часть мелодий Моше-Рабейну получил при Синайском откровении, а остальные представляют собой их вариации…».
Наши мудрецы много говорили и о великолепии музыки, и о пользе от неё, и о том, что хорошая мелодия стоит красоты целых духовных миров и способна пробудить душу человека и вознести из материальности к Б-жественным высотам[5]. Настолько важно правильно использовать эту силу музыки для служения Всевышнему, что Вавилонский Талмуд даже приводит[6] следующее поразительное толкование стиха Торы[7] «За то, что не служил Б-гу, Всевышнему твоему, с радостью и добросердечно» (стих говорит о наказании еврею, который не служит Всевышнему с радостью). Согласно этому толкованию, евреи, служившие в Иерусалимском Храме без песен и мелодий (ведь человек не поёт, если не испытывает радости в сердце), положенных по Закону, наказываются великим наказанием!
Но, с другой стороны, мудрецы много говорили и о том, что музыка может обладать огромной разрушительной силой. Один из примеров — музыка, чуждая традиционным еврейским понятиям, служению Творцу. Песни, воспевающие низкие проявления человека или более того — грехи, и особенно — при застолье, с вином, всячески возбраняются и даже запрещаются нашими мудрецами[8]. Использование этой великой силы для услаждения нашего йецер а-ра («дурного начала» — дурных побуждений) вызывает гнев Творца. Ведь любые таланты, данные человеку, в том числе голос и музыкальный слух, — даны для того, чтобы служить Творцу. А тот, кто использует музыку и пение для целей, не соответствующих такому служению, уподобляется человеку, которому царь подарил величественные одеяния, чтобы тот облачался в них перед царём, и который — одевает в них свою собаку…
Поэтому следует стремиться, чтобы музыка и пение, которые мы слушаем, пробуждали в нас любовь к Творцу и желание служить Ему. Наши мудрецы одобряют пение во время праздничных трапез (например, за субботним столом), а также — мелодии, которые человек напевает при изучении Торы. Не запрещены и красивые еврейские песни, которые необходимы человеку для того, чтобы избежать депрессии, поддержать радость в сердце при выполнении заповедей[9].
С уважением, Зеев Гершензон
[1] Книга Шмуэль I, 16:14-23.
[2] Книга Млахим II, 3:15.
[3] Книга Млахим II, 3:15 — стих переведен с учетом комментариев.
[4] В предисловии к книге Пеат а-Шульхан.
[5] Комментарий А-Бонэв книге Эйн Яаков.
[6] Трактат Арахин, лист 11а.
[7] Книга Дварим 28:47.
[8] См. Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, глава 560, алаха 3, см. также книгу Пэле Йоэц, раздел Шир («Песнь»).
[9] См. Пискей Тшувот, глава 560, статья 11.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Музыка и религиозное мироощущение
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
(Из цикла «Беседы о музыке»)
Рав Реувен Куклин
Может быть, можно слушать хотя бы грустную музыку?
Рав Яков Шуб
После разрушения Храма слушать музыку запрещено?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Рав Овадья Климовский
Можно ли в субботу играть на музыкальных инструментах?
Рав Реувен Куклин
Что сказал об этом Виленский Гаон?
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Из цикла «Беседы о музыке»
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
из цикла «Беседы о музыке»
Рав Бенцион Зильбер
Милосердие без границ?
«Оцарот»