Из цикла «Постижение веры», темы: Разум, Душа, Вера и упование, Сердце и разум, Вера, Рав Эуд Авицедек
Еще один аспект разума раскрывает нам Рамбам (Морэ Невухим 3:51): «Как я уже объяснял тебе, разум, который изливает на нас Всевышний, это то, что соединяет нас с Ним. У нас же есть выбор: упрочить эту связь или постепенно ослабить ее, так что она в конце концов разорвется… Человек должен направить все свои мысли только на Всевышнего после того, как достигнет Его осознания [как это было объяснено] … Но тот, кто думает о Всевышнем и часто упоминает Его, не прибегая при этом к мудрости, а основываясь лишь на собственном воображении или лишь вере, полученной от других, такой человек, с моей точки зрения… подобен тому, кто не помнит о Всевышнем и не думает о Нем. Поскольку то что является плодом воображения и болтовни… это лишь фантазия… Такой человек должен начинать свой духовный рост с логического анализа… После того же как он удостоится постичь Всевышнего и Его проявления в соответствии с возможностями своего интеллекта, он должен начать путь самоотверженного приближения к Нему. При этом именно разум упрочняет связь между человеком и Творцом».
Конечное предназначение человека — достижение Будущего мира — состояния абсолютной связи со Всевышним[1]. А это возможно лишь путем приближения к Нему в этом мире, что совершенно невозможно без правильного использования разума.
«Святой человек всегда един со своим Б-гом, душа его порхает между постижением новых смыслов в любви к его Создателю и трепету перед Ним. И он как будто уже предстоит пред Всевышним “в земле живых”[2], все еще находясь здесь в этом мире… А оттуда он возносится к еще большему достоинству — “Духу святости”, и тогда его способность мыслить поднимется выше данного природе человека» (Месилат Йешарим 26).
Только благодаря разуму человек может достичь полного совершенства — качества «святости». Это происходит только по принципу «вперед — назад», ведь полная святость — соединение всей духовности человека мысленным единением, должна охватить всего человека, его качества, его поступки — сделать совершенным его исполнение заповедей, до самого нижнего уровня — самого его тела. Ведь истинная святость — только в общем, всеобъемлющем совершенстве души и тела. Как и объясняет Рамхаль: «И даже во время материальных занятий, необходимых человеку из-за его телесности, душа его не выходит из единения с высшими… и тогда, еда, которую они (достигшие святости) едят, подобно жертве всесожжения. И без всякого сомнения, для тех вещей, что возносились на жертвенник, это считалось великим возвышением, ибо так они возносились к Всевышнему».
Таким образом, мы удостоились узнать, что: «В этом главный аспект святости — в единении души со Всевышним — “Ибо свят Я, Всевышний” (Ваикра 19:2)» (Рабейну цадок а-Коэн, Святость Шабата).
А с другой стороны…
«Ты уже знаешь слова мудрецов, что размышления о грехе хуже самого греха, и у меня есть чудесное объяснение этому. Дело в том, что когда человек восстает [против Всевышнего], он делает это под влиянием своей материальной природы. Как я уже объяснял, человек бунтует в силу своего скотства. Но разум — это способности человека, связанные с его Образом. И если он начнет размышлять о бунте, он бунтует своей лучшей половиной! Не так велик грех того, кто поработил недалекого раба, как грех того, кто поработил разумного, свободного человека. Ибо это (разум) сам образ человека, и все его способности и силы должны быть использованы только для его единения с высшими, а не для того, чтобы опускаться за получением низменного» (Морэ Невухим 3:8).
Нефеш а-Хаим объясняет это подробнее: «Бывает, что два человека совершают одинаковое преступление, но наказание их не будет одинаковым. Может быть, из-за того, что один из них разумнее другого и постиг больше, так как корень его души выше. А наказание, зависит от ущерба, которое грех наносит в высях. А ущерб, наносимый каждым, достигает корня его души… И не одинаков тот, кто принес грязь во двор царя, с тем, кто принес грязь в его палаты. Тем более, тот, кто испачкает сам трон царя или его парадные одежды. И хотя в высших мирах ущерб от греха не так уж и велик, тем не менее, наказание за него весьма велико. Ведь если ответственный за чистоту царской короны оставит на ней немного пыли, его наказание будет несравнимо с наказанием ответственного за чистоту царского двора, даже если он оставит в нем немало грязи и навоза.
И потому, законы истинного правосудия Всевышнего бесконечно разнообразны в смысле строгости наказаний. Каждый получит в соответствии со степенью ущерба в корне его души — в мире, откуда она исходит. И еще, не будет одинаковым наказание двух людей из-за того, что мысли их во время греха не были одинаковы. А ущерб, наносимый мирам, зависит и от мыслей человека во время, когда он согрешил. И если один посвятил своему греху больше мыслей, несомненно, он достоин более строгого наказания. Ибо тогда ущерб достигает более высоких миров. Именно из-за этого наказание за нечаянный грех меньше, чем за осознанный. И поэтому, сказал мудрецы, что » размышления о грехе, хуже самого греха» (Йома 29)» (Врата 1:14).
«“Дабы не соблазнились сердца ваши”(Дварим 11:16) — дабы не ошиблись в размышлениях сердца» (Рамбам, Законы Идолопоклонства 2:1). Объясняется в Талмуде (Кидушин 39б), что хотя во всех остальных грехах Всевышний не присоединяет дурную мысль к действию, в отношении поклонения идолам это иначе. Как сказано: «Дабы осознал дом Израиля в сердцах своих» (Йехезкель 14:5).
И это касается не только мыслях о служении идолам, но и любой мысли, наносящей ущерб одной из Основ веры. Любая мысль такого рода рассматривается как само преступление. Более того, даже само размышление и сомнение в некой ереси, «весит» как явная ересь. Как и пишет об этом Рамбам: «И не только к идолопоклонству нельзя обращаться в мыслях, но и любую мысль, которая может привести человека к отрицанию одной из основ Торы, запрещено нам допускать в сердце и запрещено обращать разум к ней, следуя за сердцем. Все дело в том, что разум человека ограничен, и не каждый может постичь истину во всей ясности, а если последует каждый за размышлениями сердца, он разрушит мир его в силу скудости своего разума.
Как это происходит? Человек может заинтересоваться служением идолам, а может засомневаться в единстве Творца — то ли есть оно, то ли нет. Также он может засомневаться в пророчестве — то ли есть оно, то ли нет, или усомниться в происхождении Торы — то ли с небес она, то ли нет. И если он не владеет инструментами рассуждения, дабы осознать истину с ясностью, он обязательно придет к отрицанию Основ.
Именно от этого предостерегла Тора, говоря (Бемидбар 15:39) “Не следуйте за сердцами вашими и глазами вашими, [идя] за которыми, вы блудите”, другими словами, не следуйте за своим скудным разумом, воображая, что ваши рассуждения постигают истину. Так сказали мудрецы: “за сердцем” — это отрицание основ, “за глазами” — это разврат (Брахот 12б). За нарушение этого запрета, несмотря на то, что оно лишает человека будущего мира, нет телесного наказания» (Рамбам, Законы идолопоклонства 2:3).
«Разрушит мир в силу скудости своего разума» — такова сила и опасность разума — человек может разрушить мир еретической мыслью.
И так написал Рамбам в комментарии на мишну: «У трех царей и четырех простолюдинов нет доли в будущем мире» (начало главы Хелек, трактата Санедрин) — «Ибо основы веры разрушены у упомянутых, они засомневались в некоторых из них, поэтому отторгнуты от жизни в будущем мире».
И даже если человек только задумается о том, о чем запрещено и думать, он уже теряет «свой мир» (долю в Будущем мире). Как сказано в мишне (Хагига, 2:1): «Есть четыре такие вещи, что тому, кто взглянет на них, лучше бы не родиться. Что выше, что ниже, что впереди, что сзади. И всякий, кто не бережет честь Создателя, лучше бы ему не приходить в мир».
Еще говорит Рамбам, что в грехах против Основ веры, нечаянный грех судится как осмысленный. «А если придет тебе в голову, что для верующего в материальность [Создателя] есть извинение, из-за того, что так его воспитали, или в силу его глупости и недалекости разума, так выходит, что и в идолов стоит верить — если человек служил им только в силу глупости, или из-за того, что так был воспитан и придерживается обычая отцов. А если скажешь, что простой смысл стихов подтолкнул человека к этому сомнению, знай, что и идолопоклонников толкнули к служению идолам фантазии и неверные образы. А значит, это не извинение, для того, кто не принял знание от постигающего глубины истины, если сам не способен на это. Я не буду считать еретиком каждого, кто не сможет аргументировать невозможность материальности [Создателя], но я посчитаю еретиком любого, кто не поверит в эту невозможность» (Морэ Невухим 1:36).
Подобная строгость вызвана тем, что, как мы объясним, в заповедях, относящихся к разуму, в аспектах веры и знаний, речь идет о знании и вере в абсолютную истину, об истинном восприятии реальности. В таких вещах нет освобождения от ответственности «по незнанию», «вынужденно», и из-за любых других ошибок. Вера и знания должны быть ясными и четкими. А границы постижения должны быть четко очерчены — где возможно позитивное (утвердительное) постижение, а где возможно постижение только через отрицание — от противного.
В законах, относящихся к осознанию веры:
Грех в мыслях приравнивается к поступку
«Сомнение», равносильно однозначному отрицанию
Нечаянное преступление, расценивается как осознанное.
«И когда поверит человек во все эти Основы, и проясниться ему вера в них, он становится частью народа Израиля. Тогда есть заповедь любить его, жалеть, и относить к нему все заповеди Всевышнего об отношениях между человеком и другом его — о любви и братстве. И даже если такой согрешит из-за вожделения, или из-за того, что возобладает его дурная природа, он получит наказание за свой грех, но у него есть доля в Будущем мире, и он относится к грешникам Израиля. Но если у человека окажется разрушенной одна из Основ (веры), он выпадает из сообщества и отрицает фундамент. Такой называется еретиком или эпикоресом, и вырывающим посевы. Такого, заповедь ненавидеть и притеснять, и о нем сказано: “Ненавидящих Тебя, Всевышних, буду ненавидеть я” (Псалмы 139) (Рамбам, Конец 13-ти Основ, комментарий на главу “Хелек”).
“Разрушит мир в силу скудости своего разума” (Рамбам, выше).
Но с другой стороны:
“Вы свидетели Мои, а Я Б-г” (Йешаяу 43:12), и объясняет Сифри: “Когда вы не свидетели Мои, то Я не Б-г!” (Дварим 33:8).
Мир существует благодаря вере Израиля — народа, утверждающего единство Его имени. Как написал автор книги “Лешем”, о провозглашении единства Всевышнего — Властелина, того самого, который Израиль совершает утром и вечером, и частью их веры, является и осознание: “Что, если это единство исчезнет совершенно (не дай Б-г), мир будет разрушен, а все бытие исчезнет в одно мгновение. Но благодаря тому, что Израиль всегда верит, что “Г-сподь, Он Б-г”, единство это сохраняется и в мире, в любом случае, а благодаря этому, сохраняется и мир” — вот насколько велика сила разума.
На самом деле, все просто. Ведь все раскрытие имен Его, Его желания (Численное значение (гиматрия) слова “имя его” (שמו), равно гиматрии слова “желание” (רצון) — 306), делается ради Израиля. И если, не дай Б-г, иссякнет их вера в Создателя, не будет никаких причин для бытия реальности.
“Вы свидетели Мои, а Я Б-г” а когда вы не свидетели Мои, то Я не Б-г!» — настолько велика сила разума!
[1] Как это будет объяснено подробно в Воротах тринадцати принципов, глава 1.
[2] В будущем мире.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»