Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Душа, Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Вот подробное изложение порядка исправления и связывания частей души через покаяние. Если нанес человек урон своему аспекту нефеш, и даже если сделал так, что отсеклись и исторглись все девять сфирот от Хохма[1] и ниже от связки [с уровнем руах], и опустилась она в пучины клипот (нечистых оболочек). Тогда через истинную словесную исповедь из глубины сердца, движением своих уст, что есть аспект нефеш уровня руах[2], пробуждает человек голосом своих речей вышние выси, и приводит к тому, что святость дополнительно исходит от Творца сначала до корня нешама[3], а оттуда к нешама и руах, а руах блистает своим великим светом, который даруется ему, также и на уровень нефеш, ведь какая-то связь все еще остается между ними, как мы писали выше. Этот свет уничтожает и изводит те силы зла и уровни нечистоты, выводит из плена все аспекты нефеш и вновь привязывает их, как прежде, к уровню руах.
Если же человек нанес урон и попортил аспект руах нехорошими речами или иными грехами, связанными с аспектом руах, (а пренебрежение изучением Торы равноценно им всем вместе), и укрепил противоположность[4] — силы духа нечистоты, упаси Б-г, и тогда нефеш также не останется цельной, как прежде, ибо она получает свою жизненную силу и свой свет посредством руах, как известно. Тогда через искреннее сожаление в сердце и горькое сокрушение о величии своего греха, как сказано: «возопило сердце их к Г-споду» (Эйха 2:18), когда он помышляет о покаянии силой мысли, которая есть чертог для искр света нешама (это Малхут Твуна), он также пробуждает все вплоть до самых высей, чтобы сначала привести добавочную святость и свет на корень души, а оттуда на нешама, а она сообщит сияние своего света, который даруется ей, также на аспект руах, «и жертвы Б-гу дух сокрушенный»[5], и ломает силу духа нечистоты, который человек укрепил своим грехом, и очищает его святой аспект руах, чтобы он вновь связался с аспектом нешама, как прежде, а оттуда, как следствие, получит силы и его нефеш, чтобы вернуться к своей прежней цельности.
А если согрешил человек в своей мысли, сделав ее нечистой, и причинил этим, чтобы отдалились от него искры блеска его аспекта нешама, которая до сих пор блистала как свеча над его головой[6], тогда посредством изучения Торы[7] с усилиями разума и углублением понимания, человек пробуждает эманацию добавочной святости на корень его души, а оттуда на его душу, вернуть ее к тому, чтобы свет ее освещал его, чтобы он разумел святую Тору с еще большим пониманием[8] ее чистых тайн, и часть той святости и того света спускается на его руах и нефеш, чтобы вернуть им цельность.
И потому сказали наши мудрецы (Шаббат 119б): «Если человек отвечает “Амен. Да будет имя Его великое благословенно навеки и вовеки веков” всей своей силой, то разрывают его суровый приговор, и даже если есть у него щепоть идолослужения — прощают ему».
Ибо главный смысл этого славословия в том, чтобы изошло и было даровано дополнительное благословение и высший свет в каждый из четырех миров Ацилут, Брия, Йецира и Асия (*). И в этом значение слов «да будет имя Его великое благословенно» — то есть, чтобы изошло благословение и дополнительная святость от Благословенного до «ле-алам» (буквально «до мира») — это мир Ацилут, а оттуда «ле-алмей» (буквально «до миров») — это два мира Брия и Йецира — «альмая» («веков», буквально «миры») — это мир Асия, а они суть корень четырех уровней[9] человека — корень нешамы и нефеш-руах-нешама.
И когда человек направляет свою мысль в святости, произнося это славословие, чтобы пробудить и воздействовать дополнительную святость и благословение на корень своей души, а оттуда на свои нешама, руах и нефеш, то тем самым он уничтожает всякий грех и беззаконие, которые сотворил он в каком-либо аспекте из этих трех, и они как будто никогда не существовали. В этом вся суть истинного покаяния, как мы говорили выше[10], и потому прощают ему все его грехи.
Примечание автора:
То, о чем сказали мудрецы «всей своей силой», имеет два значения: либо «всей силой» отвечающего, либо чтобы Г-сподь был благословен во всех Его силах, как сказано: «Теперь же да возвеличится сила Г-спода[11]» (Бемидбар 14:17).
Однако, оба этих значения идут вместе, ибо корень дарования святости и благословений находится в имени Йуд-hЭй[12], а оттуда спускается и наполняется мир Брия — это мир мысли — от наполнения[13] буквы hЭй этого имени буквой Йуд (если писать полное название буквы hЭй так: הי). А от мира Брия наполняется мир Йецира — это корень начала речи и мышления сердца — от наполнения буквы hЭй буквой Алеф (если писать полное название буквы hЭй так: הא). А от мира Йецира наполняется мир Асия — это мир поступков — от наполнения буквы hЭй буквой hЭй (если писать полное название буквы hЭй так: הה) [14].
И в этом состоит корень нефеш-руах-нешама в человеке, которые суть все силы отвечающего и все силы имени Й»А, то есть все варианты его наполнения, и в этом значение слов «да будет имя Его» — «йеэй шмэй» (י ה א — три варианта наполнения имени יה) «великое благословенно…», и см. в «Тосэфэт брахот» 3а, со слов «и отвечают…»[15].
И об этом же говорили мудрецы (Авода зара 8а): «Телец, которого принес в жертву Адам — первый человек — рога его были перед его копытами» — то есть, в этом жертвоприношении Адам намеревался исправить то, что он испортил, отстроить разрушенное, приблизить то, что отдалил[16], и соединить то, что разделил[17]. Он намеревался сначала эманировать свет и святость на высшие свои аспекты и уровни, которые подобны рогам, т.е. корень аспекта нешама и сама нешама, а потом продолжил дальше на свои руах и нефеш, чтобы очистить все свои органы от головы до ног, как сказано: «и будет за то (“экев” — буквально “пятка”), что послушаете…» — это заповеди, которые попирает человек своими пятками, а это и есть копыта животной души[18]. И об этом сказано (Вайикра Раба гл. 2 и Коэлет 7): «Что пяточный круг Адама затмевал солнечный круг…» (*)
Примечание автора: и об этом сказал царь Давид (Псалмы 19): «Тора Г-сподня совершенна, оживляет (мешиват — буквально “возвращает”) душу», т.е. через то, что человек занимается Торой Всевышнего, и она у него в должном совершенстве, то она возвращает душу человека к ее корню в совершенстве, и он заканчивает там псалом словами: «И раб Твой осторожен (в исполнении) их, в соблюдении их — великая награда (экев рав — буквально “великая пятка”)», и «осторожен» (низhар) от слова йазhиру («будут блистать»)…, то есть, в результате того, что он исполнял все заповеди, соответствующие всем органам Адама — первого человека — стало тело и нефеш его чистыми, вплоть до того, что даже пятки его стали испускать свет и блистать весьма, как и сказано: «круг пятки Адама затмевал солнце» (Вайикра Раба гл. 2)[19].
Внутренний же смысл слов «и раб Твой осторожен … награда великая», ибо предел возвышения меры царя Давида к своему высшему корню корня находится в «непостижимой главе[20]» (рейша де-ло итъйеда), т.е. сфира Малхут мира Адам Кадмон — корень души Адама[21] — первого человека, и как сказано в Писании (Диврэй а-Йамим 17:16): « кто я, Г-споди Б-же, и что дом мой, что Ты возвел меня до сих (hалом — обозначает “царство”,Малхут) Но мало это в очах Твоих, Б-же, и Ты заговорил о будущем дома раба Твоего и взирал на меня, как на человека высокого достоинства, Г-споди Б-же»… и потому оставил Адам — первый человек — царю Давиду свои последние 70 лет, 7 нижних уровней сфиры Мальхут мира Адам Кадмон. И он должен был бы жить еще 30 лет, чтобы восполнить свой аспект «трех глав», как сказано: «Речь мужа, поставленного высоко» (Шмуэль Бет 23:1), и он также является корнем души царя Машиаха[22], о котором сказано: «Превознесется, и возвеличится и вырастет весьма» (Йешая 52), и об этом учили мудрецы (мидраш Танхума, гл. Толдот): »Более Авраама, Моше и Адама (имеется в виду, после грехопадения[23])», а о том стихе «речь мужа, поставленного высоко» учили они, что речь о Машиахе, помазанного Б-гом Йаакова, ибо тогда возвеличится и превознесется слава царства Благословенного в своем первом корне[24].
Комментарий
В предыдущих главах объяснялось, что архетип греха — это преступление, караемое наказанием карет, поскольку каждый грех влечет разрыв между животной душой человека (нефеш) и его духом и высшей душой. Также объяснялось, что служение раскаяния заключается в том, чтобы дать более высокому миру возможность выразиться в нижнем, и вновь связать нефеш с руах над ним. Это происходит через занятие более высоким уровнем, чем тот, что понес ущерб от греха, и через служение на этом уровне. Раскаяние — не просто очищение от зла, так чтобы святость могла вернуться и воссиять в человеке. Наоборот, мы вносим силу святости в мир, и она уже уничтожает силы зла. Поэтому и нужно заниматься более высоким миром, чтобы оттуда спустить святость на человека. Таким образом, чтобы исправить грех отлынивания от занятий Торой, следует не просто пожалеть об этом и заняться изучением Торы (что, безусловно, тоже необходимо), но погрузиться в мысли о раскаянии, что соответствует уровню нешама. Главное в раскаянии — исправление человека и возвращение его в состояние, когда высшая святость светит в нем, а это происходит не через сожаление и занятие темой данного греха, а через занятие более высоким уровнем. Раскаяние подобно рождению заново для животной души, а это требует воздействия из самых высших сфер.
Попытаемся немного объяснить последнее примечание автора в нашей главе. В нем речь идет о том, как привнести самую высокую святость в реальность человека и мира. С этим также связана идея построения Храма, и данная тема связана с царем Давидом и каждым человеком, прошедшим через раскаяние.
В данном примечании автор впервые говорит о скрытой ступени, Малхут Адама Кадмона — рейша де-ло итъйеда. Мы не может постичь, что есть АК, ведь даже мир Ацилут для нас «ничто». Все что, мы можем сказато по его поводу: первая и наивысшая точка, о которой мы можем говорить в мироздании, это АК. Этоа точка не есть качество, действующее в мире, как Хесед или Гвура, но это мысль — идея сотворить мир в «форме человека». Эта идея есть полноценная реальность и подоплека всего мироздания. Она включает в себя весь сотворенный мир, от самых возвышенных объектов, как мир Ацилут, и до самых низших, как силы нечистоты. Но в силу ее величайшей возвышенности она включает в себя всё одновременно, и невозможно различить в ней детали мироздания.
Эта идея — тот Адам Кадмон, состоят из 10 категорий, как и любой другой объект святости. Низшая их них — Малхут, и это качество управляет всем миром по направлению к реализации замысла человека. Таким образом, все мироздание стоит на идее человека, нет ничего вне этого. Цель всего множества сотворенных Б-гом объектов — в том, чтобы идея человека реализовалась в реальности.
Несмотря на то, что Малхут АК является главой и началом всего мироздания,ведь цель всего творения — раскрыть идею человека, у Адама было особое отношение к данному уровню: Малхут АК был корнем его души. Он включял в себя всю реальность «человека», и все будущие души людей содержались в нем. Царь Давид также удостоился этого в определенном аспекте. Он реализовал корень своей души настолько, что смотря на него, можно было понять, в чем заключался замысел Всевышнего при сотворении человека. А Машиах удостоится этого в совершенстве, он реализует всю идею и замысел, заложенные в сотворении мира, и человек достигнет уровня Адама до греха.
[1] Ущерб на уровне Хохма означает, что базисные установки человека связаны с силами зла.
[2] Нужно исповедаться именно устами, а не мысленно, поскольку это аспект действия мира речи.
[3] См. вторые врата, гл. 16, в примечании со слов «и хотя во вратах…», где написано, что все это до раскаяния, но после того, как были исправлены посредством покаяния, то порядок их вхождения в тело человека — снизу вверх, см. там.
[4] При грехах на уровне нефеш человек остается таким же, как был, просто вожделения властвуют над ним. Но вследствие грехов на уровне руах человек превращается в другую реальность, связанную со злом.
[5] Простой смысл стиха — что сам человек сокрушается. Но автор открывает, что «дух сокрушенный» — это дух нечистоты. Кроме того, когда человек грешит на уровне духа (руах), он создает другое «Я», и вследсвие раскаяния это «Я», связанное со злом, ломается.
[6] Как сказано в книге Ийова (29:3): «Когда Он светил светильником Своим над моей головой».
[7] Чтобы исправить грех в мыслях, не занимаются этим грехом и не думают о нем, а изучают Тору, корень которой — выше уровня нешама.
[8] И как мы писали выше в гл. 15, что нешама дает в человеке силу разумения, чтобы понимать тайные смыслы, сокрытые в нашей святой Торе
[9] Эти четыре мира соответствуют четырем уровням души человека.
[10] См. далее во вторых вратах, гл. 16, в примечании со слов «и посредством этого».
[11] В этом стихе мы видим, что в именах Всевышнего как бы скрываются дополнительные глубины, и Моше просит, чтобы все силы, относящиеся к данному имени, раскрылись и реализовались.
[12] Мир сотворен Именем Авайе (Йуд — hЭй — Вав — hЭй), а имя Йуд-hЭй — это его первая половина, как ьы еще на уровне мысли Всевышнего, говоря аллегорически, и там источник святости.
[13] Наполнение — означает, что вместо того, чтобы писать только י"ה, пишут названия букв: יו"ד ה"י. Это символизирует состояние, когда силы Имени раскрываются и реализуются.
[14] Букву ה можно наполнить тремя способами: ה"יה"אה"ה. Автор говорит, что эти три возможности — это три уровня.
[15] Так говорит Гемара: в час, когда сыны Израиля собираются в домах собрания и учения и отвечают «да будет Имя Его великое благословенно», Святой, благословен Он, кивает им головой Своей и говорит: блажен царь, которого так восхваляют в доме его… И говорит комментатор Тосафот на слова «и отвечают»: отсюда следует опровержение толкования, приведенного в Махзор Витри: «да будет имя Его великое» — что это молитва о том, чтобы Его имя наполнилось, как написано «ибо рука на трон Господа (“КЕС ЙА” — написание обоих слов неполное)», что не будет имя Его полным и трон Его цельным, пока не будет стерто семя Амалека, и толковал там так, что имя Его — ШЕМ ЙА — будет «великим», то есть, что мы молимся о том, чтобы имя Его было великим и полным, и благословенным, «навеки» — это уже другая молитва, т.е. благословенным в будущем мире. И это не видится верным, ибо выглядит так, что это одна молитва, и не имеется в виду, чтобы имя Его стало большим и цельным, но имя Его великое — будет благословенно.
[16] Потому жертва и называется словом «корбан» (от слова «каров» — «близко»), что сближает и соединяет…, см. далее во вторых вратах, гл. 14 в примечании
[17] И см. Хулин 60а и в Маарша (в толковании агадот) пишет так: «Известно и ясно, что словом керен (“рог”) называется везде основная часть, как говорится в Мишне: “Основная же часть (керен) остается…”, а так как в своем грехе Адам склонился к ереси, к вере в “двоевластие”, как об этом говорится в трактате Санэдрин, что Адам стал еретиком и отрицал главное, как сказано “где ты?” — “куда уклоняется сердце твое?”, потому, когда совершил покаяние, то принес в жертву тельца, у которого был один рог, указывающий на основу единства, и потому был у него тот рог, который один, перед копытами, которых два, что указывает на множественность, ибо творения в своем спуске приходят в результате к множественности, и читай внимательно».
[18] Адам хотел протянуть святость даже на самое низкое место в себе.
[19] См. слова нашего учителя гаона рабби Элияу на стих «Также (“гам”) раб Твой осторожен в них, в соблюдении их великое последствие», и вот его слова: «Слово “гам” (“также”) не совсем понятно, на первый взгляд. И смысл этого в том, что человек очистился в результате своего труда над постижением Торы, как Моше Рабейну, который очистился настолько в своем труде над Торой и стал блистать подобно небосводу, что пребывал сорок дней…, ибо Тора освещает столь сильно и блистает, как лучи солнца… И потому раб Твой “низhар” (“осторожен”) от слова “зоhар” — блеск, в соблюдении их и “экев” (“пятка”) делается “рав” (“великой”) в качестве», это коротко («Имрэй Ноам», собрание комментариев на Танах).
[20] Высший корень качества Малхут называется «глава», посокльку замысел Творца заключается в Царстве Небес, но эта коренная категория непостижима, поскольку, хотя она управляет всем мирозданием, подобно тому, как голова управляет телом, она столь высокая и коренная, что никак невозможно познать, что происходит внутри нее. В рейша де-ло итъйеда происходит распределение предназначений, заданий и судеб различных людей, и именно ее хотел увидеть Моше, когда просил «покажи мне Твой лик», на что Всевышний ответил ему: «не увидит Меня человек, оставшись в живых».
[21] Предназначением Адама было — реализовать идею человека.
[22] Машиах — это человек, подобный Давиду, и он удостоится реализовать идею образа человека в совершенстве, включая три первые сфиры рейша де-ло итъйеда.
[23] Невозможно быть более Адама до грехопадения, поскольку он включал в себя все.
[24] Машиах будет совершенным человеком, и раскроет славу царства Всевышнего в корне его высшего корня, далеко за рамками уровней, относящихся к нашему миру.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Рав Бенцион Зильбер
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
На горе Гризим должны были громогласно благословлять потомков «Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин», то есть — все евреи, принадлежавшие к этим коленам израилевым
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Огорчение, скорбь и другие синонимы