Из цикла «Постижение веры», темы: Разум, Душа, Вера и упование, Сердце и разум, Вера, Рав Эуд Авицедек
Мишна в трактате Хагига (2:1) говорит: «…всякий, кто не жалеет [не заботится о том, чтобы не была принижена] славу Всевышнего, такому лучше бы было не приходить в этот мир». Рамбам комментирует это следующим образом: «Если постараться понять глубину мысли, заключенной в этой чудесной фразе: “всякий, кто не славу Всевышнего”, нужно сказать, что она говорит о том, кто не заботится о правильном использовании своего разума, поскольку разум, по сути, и есть слава Всевышнего[1]».
Лишь посредством разума человек в состоянии постичь Волю Создателя, чтобы, выполняя ее, тем самым приблизиться к Нему, ведь только ради этого он и пришел в этот мир, как было объяснено в предыдущей главе. Человека делает Человеком правильное использование данного ему драгоценного инструмента — разума.
Мидраш (Берешит Раба 14:9), комментируя сказанное в стихе (Берешит 2:7): «И сформировал Г-сподь Б-г человека из праха земли и вдохнул в ноздри его душу жизни(нишмат хаим) и стал человек душой живою (нефеш хая)», говорит следующее: «[Есть] пять имен [которыми называется душа]: нефеш, руах, нешама, хая, ехида[2]». Далее мидраш дает краткое определение каждой из пяти частей души. Про нешаму сказано: «нешама это отличительная характеристика [души]».
В книге Орух (статья (האופי объясняется: «нешама это отличительная характеристика [души].Другими словами, речь идет о способности постигать»
Наши мудрецы объясняют, что три нижние части души — нефеш, руах, нешама проецируются на определенные части тела человека и определяют те духовные функции, которые с ними связаны. Так говорит, в частности, рав Цадок а-Коэн из Люблина: «Нефеш связана с кровью и определяет дееспособность тела. Руах связан с сердцем [и определяет эмоциональный уровень человека]. Нешама же связана с мозгом [и определяет интеллектуальный уровень]». Аналогично этому мы находим и в книге «Нефеш а-Хаим 1:14): “Мысль соответствует уровню нешама. Поскольку постижение и осознание святой Торы приходит именно через нее. Поэтому основное место ее пребывания в мозге — инструменте мысли”[3].
Рамбан, комментируя вышеприведенный стих, подчеркивает особую святость и возвышенность той части души, которая называется нешама: “И вдохнул в ноздри его душу живую (нишмат хаим) — здесь есть намек на особый духовный статус уровня нешама, поскольку в стихе упомянуто полное имя Всевышнего и подчеркивается, что именно Он вдохнул нешаму в человека[4]. То есть ее источник, в отличие от уровня нефеш, никак не связан с материальным, и она [нешама] даже не является трансформацией духовных состояний. Она — “дыхание” Всевышнего. Аналогично тому, как вдыхающий воздух в другого, вдыхает то, что находится внутри него самого[5]”.
Из всего вышесказанного вытекает, что правильное использование разума означает возможность контакта с собственной душой, той ее бесконечно возвышенной и святой частью, которая называется нешама и является отражением глубинных проявлений Всевышнего.
В завершении приведем цитату из предисловия рава Зрахия а-Леви к книге “А-маор”: “…и сказали мудрецы, что если озарится человек светом разума, свет этот будет для него светом жизни, оживляющим душу… поэтому наполнится сердце всякого мудрого сердцем желанием постичь мудрость и приобрести разум и понимание различать между истиной и ложью”.
[1] Термин “слава Всевышнего” [на святом языке: כבוד ה'] означает все то что свидетельствует о Его мудрости, всемогущии и бесконечной доброте (Мальбим на Шмот 33:18). Разум человека, который является отражением Б-жественного Разума, называется “славой Всевышнего”, поскольку свидетельствует о Его мудрости.
[2] Чтобы дать некоторое объяснение мидрашу, мы приводим выборочный перевод отрывка из книги Рамхаля “Дерех а-Шем” (3): “В третьей главе первой части уже объяснялось, что у человека есть то, чего нет ни у какого другого создания — соединение двух противоположных сущностей, тела и души. Но у человека, как и у всех живых существ, есть и “животная душа”, служащая для чувственного восприятия и мышления, которые заложены в его природу. Однако кроме этого, есть у человека особенная, очень возвышенная душа. Ее назначение — обеспечить связь человека с темы духовными корнями, с которыми он должен быть связан. Так что, благодаря этому, с одной стороны, поступки человека приводят к изменению духовных миров. И, с другой стороны, духовные миры влияют на душу человека, а через нее и на тело. На самом деле, душа человека состоит из множества частей и уровней. Так, что можно уподобить ее цепочке, верхнее звено которой связано с духовными мирами, а нижнее с телом. При этом если говорить в общем, душа делится на пять частей, называемые нефеш, руах, нешама, хая, ехида”.
[3] После преступления, совершенного Первым человеком, нешама уже не находится в мозгу, и лишь отблески ее света освещают мозг и дают возможность понимания — каждому в зависимости от того духовного уровня на котором он находится. Подробное объяснение этой темы можно найти в нашей книге דעת תפילה, מערכה ששית.
[4] Другими словами, духовный корень уровня нешама связан с тем проявлением Всевышнего, которое определяется Его полным Именем.
[5] Все духовные состояния, которые не существуют в нашем материальном мире, Тора описывает в тех терминах, которые, с одной стороны, понятны нам, и, с другой стороны, являются отражениями тех духовных состояний, о которых идет речь [ведь любое материальное состояние является проекцией его духовного корня на материальный мир]. И об этом сказали наши мудрецы (Ялкуи Шимони, Аазину, 4:542): Тора говорит с нами так “чтобы могло насытится [т.е. воспринять] ухо”. Поэтому, когда в Торе сказано, что Всевышний вдохнул в человека душу, безусловно ни в коем случае нельзя понимать это как “искусственное дыхание изо рта в нос”. Речь идет о передаче некого очень внутреннего духовного состояния присущего Творцу, человеку. Подобно тому как вдыхающий воздух в другого, дает ему какую-то внутреннюю часть себя.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.