Из цикла «Постижение веры», темы: Вера и упование, Вера, Рав Эуд Авицедек
Настоящая вера невозможна без аспекта осознания, как это подчеркивает Рамхаль (Сефер а-клалим): «…сказано (Дварим 4:39): “И осознай сегодня, и положи на свое сердце, что Г-сподь — Он Б-г…". То есть, на нас возложена обязанность осознания, которое базируется не просто на аксиоматичной вере, а на том, что “возлагается на сердце” … А что мы должны осознать? “…что Г-сподь — Б-г, — в небесах вверху и на земле внизу нет больше [никакой силы]”[1].
Это же отмечает и Рамбам (комментарий на мишну, трактат Санедрин, глава 10, тринадцать принципов веры, в конце): “И когда примет человек все эти тринадцать основ, и вера в них будет для него совершенно очевидной, то станет он частью Общины Израиля”.
Сказано в Зоар (глава Трума, страница 361б): “Поэтому, предстает она перед Царем Святым — дабы знать в этом мире и стараться [познать] Всевышнего в вере, как написано: Ты убедился, что Г-сподь, Он Б-г, нет другого, кроме Него” (Дварим 4:35) — в этом, суть всей веры, во всей Торе”.
В заключении этой главы мы приводим отрывок из книги Морэ Невухим (3:51) в котором Рамбам в необычайно выразительной форме описывает спектр духовных состояний человека в зависимости от того, насколько он близок ко Всевышнему.
“Представь, что есть царь, пребывающий во дворце в столице. Что же касается его подданных, то часть их проживает в столице, а часть — за ее пределами. И даже живущие в столице — есть среди них те, которые повернулись спиной к царскому дворцу и отдаляются от него, а есть те, которые, наоборот, хотят попасть туда и удостоится предстать перед царем. И среди них есть те, которые пока даже не видели стен дворца. И есть те, которые ходят вдоль них, пытаясь найти вход. Есть уже вошедшие во дворец и идущие по его коридорам. Есть те, которые уже вошли во внутренние покои дворца, так что находятся рядом с царем, но еще не видели его и не говорили с ним. Но поскольку они уже зашли во внутренние покои, то обязательно постараются предстать перед царем и увидеть его издалека или вблизи, или услышать его слова, или удостоиться, чтобы царь обратился к ним.
Идея, заложенная в этой аллегории, такова: “проживающие за пределами столицы” — это те из людей, у которых совершенно нет веры — ни приобретенной посредством учебы, ни полученной от родителей. Подобно примитивным племенам, обитающим на крайнем севере или в Африке. Такие люди есть и среди нас. Их статус такой же, как у животных. С духовной точки зрения они находятся между человеком и обезьяной, поскольку внешне похожи на человека и понимают больше чем обезьяна. “Живущие в столице, из тех, которые повернулись спиной к царскому дворцу и отдаляются от него” — это верующие интеллектуалы, пришедшие к искаженному пониманию веры. Причиной этого могла быть ошибка, допущенная ими в интеллектуальном поиске. Или слепое принятие ошибочного мнения того, кто ввел их в заблуждение. Чем дальше такие люди будут идти в выбранном ими направлении, тем больше отдаляются они от дома Царя. И они гораздо хуже тех, которые относятся к предыдущей категории… Те, которые хотят удостоиться предстать перед царем, но пока даже не видели стен дворца — это старающиеся выполнять заповеди, но при этом не уделяющие время учебе Торы. “Те, которые ходят вдоль стен дворца, пытаясь найти вход” — это ученики, получившие истинные понятия о вере от родителей и учителей и изучающие те разделы Торы, которые касаются практического исполнения заповедей. Однако они не приучили себя постигать внутреннюю суть Торы и никогда не пытались углубиться в понимание истинности веры[2]. Те, же которые научились постигать глубинную суть веры, уже вошли во дворец и идут по его коридорам… А тот, кто достиг такого духовного уровня, что распознает проявления Творца везде, где встречается с ними, и проник в истинную суть тех Б-жественных состояний, которые могут быть познаны человеком, и приблизился, насколько это возможно, к пониманию того Б-жественного, истинная суть которого лежит за пределами человеческого понимания[3] — он тот, кто находится в одной комнате с Царем”.
Быть “в одной комнате с Царем” — в этом конечная суть веры, приводящая к неразрывной и бесконечной связи со Всевышним — жизни в Будущем мире.
[1] Подобно этом мы находим и в другой книге Рамхаля — “Даат твунот” основанной на стремлении понять принципы веры: “Сказала душа: мое страстное желание углубится в изучение того, о чем сказано: “и положи на свое сердце, что Всевышний, Он Властели…”, ведь это относится к тем основам нашей веры, которые должен стремиться постичь каждый человек”. И там же, в продолжении: “Сказала душа: Все тринадцать основ веры я принимаю безусловно и без всякого сомнения. Однако есть среди них понятные мне, а есть такие, что хотя и приняты мной на веру, не прояснены для меня пониманием и осознанием”.
[2] Как уже неоднократно упоминалось, необходимое условие для выполнения заповеди о вере — анализ и осмысление ее принципов. И, естественно, что уровень веры человека, другими словами, степень его близости ко Всевышнему, определяется глубиной этого осмысления и осознания.
[3] Существует три вида Б-жественных проявлений: первый, это те аспекты мироздания, которые возможно постичь, второй — то что в принципе непостижимо и третьий — то что, частично, лежит вне возможности человеческого понимания и, частично, может быть понято. К аспектам, лежащим в области понимания относится все сотворенное [как духовные миры, так и мир материи] во всех его деталях и частностях, а также каким образом каждая часть мироздания связана с Творцом. Более того, все миры были созданы теми или иными Именам Всевышнего и от них зависит существование этих миров и эти Имена также лежат в области человеческого познания. Состояние, которое принципиально не может быть постигнуто — суть Всевышнего. Третье же состояние заключается в постижении того как бесконечное, связанное с Творцом трансформируется в ограниченное и конечное мироздание. Часть этого процесса, лежащая в области бесконечных понятий, предшествующих мирозданию, лежит вне границ понимания, но происходящее после сотворения миров может быть познано (Согласно комментарию Мальбима на Шмот 33:18-23).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...