Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
И все это по множеству доброты и благости Всевышнего, ибо он желает оправдать нас и воздать нам благо в конце концов, и удивителен замысел Его. Установил Он три аспекта души так, что каждый из них будет связан с аспектом, стоящим выше, чтобы таким образом смог человек подняться и связаться снизу вверх[1], шаг за шагом, сообразно с тем, как много он занимается Торой и служением Творцу, насколько чисто его сердце, велика любовь его и трепет[2], пока не поднимется и не прилепится к узлу жизни в Г-споде Б-ге своем, если можно так выразиться — сообразно со своим корнем и ступенью.
И еще следует сказать, что есть некоторые грехи, что если грешит душа одним из них, подлежит отсечению или уничтожению, не про нас будь сказано. И смысл этого отсечения в том, что аспект нефеш отсекается и отторгается от своего высшего корня, и перерубается тот канат, которым он был связан и прилеплен все это время посредством той связи, о который мы говорили.
И как сказано в Зоар на главу «Трума» там: »А есть такая душа (нефеш), о которой сказано: «И исторгнется душа та от лица Моего, Я Господь» (Вайикра 22:3). Что значит «от лица Моего»? Что руах не пребывает на ней. А коли руах не пребывает на ней, то у нее уже нет соединения с тем, что выше…» и см. там. И смотри в «Ликутэй Тора» на гл. Бо[3] и в Мехильте на гл. Бо[4], и в Сифри на гл. Беаалотха и слове «и отсечена будет (ונכרתה)», что это слово означает «прерывание».
И об этом написано у пророка (Йешая 59:2): «Но лишь грехи ваши разделяют между вами и Б-гом вашим», т.е. между самим вашим Б-гом в прямом смысле, как мы писали выше.
Тогда она погрязает в пучине нечистот и «клипот», да упасет нас от этого Милосердный. См. в «сборнике на Танах» на книгу пророка Йешая о стихе «ибо дух предо Мной изнеможет» (Йешая 57:16)[5], и в книге «Гильгулим» конец гл. 35[6]. И так говорится в священных книгах нашего великого учителя рабби Элиягу, в его толкованиях на «Эйхалот», второй чертог[7].
И дабы не отпал от Него никто, установила Его воля, чтобы не уничтожались совсем все десять аспектов нефеш, но лишь девять нижних аспектов — от аспекта Хохма («мудрость») и ниже[8] — подлежат отсечению, но высший ее аспект — Кетер («корона») (А) — не отсекается, поскольку ее примыкание и крепкая связь с категорией руах, как сказано выше (Б), придает ей статус аспекта руах, в котором нет отсечения, как мы скажем далее. И это по благости Всевышнего, что посредством категории руах , т.е. через исповедь словами, идущую от сердца, которые соответствует категории руах[9], см. выше, могут подняться остальные девять уровней нефеш, чтобы восстановить связь их всех с категорией руах, как было раньше.
Примечание (А): То есть, что даже если души Израиля погрязли[10] в дурных страстях, тем не менее, Всевышней волей Своей установил в соответствии со словами пророка (Йешая 59:21): « И Я — вот завет Мой с ними, — сказал Г-сподь: дух Мой, который на тебе… не отступят…» и с тем, как было во время исхода из Египта[11]. Это и есть «Я[12] Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской» (Шмот 20:2), и известно из Зоара, что «Я» соответствует аспекту Кетер, и так учили наши мудрецы (Шаббат 105а): «Я — “АНОХИ” — аббревиатура слов: “Ана” (Я) “нафши” (Самого Себя) “ктавит” (выразил в письме) “йеhавит” ( и дал)[13]…» и это два аспекта нефеш и руах[14], и разумеющий поймет.
Примечание (Б): То есть, внутренняя воля[15], венчающая нефеш сына Израиля, беря происхождение из трепета[16], не прекращается никогда. См. слова Рамбама в конце гл. 2 законов о разводе про «вынужденный гет»: «его бьют, пока не скажет: я хочу дать гет», что такой гет считается годным, если по закону мужчину следует заставить развестись. И он объясняет там причину того, что в этой ситуации действие мужчины не называется вынужденным, поскольку истинная его воля в том, чтобы исполнять все заповеди, но лишь его злое начало заставляет его противиться этому, и поскольку его побили и злое начало ослабло настолько, что он сказал: «я хочу», это называется, что он развелся по собственной воле, см. там эти святые слова[17].
И также, если нанес урон и порчу аспекту своей речи посредством грехов, связанных с речью, т.е. злословием и т.п., или другим грехами, связанными в своем корне с аспектом руах, и тем самым испортился аспект руах, (и хотя аспект руах не подлежит отсечению никоим образом, ибо в Торе концепцию карет мы находим только касательно нефеш: «отсечется душа (нефеш) та» (Ваикра 22:3), «отсекутся души (нэфашот), творящие…» (Ваикра 18:19), и т.п. во многих местах, и также написано в книге «Ликутэй Тора» на гл. «Бо»[18], все же, посредством грехов, связанных с аспектом руах, человек портит его и наносит ему урон, укрепляя, напротив, силу нечистоты[19]), поскольку его высший аспект, его Кетер, находится в постоянной сцепке и связи с низшим аспектом уровня нешама, то он может быть исправлен посредством аспекта нешама, мыслями о раскаянии в сердце, которые соответствуют аспекту нешама.
Но аспект нешама не принимает порчу вообще никогда, ибо источник ее корня находится в таком мире, который огражден от чуждого прикосновения, и она прилеплена навеки к корню души, как известно, ибо они как друзья, которые никогда не расстаются, и дела человека не достигают ее, чтобы нанести ей урон[20]. А если человек грешит нехорошими помыслами, то лишь себе он делает плохо, ибо тогда отдаляются от него и скрываются искры света души, но не потому, что ей самой нанесен какой-либо урон.
В данной главе автор объясняет основы служения раскаяния, цель которого — вновь связать силы души, которые были отсечены, и вернуть их к своему корню. В качестве примера, он приводит преступления, за которые полагается отсечение души — карет. Дело в том, что в любом грехе есть аспект отрыва от духовности, так что высокая ступень не может найти свое выражение в более низкой. Например, отрыв животной души таков, что действия человека не выражают духовных постижений, а выражают его страсти и желания. Таким образом, уровень духа (руах), постижение и изучение Торы, не проникает до уровня действия.
Приведем простой пример связи постижения с действием: для человека, понимающего, что такое добродетельность (хесед), тот факт, что в мире существуют другие люди, дает место для служения добродетельностью. Но если у человека есть разрыв между постижением качества хесед и действием, то тот факт, что в мире существуют люди с другими желаниями, противоположными ему, становится источником гнева и раздражения.
Таким образом, карет является архетипом греха, и поэтому автор приводит именно его в качестве примера. Другие, менее тяжкие грехи, действуют в том же направлении — разрывают связь между уровнями души и мирами, но их ущерб не столь всеобъемлющ. Но даже тяжкие грехи, наказание за которые — карет, можно и нужно исправить, ибо ничто не устоит перед силой раскаяния.
В данной главе приводится важный принцип, и он упомянут прямым текстом далее, в главе 20. Невозможно спастись от негативных страстей путем борьбы с ними на том же уровне, где нанесен ущерб, нужно подняться на более высокую ступень и оттуда привнести святость на низкую ступень, где произошла поломка. Война «в лоб» со злым началом не принесет успеха. Нужно черпать энергию для борьбы с ним на более высоком уровне.
[1] Все время, пока силы низшей души не ущербны, и связь между нефеш и руах, руах и нешама и т.д. на месте, путь возвышения — снизу вверх, ступень за ступенью.
[2] Любовь и трепет — две силы души, подобные двум крылам, которыми человек поднимается вверх в духовности.
[3] Что такое карет («отсечение души»)? Знай, что в человеке есть нефеш, руах и нешама, и нешама первая получает благодать свыше, и забирает себе основной свет, а часть отдает аспекту руах, который является ее облачением, и таким же образом руах и нефеш дают частицу света телу. А после смерти тела нешама остается связанной с руах и никогда они не расстаются друг с другом. И если удостоится человек, то и нефеш получает свет от нешама и руах из того высокого места, откуда получают благодать нешама и руах, помимо того, что она получает из того места, откуда получает нефеш, и об этом сказано «и насыщать в засухи душу твою» (Йешая 58:11)… Но если не удостоится человек, ибо он преступил запреты, за которые ему полагается карет, то тело его отсекается, ибо нефеш не пребывает более в нем, и сама нефеш также отсекается и отделяется от нешама и руах, и об этом сказано: «и отсечется душа та». Но нешама и руах не отделяются, и карет никак не касается их, ибо урон никогда не касается их.
[4] См., что пишет об этом р. Нафтоли Ц.Й. Берлин в комментарии «Эемек Давар» на гл. Бо 12:15.
[5] Суть в том, что необходимо тебе знать, что когда человек грешит, то он опускает свою душу в ад еще при жизни, ибо она дана в его тело в момент его создания, а когда он грешит, то она опускается от его ног в ад и погрязает там, и сообразно с его грехом в уровне его нешама он опускается в Геином, потому грешник еще при жизни называется мертвецом.
[6] Ибо в человеке есть уровень «внутренней души» и она приходит в мир вместе с человеком, а есть «душа внешняя», и она над головой человека в вышнем мире, и в этом смысле есть у человека корень посредством той души. Однако, душа человека, когда он грешит, из-за его действий опускается в клипот шаг за шагом, пока не опустится туда целиком, и все это сообразно с величиной его грехов… Но у грешника есть только одна душа, ибо вторая опустилась в клипот, и в этом тайна сказанного «и исторгнется душа та», ибо она вошла и опустилась в клипот.
[7] Приведено далее гл. 19, в примечаниях.
[8] Как разум, так и качества характера могут потонуть в негативных вожделениях. Страсти и вожделения могут определить мировоззрение и жизненный путь, а не только преходящие эмоции. Например, если человек погружен в стяжательство и страсть к деньгам, любая вещь в мире измеряеся для него через его связь с деньгами.
[9] Слова соответствуют категории руах. И чтобы выйти из греха и очистить душу от нечистоты, нужно сказать: действительно, я сделал так и так, но это было неправильно, я раскаиваюсь и хотел бы, чтобы этого никогда не происходило. Таким образом, человек как бы забирает свою волю и свой выбор из действия. А воля и выбор относится к категории руах, именно там находится свобода выбора.
[10] Погруженность в страсти означает, что даже воля и желание человека обращены к страстям и заняты ими.
[11] Именно это произошло при исходе из Египта: сына Израиля были погружены в 49 врат нечистоты, и только одна точка осталась у них в святости; но из этой точки была заново построена вся реальность народа Израиля.
[12] Точка, которая построила Израиль, чтобы они были достойны выйти из Египта, называется «Я» (Кетер).
[13] Сказал рабби Йоханан от имени рабби Йоси бен Зимра: где мы находим аббревиатуру в Торе? … Рабби Йоханан дал свой ответ: «АНОХИ» («Я») — это аббревиатура слов «Ана нафши ктавит йеавит» (Раши: «Я Себя записал и дал»), а мудрецы сказали — это аббревиатура слов «амира неима ктива йеива» («Слово приятное записано и дано»).
[14] Хотя слово АНОХИ есть аспект Кетер категории нефеш, уже разъяснено выше, что Кетер нефеш связан с нижним аспектом руах, поэтому слово АНОХИ можно рассматривать и как нефеш, и как руах.
[15] Уже разъяснялось в главе 17, что Кетер есть глубинное, внутреннее желание.
[16] Внутренняя воля, которая никогда не прекращается, проистекает из трепета — страха потерять связь со своим корнем. Даже в то время, когда нет у человека желания делать что-то, чтобы присоединиться к корню, он все еще готов предпринимать усилия, чтобы не потерять связь и отношение к этому высшему уровню.
[17] Тот, о ком говорит закон, что его следует заставить развестись с женой, а он не хотел, еврейский суд во всяком месте и во всякое время подвергает его физическому воздействию, пока не скажет: «я хочу», и он пишет гет, и гет этот годен… Почему же не объявляем мы этот гет непригодным, ведь он действовал по принуждению, неважно — язычник его принудил или еврей? Ибо только такого человека называем мы принужденным, который был принужден совершить нечто, что не был обязан сделать по Торе, например, тот, которого били, пока он не согласился продать или подарить свое имущество. Но тот, которого вынуждает его злое начало воздержаться от того, чтобы исполнить заповедь, или совершить грех, и его били, пока не совершит дело, которое обязан совершить по Торе, или пока не перестанет совершать то, что запрещено, это не называется принуждением, но он сам принудил себя своим испорченным мышлением. Поэтому тот, который не хочет разводиться — поскольку он хочет быть причисленным к Израилю, хочет исполнять все заповеди и воздерживаться от запретов, но злое начало терзает его, то поскольку его побили и злое начало его ослабло, и он сказал: «я хочу», то считается, что он разводится по собственной воле.
[18] Знай, что концепция карет касается лишь части нефеш, которая происходит из мира Асия («делания», низшего мира), в котором сила и крепость клипот, и в нем возможно быть отсеченным, но руах и нешама, происходящие из миров Йецира и Брия — в них нет никакого отсечения…
[19] Речь наносит урон не так, как действие. Она не вводит человека внутрь клипот («нечистых оболочек»), но строит миры зла. Злая речь — как бы само зло.
[20] Однако положительные дела человека могут достигнуть уровня нешама.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Рав Бенцион Зильбер
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
На горе Гризим должны были громогласно благословлять потомков «Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин», то есть — все евреи, принадлежавшие к этим коленам израилевым
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Огорчение, скорбь и другие синонимы