Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Влияние греха на аспекты души нефеш, руах, нешама. Cвязь каждого аспекта души с более высшими уровнями

И в этом смысл сказанного в Писании (Притчи 18:14): «Дух человека выдерживает его болезнь, но дух уныния кто может перенести?» — то есть, болезнь и мерзость греха аспекта нефеш (ибо, как правило, грехи находятся в аспекте нефеш[1], ибо она низшая и близка к Иной Стороне (стороне зла), «ноги ее спускаются к смерти» (Притчи 5:5), и как сказано (Вайикра 5:1) «И душа (нэфэш), когда согрешит», «эти согрешившие в душах их (бе-нафшотам)» (Бемидбар 17:13) и во многих подобных местах. И см. Эц Хаим в Шаар аАкудим, конец гл. 5, и др., что она может быть исправлена, и душа может подняться посредством духа, аспекта руах, как мы говорили выше. Но если руах стал «духом уныния», т.е. человек испортил и нанес урон своему аспекту руах посредством грехов, связанных с аспектом руах, тогда «кто может перенести», т.е. его исправление может прийти через аспект нешама, которая называется «кто»[2] (ми), как известно из Зоара.

И разумный человек поймет, что все эти описания, касающиеся трех аспектов «нефеш-руах-нешама» в человеке, таковы же и в высших корнях[3] этих трех аспектов, которые суть Святой, благословен Он[4], его Шхина[5] и «Мать сыновей»[6]. Грехи обитателей низшего мира заставляют Шхину — тайну высшей нефеш — отойти от своей связки наверху, в тайне изгнания[7] (когда души Израиля погрязают в скверных страстях, не дай Б-г).

Однако, не все ее десять аспектов [уходят в изгнание], но лишь девять из них — от Хохма и ниже, как мы говорили выше про человека. Но ее высший аспект, тайна ее «короны» (Кетер), т.е. ее корневая точка, находится в непреложной связи и сцепке с венцом Йесода[8] аспекта руах, и никогда оттуда не отступает (потому и называется его венцом, т.е. его короной).

И см. в предисловии к Эц Хаим, как было упомянуто выше, и в «шаар а-амида» (там) по поводу благословения против еретиков[9], и так написал наш великий учитель в комментарии к «Эйхалот», во втором чертоге там.[10]

Но высший аспект руах не отделяется от своего места[11] из-за грехов обитателей низшего мира, но они причиняют в нем урон и порчу в его Шести краях[12], как известно.

Однако, в аспекте нешама, которая суть тайна мозгов[13], его трех первых[14] сфирот, как мы говорили выше в гл. 15, там дела обитателей низшего мира не достигают и не производят порчи или урона[15], но своими делами они могут вызвать свое отдаление от них[16], как известно это из Эц Хаим, что они приходят исключительно в тайне дополнения и зависят от дел обитателей низшего мира, ибо они приходят от распространения низшего аспекта[17] «Матери сыновей» в нем, и как сказано в Писании (Притчи 3:19): «Установил небеса[18] разумением[19]», и тот мир убережен от касания чуждых, как известно.

И в этом идея видения[20] «лестницы, опирающейся на землю…» (Брейшит 28:12), и не сказано « опирающейся на земле», но «на землю», т.е. «по направлению к земле», что означает, что его основного корень и глава находится наверху на небесах, и оттуда он спускается до самой земли, и это живая душа (нишмат хаим) человека, которая исходит, говоря образно, из дыхания уст Творца, и оттуда спускается, словно по лестнице или по цепочке, и связывается с руах, а руах с нефеш, пока не спускается в этот мир в человеческое тело[21].

И об этом сказано открытым текстом в Райя Меэмна на гл. Насо (123б): »И вдунул в ноздри его дыхание жизни…» (Брейшит 2:7), про это говорится (там 28:12): «И видел сон, и вот лестница»[22] — без сомнения, лестница — это душа живая[23]…», см. там. «И вот, ангелы Б-жии поднимаются и спускаются по ней», как я выше писал подробно, что она есть живая душа миров, сил и высших ангелов, ибо весь их подъем и опускания, и все порядки их поведения каждый момент, зависят исключительно от того, куда склоняются ее поступки, речи и мысли в теле человека в каждый момент[24]. (А то, что сказано сначала «поднимаются», а затем «спускаются» — это потому, что главное служение человека состоит в том, чтобы поднимать вначале каждый мир снизу вверх[25], а затем свет тянется сверху вниз) И тогда затем достигается состояние «И вот, Господь стоит над ним», как мы говорили выше[26].

И сколь прекрасны слова мудрецов наших в Иерушалми тр. «Таанит», гл. 2: «Рабби Шимон бен Лакиш от имени рабби Йоханана говорит: сочетал Святой, благословен Он, имя Свое с Израилем. Это подобно царю, у которого был маленький ключ от дворца. Сказал: если я оставлю его, как есть, то он потеряется. Но я приделаю к нему цепочку, и если потеряется, цепочка будет на нем. Так сказал Всевышний: если Я оставлю Израиль, как они есть, народы мира поглотят их, но Я сочетаю Мое великое имя с ними». И мудрецы наши говорили об этом едином народе вообще.

Однако, они смотрели шире, как обычно, и намекали они также и про каждого отдельного человека. И нужно понять, почему они употребили именно такую аллегорию — уподобили это ключу и цепочке? Ответ таков: как я написал об этом выше, что человек — открывает и закрывает все силы и миры[27], вышний чертог и нижний чертог, ибо все они управляются посредством поступков его в аспекте нефеш[28], ибо она есть основа и корень аспекта нефеш всех миров.

И Владыка всего, благословен Он, по Своей великой благости, оказывая благо сотворенным, неусыпно следил за возможностью нашего исправления и сказал: если Я оставлю их, как есть, чтобы не было связи между тремя аспектами нефеш-руах-нешама, то «если один упадет», т.е. низший аспект души падет в глубины пучины зла, то «не будет второго, чтобы поднять его», и так она исчезнет там на веки, как сказано: «И погублю Я душу ту» (Вайикра 23:30), и как же искуплена будет душа согрешившая?

Потому, по мудрости Своей установил Он эти три ступени нефеш-руах-нешама так, чтобы каждая из них связывалась своим первым высшим аспектом с низшим аспектом ступени над ней, подобно цепочке, в которой каждое колечко своим высшим краем цепляется и входит в низший край кольца над ним, и таким образом, даже если отсечена будет нефеш и падет в глубин сил нечистоты, она может быть исправлена и подняться через свою связь своих высших качеств с аспектом руах, и таким же образом при порче и уроне руах, как мы говорили выше.

Об этом и сказали: «но вот, Я сочетаю Свое великое имя с ними», т.е. три ступени нефеш-руах-нешама и корень души[29], источник их корня находится в четырех буквах великого имени Всевышнего[30].

Комментарий

В предыдущих главах выяснилось, что грех может отрезать части души человека. Но всегда остается высшая точка, которая не отрывается, поскольку она связана с категорией над ней. В данной главе выясняется, что и система высшего управления построена подобным образом.

Попробуем кратко подытожить слова автора относительно высшего управления. Подобно тому, как душа человека состоит из трех категорий Н-Р-Н, так и высшее управление, то есть мир Ацилут, мир имен Всевышнего, управляющих мирозданием, делится на три общие уровни, называемые «Святой, благословен Он», «Его Шхина», и «Мать сыновей». Шхина соответствует нефеш, это низшая категория из трех, и она обращена к нижним мирам и управляет ими на практике. «Святой, благословен Он» соответствует категории руах, и включает шесть качеств (сфирот), которыми Всевышний управляет миром. «Мать сыновей» — нешама, это название «мозга» всего управления миром, качеств, которыми Всевышний ведет мир к истинной цели, ради которой Он сотворил все мироздание.

Когда Шхина пребывает в мире, в нем раскрывается Царство Творца, и можно понять пути Его управления миром. Можно видеть, что Всевышний хочет от мира и как все Его действия направлены на определенную цель. Присутствие Шхины было ощутимо в Скинии и в Храме во времена Шломо.Но когда Израиль грешит, Шхина как бы изгоняется со совего места и уходит ввысь, так тчо не заметно пребывание Всевышнего в мире и Его провидение и управление. Хотя, несомненно, Всевышний делает все, что происходит в мире, но не ракрывается, что Он хочет в этом и как это соответствует путям Его управления и блага. Это и есть «изгнание Шхины». То, что Всевышний на самом деле желает, не проникает до нашего мира, и соответственно не раскрывается, что Всевышний присутствует в нем. А в состоянии исправления мира и пребывания Шхины, все ясно и можно по-простому видеть пути управления миром.

Но и когда Шхина уходит из мира, ее высший аспект не отходит, поскольку он соединен с Шестью качествами, которыми Всевышний управляет миром и которые действуют в нашем мире постоянно. Ведь даже когда цель не раскрывается нам, Всевышний тем не менее управляет всем.

В отличие от Шхины, которую обитатели нижнего мира могут изгнать и заставить уйти своими негативными действиями, «Святой, благословен Он», то есть Шесть сфирот ХГТНХЙ, всегда присутствуют в мире. В любое время можно явно видеть различные события, показывающие и раскрывающие, что мир управляется Высшей силой. Но грехи людей могут нанести ущерб этому управлению, так что из него не будет заметно, откуда оно идет. Например: если управление награды и наказания действует как подобает, то можно явственно видеть, как благо Всевышнего реализуется в мироздании и каждый человек получает награду по своим деяиям. Но когда Израиль грешит, то хотя и видно явным образом, что Всевышний управляет миром, но это управление непонятно, и кажется, что праведник погибает в своей праведности, а злодей благоденствует.

Уровень нешама высшего управления — это «Мать сыновей», ведущая мир к его цели. У Всевышнего есть цель, к которой он ведет все мироздание, и это управление к цели никогда не прерывается и не изменяется из-за грехов людей. Мир придет к исправлению в любом случае, но когда мир находится в исправленном состоянии, эта цель иногда проблескивает в мире, и можно видеть изнутри простого управления, в чем заключается конечная цель, к которой Творец ведет мир. Когда же есть в мире грехи и зло, это управление полностью скрыто от людей.

В нашей главе автор подчеркивает, что высший аспект каждого уровня (его Кетер) неразрывно связан с более высоким уровнем, с его низшей точкой, называемой Атара (венец). Это важный принцип в любом соотношению дающего и получающего: у дающего находится точка получающего, и она в сущности и есть корень получающего. В качестве примера можно привести отношения учителя и ученика. В душе учителя есть некая точка, образ ученика, и когда учитель соотносится с учеником, он обращается к нему из этой точки, находящейся в нем. Так и в высшем управлении: цель мира в том, чтобы существовали получающие. Но эта цель находится у дающего, у Творца. В этом заключается основа существования Израиля. Точка Израиля, находящаяся у Творца, и спасает Израиль в игнании. Если бы Израиль был сам по себе и умолял Творца, просил его о милости, ожидал избавления и т.д., была бы возможность, что они исчезнут. Но поскольку корневая точка Израиля находится у Творца мира, невозможно, что она будет когда-либо отсечена.


[1] Силы земных вожделений, которые, в основном, и влекут человека к грехам, связаны с нефеш, животной душой.

[2] Высшая душа, нешама, называется «кто?», со знаком вопроса. Подобно тому, как при стуке в дверь человек спрашивает «кто там?», не зная, кто это стучит, так душа стучит в сердце человека, пробуждает его, а он не знает, кто это.

[3] Высшее управление является корнем формы человека, ибо он сотворен по образу Б-га. И поскольку корень и ветвь всегда подобны друг другу, несомненно, что и в корне вещей имеет место такая же взаимосвязь.

[4] Соответствует аспекту руах и сфире Тиферет.

[5] Аспект нефеш и сфира Малхут.

[6] Аспект нешама и сфира Бина. Корень высшего управления, о котором говорится здесь, называется «Мать сыновей», подобно матери, которая есть корень своих детей.

[7] Изгнание Шхины заключается в том, что она не связывается с более высокими аспектами. Тогда кажется, что Б-г оставил землю, все силы в мире действуют по своей воле, и нет упорядоченного управления, которое властвует и направляет все.

[8] Аспект руах — это Шесть краев (шесть сфирот ХГТНХЙ), качеств, которыми Всевышний управляет миром в соответствии с деяниями людей. Последняя сфира из них — Йесод, и в ней есть точка, называемая Атара (Венец), с которой постоянно связана Шхина (т.е. сфира Малхут).

[9] И из этого станет понятно, как мы уже поясняли, что потому девять «нуква де-мальхут» приходят в тайне добавочных, ибо открыто и известно перед Благословенным, что люди согрешат, и урон грехов Израиля достигнет высших миров, и если нанесли евреи урон тому, что имеет постоянный корень, то наказание им будет тяжелее вдвойне, и потому все ее «девять аспектов» в ней являются добавочными, ибо если согрешат Израиль, то они улетят вверх и исчезнут, чтобы не властвовали над ними «внешние». Но если бы они были укоренены в этом, то «внешние» бы прилепились к ней. Однако, ее корневая точка, которая содержит аспект Кетер в ней, ибо, будучи высшей, нет сил у «внешних» прилепляться к ней, и нет опасения за нее, если она останется там, а также потому, что для того, чтобы нанести там урон, необходим большой грех, чтобы он дошел туда…

[10] [сказал редактор: и вот его слова в первом чертоге:] И также в человеке его нешама, хая и йехида, которые заключены в аспекте нешама — они суть три главы руах в человеке, но сама нешама, которая и есть сами «три главы», не приходят в человека, ибо они суть б-жественность, и в этом тайный смысл выражения «человек б-жий» («иш а-элоким»), и за грехи человека они отдаляются в тайне «мохин». И также девять нижних аспектов нефеш — от Хохма и ниже, только «три главы» аспекта руах поднимаются вверх, и урон не касается их, только они отходят от человека в тайне «испортился — не ему…», но девять нижних уровней нефеш опускаются в «клипа», и остается лишь запись ее, т.е. качество Малхут аспекта руах, как известно про все уровни Кетер, что они являются уровнями Малхут мира, который перед ними, и они суть венец качество «йесод» «мужчины», потому они и называются венцом, как известно. Глава же ее — от Хохма и ниже — вся может отойти, и потому все грехи и казни упомянуты касательно нефеш: «и нефеш, если согрешит», «и уничтожу Я “душу” ту», это тайна исчезновения в «клипа», и также карет, когда уходят все девять уровней — тогда «истребится та нефеш — от лица Г-спода» — т.е. «обратная сторона». И в этом тайна «А согрешающий против меня вредит душе своей» (Притчи 8:36) — во всех грехах шаг за шагом отдаляется от аспекта нефеш, но три главы руах отходят немедленно, и они называются «жизнь человека», как известно про тайну «мохин», и потому злодеи еще при жизни называются мертвецами.

[11] Это означает, что управление Всевышнего не уходит со своего места, и несомненно, есть Хесед, Дин, Рахамим (милость, суд, милосердие) и т.д. И хотя они не светят как следует, тем не менее они существуют и остаются на месте.

[12] То есть, Творец не оказывает воздействия Хеседа (Милости) так, как было изначально задумано в управлении, или не задействует Суд в той мере, которая нужна для исправления всего по изначальному плану качества Суда и т.п.

[13] Это сам замысел управления.

[14] Основное управление — это награда и наказание, которые есть вышеупомянутые Шесть Краев. Но в этом самом управлении есть целый этаж гораздо более высокой идеи, цели, которую Всевышний хочет в мире.

[15] Деяния Израиля воздействуют только на реакцию Всевышнего, ниспошлет ли он им милость или будет судить их, и т.п. Но они не влекут никакого изменения в сам план Всевышнего.

[16] Негативные действия людей могут привести к тому, что этот высший замысел отойдет к своему корню и не будет светить. И тогда при взгляде на мироздание не заметно, что оно управляется в соответствии с планом и замыслом Творца.

[17] Когда Израиль делает то, что должно, замысел творения светит внутрь управления и возможно постичь что-то из плана Творца, но не весь план, но лишь его низший аспект.

[18] Шесть Краев, т.е. сфирот ХГТНХЙ.

[19] Низшая точка Бины — Твуна.

[20] Здесь автор возвращается к теме связи частей души человека — индивидуума.

[21] Лишь самая низшая ступень души входит в само тело, как объяснялось выше.

[22] Речь идет о сне Яакова, в которой он видел лестницу, по которой спускаются и поднимаются ангелы.

[23] Лестница состоин из нескольких ступенек, различных уровней, и это — различные части души.

[24] И вот слова нашего учителя в Маамарим 15, см. там: как мы писали, человек похож на лестницу, опирающуюся на землю и достигающую небес, и ангелы Б-жии поднимаются и спускаются «по нему», т.е. получают от него поднятие и спуск… И см. еще выше, в конце гл. 10

[25] Цель служения человека — в том, чтобы простые вещи стали связаны с более возвышенными.

[26] В гл. 17, где объясняется, что посредством такого служения человек может достичь состояния, когда его души связана со связкой жизни, с именем Б-га.

[27] Но этот ключ может потеряться, то есть — отделиться от связи с вышними мирами и тем самым он теряет свою силу, позволяющую воздействовать на миры. Поэтому Всевышний сделал так, чтобы все части души были неотделимо связаны между собой, как объясняется в главах 15-20, и это «цепочка», которая не дает «ключу» потеряться.

[28] Во всех предыдущих главах автор подчеркивает, что сила, управляющая миром, есть именно сила деяний человека, то есть аспект нефеш из нефеш-руах-нешама.

[29]Хая и йехида.

[30] Связь между частями души проистекает из того, что их основа и источник их корня — буквы великого Имени Всевышнего.

 


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего