Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чем заключается вершина правильного поведения человека? Вести себя как немой, (чтобы не говорить лашон а-ра...)»Трактат Хулин, 89 лист
Целью творения является человек, структура которого включает в себя все компоненты сотворенного мира, всего, что существует в нем

Машиах

«“И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему” — начал говорить рабби Йоханан: “В последнем и в древнем создал Ты меня…” (Теилим 139:5)… сказал рабби Шимон бен Лакиш: после дел последнего дня и раньше дел первого дня. И это соответствует тому, как полагает рабби Шимон бен Лакиш, ибо сказал он: “И дух Божий витает над водами” — это дух царя Машиаха» (Брейшит Раба 8:1).

«В шестой день, утром, “явила земля живые существа по их видам: скот, и пресмыкающихся, и земных зверей” (Берешит 1:24-25). И их сотворение было еще до восхода солнца, а затем был сотворен человек “по образу Б-га” (там же 1:27), и наступило время его власти, как сказано: “Воссияет солнце — …и человек приступает к своим занятиям и к своей работе до вечера” (Теилим 104:22-23). И это — шестое тысячелетие, ведь в его начале властвовали “земные звери”, а это — царства, “которые не знали Г-спода” (Шофтим 2:10). А по истечении десятой части дня — а десятая часть дня проходит от первых проблесков рассвета до восхода солнца — придет избавитель, о котором сказано: “И его престол, как солнце, передо Мной” (там же 89:37). И это — потомок Давида, созданный “по образу Б-га”, и о нем сказано: “Вот, будто вместе с небесными облаками, пришел человек, и дошел он до Старца, и подвели его к Нему, и дана была ему власть и почести, и царство” (Даниэль 7:13-14)». (Рамбан, Брейшит 2:3).

Целью творения является человек, структура которого включает в себя все компоненты сотворенного мира, всего, что существует в нем: «В последнем и в древнем». Машиах есть совершенный человек, «Адам» — аббревиатура слов: «Адам», «Давид», «Машиах», это тот, кто исправляет души всех людей.

«И поэтому сказали мудрецы Каббалы, что в самом Машиахе перевоплотится душа первого человека, Адама, …. и это та же душа, что была у царя Давида, ибо сперва в мире она была у Адама, около середины дней мира была у Давида, а в конце дней будет у Машиаха» («Йешуот Мешихо», Абарбанэль).

Уровень Машиаха

«»Песнь ступеней. Возвел я очи мои в горы…» (Теилим 121:1), об этом говорит Писание (Зхарья 4): «Кто ты, великая гора, что перед Зрубавелем станешь равниной?» — это царь Машиах, и почему назван он «великой горой», ибо он величественнее праотцев, как сказано (Йешаяу 52:13): «Вот, раб Мой будет благоуспешен, поднимется и вознесется, и возвысится весьма» — поднимется над Авраамом, вознесется над Йицхаком и возвысится над Йааковом. «Поднимется» («йарум») над Авраамом, как сказано: «Поднял (“аримоти”) я руку свою к Господу» (Брейшит 14), «вознесется» («ниса») над Моше, как сказано: «Что Ты говоришь мне: неси (“саэу”) их в лоне своем» (Бемидбар 11), и «возвысится» («гава») над ангелами-служителями, как сказано: «… и высота (“габотам”) их полна очей» (Йехезкель 1)» (Мидраш Танхума, Толдот гл. 14).

И поясняет там Абарбанэль: «»Поднимется над Авраамом» — в уровне праведности, благочестия и единения с Всевышним».

«Восседающий на осле», как объясняет Мидраш, говоря об осле Моше: «Это тот осел, которого запряг Авраам… и на нем в будущем раскроется царь Машиах» (Пиркей де-рабби Элиэзер 31). И смысл здесь во власти его разума над материей, это совершенство будет у Машиаха в большей степени, чем оно было у Авраама.

«Вознесется над Моше» — речь идет об Избавлении, которое он сделает Израилю. Ибо Моше вывел их из Египта, а Машиах искупит их из гнета всех народов.

«Возвысится над ангелами-служителями» — то есть, возвысится над ангелами-князьями народов, и их власть падет, ибо царство Машиаха будет напрямую управляться Творцом, выше сил различных посредников и князей.

О том, что касается исправления через покаяние, которое будет приведено Машиахом, мы подробно говорили в отдельной главе.

Два Машиаха

«И будет дом Йакова огнем, и дом Йосэфа пламенем, а дом Эйсава соломой, и возгорятся на них и пожрут их, и не будет остатка дому Эйсава, ибо сказал Господь» (Овадья 1:18). Из этого стиха видим, что падение Эйсава будет от руки дома Йосэфа.

«“И станет оплакивать страна, каждая семья отдельно: семья дома Давида отдельно, и жены их отдельно”(Зхарья 12:12) — кого будут оплакивать? Спорили об этом рабби Доса и мудрецы: кто-то говорит: Машиаха сына Йосэфа, ибо он будет убит» (Сукка 52а).

Эта тема про Машиаха сына Давида и Машиаха сына Йосэфа является непрозрачной. Зачем необходимо два Машиаха, в чем их роль? Еще надо разобраться в том, что касается смерти Машиаха сына Йосэфа, почему его смерть предсказана заранее? Расскажем о том немногом, чего мы удостоились понять в этой теме.

Рамбан в «Книге Избавления» приводит слова книги «Диврей Каббала» в ее «Пиркей Эйхалот», где сказано, что раскроется Машиах бен Йосэф, соберет рассеяние Израиля, будет воевать с Гогом и Магогом и в конце концов умрет во время войны. Все это будет длиться сорок лет, пока не раскроется Машиах бен Давид.

В книге «Эмунот ве-Дэот» рабби Саадии Гаона приводится подробное описание тех суровых событий, которые произойдут в те дни Машиаха сына Йосэфа, и того, что его убъет Румилус, и говоорится, что все зависит от покаяния. Если покаятся, то не нужны будут все эти страдания, и полное Избавление придет через Машиаха сына Давида.

И объясняет автор комментария «Ор а-Хаим»: «Еще есть намек в сказанном “отошла звезда от Йаакова” на Машиаха сына Давида, который назван здесь “звезда”, а сказанное “и восстал жезл от Израиля” — относится к Машиаху сыну Эфраима».

И смысл в этом, что если Израиль будет соответствовать лишь уровню имени Йааков, то им будет освещать их путь лишь Машиах бен Давид, а Машиах бен Йосэф погибнет в первой войне, ибо его убьет Ромилус, как сказали мудрецы, но если Израиль будет полностью праведен, и будут соответствовать имени «Израиль», тогда даже «жезл», т.е. Машиах из потомков Эфраима — «восстал» — т.е. он выстоит натиск врагов, и Румилус не сможет его убить.

И ты найдешь, что мудрецы Израиля заповедали («Шаар а-каванот», о молитве Амида, 6) иметь в виду в нашей молитве под словами «Ибо на спасение Твое мы надеялись» просьбу о том, что Творец помиловал Машиаха сына Йосэфа, дабы он не погиб в войне» (Ор а-Хаим, Бемидбар 24:17).

Получается, что Машиах бен Йосэф сможет сохраниться в Израиле только в ситуации, когда все они праведники, а Машиах бен Давид придет в заслугу покаяния, которое совершит Израиль, даже если это произойдет не из-за их праведности и даже не по их инициативе, как мы объяснили выше.

Эта тема нуждается в прояснении, насколько мы способны это сделать. Но предварим и приведем здесь выдержку из слов Рамхаля в его «Речи об Избавлении».


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше