Из цикла «Знание веры», темы: Ад, Награда и наказание, Душа, Будущий мир, Рай, Рав Эуд Авицедек
Отсюда мы приходим к награде для душ после смерти тела именно в этом месте. И здесь мы говорим о разнице между двумя этапами: первый — реальность низшего Ган Эдена, это то время, уровень которого находится между постижением души, которое было у нее в теле, и тем, которое будет у нее в будущем мире. Это нечто схожее с постижением Адама до грехопадения, когда он был поставлен в низший Ган Эден, чтобы через него он постигал образы высшего разумения, лишенного всякой материальности, ибо его постижение было в теле, как мы объяснили.
«Однако, идея того наслаждения внизу, в Ган Эдене, и того, что душа не поднимается сразу в верхний Ган Эден, потому что все это время она была приучена к телу, к его тьме и сумраку, была верной ему, и не может она немедленно вместить и вынести тот великий свет, мощь и необычайность которого невозможно представить, и мало-помалу она приучается в том низшем Ган Эдене, находящемся посередине между этим материальным миром и тем миром духовным, светлым и чистым, ибо он включает и совершенствует в себе все это… Подобное этому происходит и с чистой душой, которая не переходит от предельной тьмы, которая есть этот сумрачный мир, к предельному свету, чистому и светлому, ибо она не в состоянии выдержать его, пока не будет приучена к нему некоторое время в определенном месте, находящимся посередине между этими двумя мирами, и это тот Ган Эден, который есть на земле» (Меир бен Габай, Аводат а-кодэш, часть вторая, глава 25).
Это уровень низшего Ган Эдена, после которой душа поднимается в высший Ган Эден: «И когда настанет черед чистой душе предстать перед Царем, Господом Воинств, и пасть ниц перед Ним, тогда поднимется она в узел жизни, который есть высший Ган Эден» (там же). Это второй этап: реальность высшего Ган Эдена, когда душа освобождается от всякого следа постижения через материальные вещи.
И Рамбан так определяет эти этапы: «Но еще веруют учителя наши, как следует из их слов в сказаниях, что тот низший Ган Эден, о котором мы говорили, есть там у душ часть награды и наслаждения, хотя они и вне тела, и уже отведено им там место среди высших существ, и правильное понимание этого таково: поскольку сказали мудрецы (Шабат 152б): “В течении двенадцати месяцев тело его сохраняется, а душа поднимается и опускается, а после двенадцати месяцев тело его исчезает, а душа поднимается и более не опускается”, и понимание этого предания в том, что все двенадцать месяцев сохраняется сила тела, а душа склоняется к тому знанию и привычным делам, как она была привычна с ним, представляя все в материальных мыслях, и хотя она поднимается к знанию высших миров, все же опускается к тому, как она пребывала прежде… И в течении тех двенадцати месяцев удел души в Ган Эдене наслаждаться высшим наслаждением будто схожим с телесным, и наши мудрецы не имеют в виду, что души будут наслаждаться плодами дерев того сада или купаться в его реках, но разумеют, что это врата небес, чтобы узреть свет жизни, как если бы ты сказал о том, кто находится в Иерусалиме, что душа его облачится в дух святости и пророчества в высшем предмете, во сне или в видении наяву, более чем те, кто пребывает на нечистой земле, и о того постижения, которое обретается для души в том месте, она поднимается к единению с высшим миром и постижением духовного наслаждения, и об этом говорят мудрецы наши в сказании: “о праведниках, которые поднимаются и опускаются в небесный дом учения” (Бава Меция, 5:2) — поднятие есть постижение души и ее единение с высшими мирами, а спуск — постижение избранных из низших созданий, как пророки.
После двенадцати месяцев она возвышается над телесным знанием и облачается в ангельское достоинство, и коронуется венцом будущего мира» (Рамбан, там же).
И понятно, что каждый праведник удостаивается в том мире того, что заслужил в соответствии со своим уровнем: «И каждый достигает своего возвышения и оттуда постигает то, что полагается ему в качестве воздаяния, и потому сказали мудрецы в Мидраше (Вайикра Раба 27:1): “Сказал рабби Элазар сын рабби Менахема: “И рекой наслаждений Твоих напоишь их” — не сказано здесь “наслаждения”, но “наслаждений” — значит, у каждого праведника есть свое наслаждение, свой “Эден”» (там же).
Так как Ган Эден служит срединным местом между материальной и духовной реальностью, у него есть еще функция в будущем мире, в эпоху воскресения мертвых: «И на самом деле, то место Ган Эден служит также для буквального телесного воздаяния в дни воскресения, и об этом сказали наши мудрецы: “В будущем приготовит Святой, благословен Он, трапезу праведникам в Ган Эдене…” (Бемидбар Раба 13:2)». Мы будем говорить об этом в теме будущей трапезы, в основе воскресения мертвых.
И это, сообразно с уровнем души как таковой, и ее приготовления к эпохе воскресения мертвых: «Однако, кроме того, что мир душ является тем местом, где души пребывают все время ожидания воссоединения с телом, как мы говорили, есть еще великая польза, касающаяся самих душ, а после них и тела, которая понадобится затем, во время воскресения. И это, вследствие того, что так было установлено для человека, чтобы он смог достичь своего совершенства только после смерти, хотя ему представляется, по делам его, что он еще жив (потому что иначе он никогда не достиг бы этого, ведь время для приобретения совершенства дано только в этом мире до момента смерти, как мы писали), еще проистекает из этого установления, что душа все время своего пребывания в теле в этом мире, в котором зло столь крепко, и невозможно от него отделиться в совершенстве, будет тоже затемнена и притуплена. И хотя посредством благих дел, которые человек совершает, она приобретает себе вожделенное совершенство, это не сможет проявиться, и не сможет она просиять тем сиянием, которого она достойна, сообразно с тем величием, которое она достигает в действительности, но все это остается затаенным в ее сущности до того времени, когда оно сможет раскрыться. Но эта задержка совсем не из-за души, но лишь по причине тела, как мы писали, и оно само является виновником того, что он не получает все это время той чистоты, которую был достоин получить, как мы писали. Однако, и душа также теряет из-за этого, ибо она в порабощении и не может лучезарно просиять своим сиянием.
И еще, что она не совершает того действия, которое подобает ей, а именно, очищение тела. И если бы она совершала его, то приобретала бы вследствие этого великое совершенство, сообразно с сущностью самого этого действия, ибо действие совершенства заключается в сообщении блага и совершенства другому существу. И еще, ведь это действие достойно ее по ее натуре и свойствам, ибо она для этого и была создана, и любое творение приобретает совершенство, когда совершает то, что вложил в его природу Создатель, и теряет совершенство все время, когда не совершает этого действия. Однако, когда душа покидает тело и отходит в мир душ, то там она лучезарно сияет своим сиянием, как и подобает ей по ее делам. И сообразно с тем, что она постигает там все то время, пока она там, она укрепляется и восстанавливается от того ослабления, которое она получила, будучи в теле, и готовится к той жизни, которая ей предстоит во время воскресения. И когда она вернется в тело в назначенный срок, сможет совершать в нем то действие, которое подобает ей, а именно, очищение, о котором мы говорили» (Дэрэх аШем, часть I, гл. 3). Мы еще будем говорить об этом, когда будем заниматься той основой.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»