Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Душа, Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Вот подробное изложение порядка исправления и связывания частей души через покаяние. Если нанес человек урон своему аспекту нефеш, и даже если сделал так, что отсеклись и исторглись все девять сфирот от Хохма[1] и ниже от связки [с уровнем руах], и опустилась она в пучины клипот (нечистых оболочек). Тогда через истинную словесную исповедь из глубины сердца, движением своих уст, что есть аспект нефеш уровня руах[2], пробуждает человек голосом своих речей вышние выси, и приводит к тому, что святость дополнительно исходит от Творца сначала до корня нешама[3], а оттуда к нешама и руах, а руах блистает своим великим светом, который даруется ему, также и на уровень нефеш, ведь какая-то связь все еще остается между ними, как мы писали выше. Этот свет уничтожает и изводит те силы зла и уровни нечистоты, выводит из плена все аспекты нефеш и вновь привязывает их, как прежде, к уровню руах.
Если же человек нанес урон и попортил аспект руах нехорошими речами или иными грехами, связанными с аспектом руах, (а пренебрежение изучением Торы равноценно им всем вместе), и укрепил противоположность[4] — силы духа нечистоты, упаси Б-г, и тогда нефеш также не останется цельной, как прежде, ибо она получает свою жизненную силу и свой свет посредством руах, как известно. Тогда через искреннее сожаление в сердце и горькое сокрушение о величии своего греха, как сказано: «возопило сердце их к Г-споду» (Эйха 2:18), когда он помышляет о покаянии силой мысли, которая есть чертог для искр света нешама (это Малхут Твуна), он также пробуждает все вплоть до самых высей, чтобы сначала привести добавочную святость и свет на корень души, а оттуда на нешама, а она сообщит сияние своего света, который даруется ей, также на аспект руах, «и жертвы Б-гу дух сокрушенный»[5], и ломает силу духа нечистоты, который человек укрепил своим грехом, и очищает его святой аспект руах, чтобы он вновь связался с аспектом нешама, как прежде, а оттуда, как следствие, получит силы и его нефеш, чтобы вернуться к своей прежней цельности.
А если согрешил человек в своей мысли, сделав ее нечистой, и причинил этим, чтобы отдалились от него искры блеска его аспекта нешама, которая до сих пор блистала как свеча над его головой[6], тогда посредством изучения Торы[7] с усилиями разума и углублением понимания, человек пробуждает эманацию добавочной святости на корень его души, а оттуда на его душу, вернуть ее к тому, чтобы свет ее освещал его, чтобы он разумел святую Тору с еще большим пониманием[8] ее чистых тайн, и часть той святости и того света спускается на его руах и нефеш, чтобы вернуть им цельность.
И потому сказали наши мудрецы (Шаббат 119б): «Если человек отвечает “Амен. Да будет имя Его великое благословенно навеки и вовеки веков” всей своей силой, то разрывают его суровый приговор, и даже если есть у него щепоть идолослужения — прощают ему».
Ибо главный смысл этого славословия в том, чтобы изошло и было даровано дополнительное благословение и высший свет в каждый из четырех миров Ацилут, Брия, Йецира и Асия (*). И в этом значение слов «да будет имя Его великое благословенно» — то есть, чтобы изошло благословение и дополнительная святость от Благословенного до «ле-алам» (буквально «до мира») — это мир Ацилут, а оттуда «ле-алмей» (буквально «до миров») — это два мира Брия и Йецира — «альмая» («веков», буквально «миры») — это мир Асия, а они суть корень четырех уровней[9] человека — корень нешамы и нефеш-руах-нешама.
И когда человек направляет свою мысль в святости, произнося это славословие, чтобы пробудить и воздействовать дополнительную святость и благословение на корень своей души, а оттуда на свои нешама, руах и нефеш, то тем самым он уничтожает всякий грех и беззаконие, которые сотворил он в каком-либо аспекте из этих трех, и они как будто никогда не существовали. В этом вся суть истинного покаяния, как мы говорили выше[10], и потому прощают ему все его грехи.
Примечание автора:
То, о чем сказали мудрецы «всей своей силой», имеет два значения: либо «всей силой» отвечающего, либо чтобы Г-сподь был благословен во всех Его силах, как сказано: «Теперь же да возвеличится сила Г-спода[11]» (Бемидбар 14:17).
Однако, оба этих значения идут вместе, ибо корень дарования святости и благословений находится в имени Йуд-hЭй[12], а оттуда спускается и наполняется мир Брия — это мир мысли — от наполнения[13] буквы hЭй этого имени буквой Йуд (если писать полное название буквы hЭй так: הי). А от мира Брия наполняется мир Йецира — это корень начала речи и мышления сердца — от наполнения буквы hЭй буквой Алеф (если писать полное название буквы hЭй так: הא). А от мира Йецира наполняется мир Асия — это мир поступков — от наполнения буквы hЭй буквой hЭй (если писать полное название буквы hЭй так: הה) [14].
И в этом состоит корень нефеш-руах-нешама в человеке, которые суть все силы отвечающего и все силы имени Й»А, то есть все варианты его наполнения, и в этом значение слов «да будет имя Его» — «йеэй шмэй» (י ה א — три варианта наполнения имени יה) «великое благословенно…», и см. в «Тосэфэт брахот» 3а, со слов «и отвечают…»[15].
И об этом же говорили мудрецы (Авода зара 8а): «Телец, которого принес в жертву Адам — первый человек — рога его были перед его копытами» — то есть, в этом жертвоприношении Адам намеревался исправить то, что он испортил, отстроить разрушенное, приблизить то, что отдалил[16], и соединить то, что разделил[17]. Он намеревался сначала эманировать свет и святость на высшие свои аспекты и уровни, которые подобны рогам, т.е. корень аспекта нешама и сама нешама, а потом продолжил дальше на свои руах и нефеш, чтобы очистить все свои органы от головы до ног, как сказано: «и будет за то (“экев” — буквально “пятка”), что послушаете…» — это заповеди, которые попирает человек своими пятками, а это и есть копыта животной души[18]. И об этом сказано (Вайикра Раба гл. 2 и Коэлет 7): «Что пяточный круг Адама затмевал солнечный круг…» (*)
Примечание автора: и об этом сказал царь Давид (Псалмы 19): «Тора Г-сподня совершенна, оживляет (мешиват — буквально “возвращает”) душу», т.е. через то, что человек занимается Торой Всевышнего, и она у него в должном совершенстве, то она возвращает душу человека к ее корню в совершенстве, и он заканчивает там псалом словами: «И раб Твой осторожен (в исполнении) их, в соблюдении их — великая награда (экев рав — буквально “великая пятка”)», и «осторожен» (низhар) от слова йазhиру («будут блистать»)…, то есть, в результате того, что он исполнял все заповеди, соответствующие всем органам Адама — первого человека — стало тело и нефеш его чистыми, вплоть до того, что даже пятки его стали испускать свет и блистать весьма, как и сказано: «круг пятки Адама затмевал солнце» (Вайикра Раба гл. 2)[19].
Внутренний же смысл слов «и раб Твой осторожен … награда великая», ибо предел возвышения меры царя Давида к своему высшему корню корня находится в «непостижимой главе[20]» (рейша де-ло итъйеда), т.е. сфира Малхут мира Адам Кадмон — корень души Адама[21] — первого человека, и как сказано в Писании (Диврэй а-Йамим 17:16): « кто я, Г-споди Б-же, и что дом мой, что Ты возвел меня до сих (hалом — обозначает “царство”,Малхут) Но мало это в очах Твоих, Б-же, и Ты заговорил о будущем дома раба Твоего и взирал на меня, как на человека высокого достоинства, Г-споди Б-же»… и потому оставил Адам — первый человек — царю Давиду свои последние 70 лет, 7 нижних уровней сфиры Мальхут мира Адам Кадмон. И он должен был бы жить еще 30 лет, чтобы восполнить свой аспект «трех глав», как сказано: «Речь мужа, поставленного высоко» (Шмуэль Бет 23:1), и он также является корнем души царя Машиаха[22], о котором сказано: «Превознесется, и возвеличится и вырастет весьма» (Йешая 52), и об этом учили мудрецы (мидраш Танхума, гл. Толдот): »Более Авраама, Моше и Адама (имеется в виду, после грехопадения[23])», а о том стихе «речь мужа, поставленного высоко» учили они, что речь о Машиахе, помазанного Б-гом Йаакова, ибо тогда возвеличится и превознесется слава царства Благословенного в своем первом корне[24].
Комментарий
В предыдущих главах объяснялось, что архетип греха — это преступление, караемое наказанием карет, поскольку каждый грех влечет разрыв между животной душой человека (нефеш) и его духом и высшей душой. Также объяснялось, что служение раскаяния заключается в том, чтобы дать более высокому миру возможность выразиться в нижнем, и вновь связать нефеш с руах над ним. Это происходит через занятие более высоким уровнем, чем тот, что понес ущерб от греха, и через служение на этом уровне. Раскаяние — не просто очищение от зла, так чтобы святость могла вернуться и воссиять в человеке. Наоборот, мы вносим силу святости в мир, и она уже уничтожает силы зла. Поэтому и нужно заниматься более высоким миром, чтобы оттуда спустить святость на человека. Таким образом, чтобы исправить грех отлынивания от занятий Торой, следует не просто пожалеть об этом и заняться изучением Торы (что, безусловно, тоже необходимо), но погрузиться в мысли о раскаянии, что соответствует уровню нешама. Главное в раскаянии — исправление человека и возвращение его в состояние, когда высшая святость светит в нем, а это происходит не через сожаление и занятие темой данного греха, а через занятие более высоким уровнем. Раскаяние подобно рождению заново для животной души, а это требует воздействия из самых высших сфер.
Попытаемся немного объяснить последнее примечание автора в нашей главе. В нем речь идет о том, как привнести самую высокую святость в реальность человека и мира. С этим также связана идея построения Храма, и данная тема связана с царем Давидом и каждым человеком, прошедшим через раскаяние.
В данном примечании автор впервые говорит о скрытой ступени, Малхут Адама Кадмона — рейша де-ло итъйеда. Мы не может постичь, что есть АК, ведь даже мир Ацилут для нас «ничто». Все что, мы можем сказато по его поводу: первая и наивысшая точка, о которой мы можем говорить в мироздании, это АК. Этоа точка не есть качество, действующее в мире, как Хесед или Гвура, но это мысль — идея сотворить мир в «форме человека». Эта идея есть полноценная реальность и подоплека всего мироздания. Она включает в себя весь сотворенный мир, от самых возвышенных объектов, как мир Ацилут, и до самых низших, как силы нечистоты. Но в силу ее величайшей возвышенности она включает в себя всё одновременно, и невозможно различить в ней детали мироздания.
Эта идея — тот Адам Кадмон, состоят из 10 категорий, как и любой другой объект святости. Низшая их них — Малхут, и это качество управляет всем миром по направлению к реализации замысла человека. Таким образом, все мироздание стоит на идее человека, нет ничего вне этого. Цель всего множества сотворенных Б-гом объектов — в том, чтобы идея человека реализовалась в реальности.
Несмотря на то, что Малхут АК является главой и началом всего мироздания,ведь цель всего творения — раскрыть идею человека, у Адама было особое отношение к данному уровню: Малхут АК был корнем его души. Он включял в себя всю реальность «человека», и все будущие души людей содержались в нем. Царь Давид также удостоился этого в определенном аспекте. Он реализовал корень своей души настолько, что смотря на него, можно было понять, в чем заключался замысел Всевышнего при сотворении человека. А Машиах удостоится этого в совершенстве, он реализует всю идею и замысел, заложенные в сотворении мира, и человек достигнет уровня Адама до греха.
[1] Ущерб на уровне Хохма означает, что базисные установки человека связаны с силами зла.
[2] Нужно исповедаться именно устами, а не мысленно, поскольку это аспект действия мира речи.
[3] См. вторые врата, гл. 16, в примечании со слов «и хотя во вратах…», где написано, что все это до раскаяния, но после того, как были исправлены посредством покаяния, то порядок их вхождения в тело человека — снизу вверх, см. там.
[4] При грехах на уровне нефеш человек остается таким же, как был, просто вожделения властвуют над ним. Но вследствие грехов на уровне руах человек превращается в другую реальность, связанную со злом.
[5] Простой смысл стиха — что сам человек сокрушается. Но автор открывает, что «дух сокрушенный» — это дух нечистоты. Кроме того, когда человек грешит на уровне духа (руах), он создает другое «Я», и вследсвие раскаяния это «Я», связанное со злом, ломается.
[6] Как сказано в книге Ийова (29:3): «Когда Он светил светильником Своим над моей головой».
[7] Чтобы исправить грех в мыслях, не занимаются этим грехом и не думают о нем, а изучают Тору, корень которой — выше уровня нешама.
[8] И как мы писали выше в гл. 15, что нешама дает в человеке силу разумения, чтобы понимать тайные смыслы, сокрытые в нашей святой Торе
[9] Эти четыре мира соответствуют четырем уровням души человека.
[10] См. далее во вторых вратах, гл. 16, в примечании со слов «и посредством этого».
[11] В этом стихе мы видим, что в именах Всевышнего как бы скрываются дополнительные глубины, и Моше просит, чтобы все силы, относящиеся к данному имени, раскрылись и реализовались.
[12] Мир сотворен Именем Авайе (Йуд — hЭй — Вав — hЭй), а имя Йуд-hЭй — это его первая половина, как ьы еще на уровне мысли Всевышнего, говоря аллегорически, и там источник святости.
[13] Наполнение — означает, что вместо того, чтобы писать только י"ה, пишут названия букв: יו"ד ה"י. Это символизирует состояние, когда силы Имени раскрываются и реализуются.
[14] Букву ה можно наполнить тремя способами: ה"יה"אה"ה. Автор говорит, что эти три возможности — это три уровня.
[15] Так говорит Гемара: в час, когда сыны Израиля собираются в домах собрания и учения и отвечают «да будет Имя Его великое благословенно», Святой, благословен Он, кивает им головой Своей и говорит: блажен царь, которого так восхваляют в доме его… И говорит комментатор Тосафот на слова «и отвечают»: отсюда следует опровержение толкования, приведенного в Махзор Витри: «да будет имя Его великое» — что это молитва о том, чтобы Его имя наполнилось, как написано «ибо рука на трон Господа (“КЕС ЙА” — написание обоих слов неполное)», что не будет имя Его полным и трон Его цельным, пока не будет стерто семя Амалека, и толковал там так, что имя Его — ШЕМ ЙА — будет «великим», то есть, что мы молимся о том, чтобы имя Его было великим и полным, и благословенным, «навеки» — это уже другая молитва, т.е. благословенным в будущем мире. И это не видится верным, ибо выглядит так, что это одна молитва, и не имеется в виду, чтобы имя Его стало большим и цельным, но имя Его великое — будет благословенно.
[16] Потому жертва и называется словом «корбан» (от слова «каров» — «близко»), что сближает и соединяет…, см. далее во вторых вратах, гл. 14 в примечании
[17] И см. Хулин 60а и в Маарша (в толковании агадот) пишет так: «Известно и ясно, что словом керен (“рог”) называется везде основная часть, как говорится в Мишне: “Основная же часть (керен) остается…”, а так как в своем грехе Адам склонился к ереси, к вере в “двоевластие”, как об этом говорится в трактате Санэдрин, что Адам стал еретиком и отрицал главное, как сказано “где ты?” — “куда уклоняется сердце твое?”, потому, когда совершил покаяние, то принес в жертву тельца, у которого был один рог, указывающий на основу единства, и потому был у него тот рог, который один, перед копытами, которых два, что указывает на множественность, ибо творения в своем спуске приходят в результате к множественности, и читай внимательно».
[18] Адам хотел протянуть святость даже на самое низкое место в себе.
[19] См. слова нашего учителя гаона рабби Элияу на стих «Также (“гам”) раб Твой осторожен в них, в соблюдении их великое последствие», и вот его слова: «Слово “гам” (“также”) не совсем понятно, на первый взгляд. И смысл этого в том, что человек очистился в результате своего труда над постижением Торы, как Моше Рабейну, который очистился настолько в своем труде над Торой и стал блистать подобно небосводу, что пребывал сорок дней…, ибо Тора освещает столь сильно и блистает, как лучи солнца… И потому раб Твой “низhар” (“осторожен”) от слова “зоhар” — блеск, в соблюдении их и “экев” (“пятка”) делается “рав” (“великой”) в качестве», это коротко («Имрэй Ноам», собрание комментариев на Танах).
[20] Высший корень качества Малхут называется «глава», посокльку замысел Творца заключается в Царстве Небес, но эта коренная категория непостижима, поскольку, хотя она управляет всем мирозданием, подобно тому, как голова управляет телом, она столь высокая и коренная, что никак невозможно познать, что происходит внутри нее. В рейша де-ло итъйеда происходит распределение предназначений, заданий и судеб различных людей, и именно ее хотел увидеть Моше, когда просил «покажи мне Твой лик», на что Всевышний ответил ему: «не увидит Меня человек, оставшись в живых».
[21] Предназначением Адама было — реализовать идею человека.
[22] Машиах — это человек, подобный Давиду, и он удостоится реализовать идею образа человека в совершенстве, включая три первые сфиры рейша де-ло итъйеда.
[23] Невозможно быть более Адама до грехопадения, поскольку он включал в себя все.
[24] Машиах будет совершенным человеком, и раскроет славу царства Всевышнего в корне его высшего корня, далеко за рамками уровней, относящихся к нашему миру.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».