Темы: Эмоции, Исправление качеств, Чувства и разум, Самосовершенствование, Зеев Гершензон, Самоконтроль
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПриветствую всех Раввинов toldot.ru… Смотря на жизнь успешных людей — в науке, политике, бизнесе и даже в семье, — я увидел, что они живут без эмоций… Я решил всерьез начать контролировать свои эмоции. Сразу открыл много нехорошего в себе. Пару дней всё шло хорошо, пока я не заговорил с родителем: сразу открылось другое начало. Как научиться контролировать свои эмоции без ущерба себе и окружающим? Р.
Здравствуйте, уважаемый Р.,
Ответ на Ваш вопрос об эмоциях можно разделить на две части: внешнее проявление наших эмоций и наше внутреннее отношение к окружающему.
Оба этих аспекта действительно должны находиться под постоянным бдительным контролем человека, наши мудрецы говорят об этом во многих местах:
1. Шамай в трактате Авот[1] говорит: «Принимай каждого человека с благосклонным выражением лица». В Авот де-Раби Натан[2] нам объясняют, что «это означает: даже если один человек дал другому все возможные блага этого мира, но на лице нет благосклонного выражения… — как будто не дал ему ничего! Но если принял его с благосклонным выражением лица и даже не дал ему ничего… — как будто дал ему все возможные блага этого мира!».
А Раби Ишмаэль[3] требует еще большего: «Принимай каждого человека с радостью!»
Мы учим в Вавилонском Талмуде[4]: «Учил Абими, сын Раби Абау: “Один кормит своего отца самыми изысканными яствами и за это будет наказан, а другой заставляет его молоть зерно жерновами и за это — удостаивается Грядущего мира!”». Один человек может быть вынужден жизненными обстоятельствами просить отца тяжело трудиться, и если он делает это с благосклонным выражением лица, мягким голосом и уважительно, — это засчитывается ему как большая заслуга. А другой может давать отцу всевозможные лакомые блюда, но держать себя с ним при этом грубо и неприятно. Такой человек заслуживает наказания.
2. Взаимодействуя с окружающим миром, человек формирует свое отношение к разным его частям. Книга Орхот Цадиким[5] пишет об этом так: «У человека есть пять чувств: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Они дают знание сердцу, и они — источник всех знаний и чувств, царящих в сердце. И любые действия и мысли человека зависят от них. А у сердца есть много качеств: гордыня и скромность, память и забывчивость[6], стыд и наглость, а также множество других…»
Рамбам продолжает перечисление этих качеств[7]: вспыльчивость и невозмутимость, склонность к страстям и непорочность, алчность и неприхотливость, расточительность и скупость… Любое качество имеет своего «напарника» — свою противоположность, в полном проявлении — это две крайности. И у нас в той или иной мере присутствует либо одно из качеств, либо его противоположность. Рамбам говорит, что мудрый и праведный путь — придерживаться «золотой середины» между ними, не приближаясь ни к одной из крайностей.
Вы спрашиваете, как научиться контролировать себя. Действительно, очень важно, чтобы то, что наполняет наше сердце и проявляется на нашем лице было «исправленным» и желанным для Всевышнего! Книга Пеле Йоэц[8] говорит: от того, насколько сердце человека наполнено добром и радостью[9], — зависит всё его служение Творцу!
Рамбам [10] говорит, что подобно тому, как существует телесная болезнь, когда человек теряет вкусовые ощущения и воспринимает сладкое как горькое, а горькое как сладкое, существует и духовная болезнь, когда человек не может «ощутить» границы между добром и злом. Что делать для того, чтобы от этого излечиться? Рамбам объясняет: необходимо отправиться к мудрецам Торы, которые называются «врачевателями душ», и те — смогут излечить это[11].
Несомненно, достижение самоконтроля и исправление качеств требуют огромной работы над собой. Этому посвящено великое множество книг наших мудрецов. Но для того, чтобы вообще начать эту работу и начать понимать, какое проявление качества называется «крайностью», а какое — «золотой серединой», необходимо послушать совета Рамбама и обратиться к тем, кто изучает Тору. Ведь Всевышний, Который как никто другой знает нашу природу, сообщил в Торе и о том, какая духовная работа от нас требуется.
Предлагаю Вам попробовать принять участие в программе «Талмуд онлайн», в рамках которой Вы могли бы заниматься индивидуально с преподавателем-раввином через Скайп и изучать книги наших мудрецов, посвященные работе над собой и исправлению своих качеств.
С уважением, Зеев Гершензон
[1] 1-я глава, 15-я мишна.
[2] 13-я глава, 4-я мишна.
[3] Пиркей Авот, 3-я глава, 12-я мишна.
[4] Трактат Кидушин, лист 31а.
[5] См. введение с комментарием Алей Орах.
[6] Ведь то, что для человека важно, — он помнит, а то, чем пренебрегает, — забывает.
[7] Мишнэ Тора, раздел Ильхот Дэот, в начале раздела.
[8] ערך «לב».
[9] См. комментарий Тиферет Исраэль на לב טוב в Авот 2:9 — слова, на которые ссылается Пеле Йоэц.
[10] Мишнэ Тора, там же, 2-я глава.
[11] Рамбам говорит и о пути «лечения»: если у человека проявляется крайность в одном из качеств, пусть в течение какого-то времени придерживается противоположной крайности, пока не избавится от своей склонности и не достигнет «золотой середины». Разумеется, для этого необходимо понимать, какое именно проявление качества называется «крайностью», а какое — «золотой серединой».
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Михаэль Солганик,
из цикла «Как научиться чувствовать»
Рав Яков Шуб
В последнее время моя молитва становится более рутинной, не захватывает так, как раньше...
Лея Солганик
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Михаэль Солганик,
из цикла «Как научиться чувствовать»
Лея Солганик
Хана Лернер
Лея Трахтенберг
Ита Минкина
Рав Ашер Кушнир
Я много лет пытаюсь жениться, но все девушки хотят деньги, а у меня зарплата небольшая…
Ципора Харитан
Нормальные семейные отношения — скучные?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его