Из цикла «Знание веры», темы: Ад, Награда и наказание, Рамбан, Мистика, Ангелы, Рав Эуд Авицедек
Рамбан в книге «Шаар а-Гмуль» подробно объясняет тему Геинома. Приведем вкратце суть его слов: «И Он, благословенный, сотворил место, называемое Геином. И сотворил в нем очень тонкий огонь, не являющийся осязаемым телом, могущий объять тонкие вещи и уничтожить их, и положил силу этого огня в том месте… И я говорил уже о том, что сказали мудрецы наши об одном из огней этого места наказания, который есть огненная река, исходящая из под Трона Славы. Ты видишь, что они превозносят тонкость этого огня даже до Трона Славы, который есть основа всякого творения и самое внутреннее из всех… Ибо Создатель чистых и ясных душ, да будет благословенно Имя Его, обладает и силой создать для них тонкий огонь, не являющийся осязаемым телом, способный жечь тонкие вещи, не являющиеся телом, и истреблять их, и силу этого огня он поставил в то место, о котором мы говорили, ибо там обретается сила бесплотных разумов, т.е. ангелов, по всем их группам на небесах…»
Дело в том, что, насколько мы способны понять нашим скромным разумом, в этом месте, под Троном Славы, находится источник душ, назначение которых — раскрыть в мире славу Творца. Тот злодей, который нанес ущерб славе Его, исправление славы состоит в том, чтобы огонь суда, исходящий из того места, истребил те испорченные части души злодея. Нет у нас постижения относительно сущности того высшего огня, но мудрецы наши объяснили: «Обычный огонь равен одной шестидесятой от огня Геинома» (Брахот 57б). Таким образом, некое представление об огне Геинома у нас все-таки есть.
Источник огня находится в качестве суда Творца, и суть его состоит в истреблении чуждых примесей и придании формы. Касательно нашей темы: корень страданий и испытаний находится в этом качестве божественного управления. Их цель истребить зло, порождение плоти. И в частности, мир лжи, который устроил грешник, взяв за основу систему своего воображения, должен быть истреблен, чтобы свет истины просветил его разум. В этом цель страданий, приуменьшение материального мира, чтобы он не продолжал скрывать и заставлять забывать истинную реальность, пользуясь помощью силы фантазии. Возвышенность этой основы способствует тому, чтобы возносить все существующее от его материального существования к духовному.
Эта высшая основа создает истинную реальность посредством истребления ложной квази-действительности. Поскольку его корень находится в том мире, где нет никакой другой реальности, кроме истинной — воли Творца — «под Троном Славы». Так и огонь Геинома есть исправление тех, кто обладает долей в истинной реальности — долей в будущем мире. Она истребляет те миры тщеты, который грешник создал в своем воображении, так, чтобы он смог соединиться своей внутренней сущностью, не подвергнутой порче, к истинной реальности и прилепиться к ней.
Эти страдания являются аспектом длительного умирания, ибо утрата всего воображаемого мира есть отстранение от жизненности и источника наслаждения для того человека, который до сих пор получал свою жизненную силу из той воображаемой реальности жизни. Маараль называет Геином: небытие, ибо такое существование, лишенного условий существования грешной жизни, является поистине огненной тьмой.
Ведь именно в этом цель жизни: наслаждение, наслаждаться Творцом — источником жизни и наслаждения. Из этого высокого места наслаждения душа спустилась в этот мир. Грешник создал тщетные миры наслаждений, из которых брал свои жизненные силы и вкус жизни. Когда огонь истины истребит все это, то в этом огне пропадут части его жизни — таково небытие.
Но следует знать, что Геином, ожидающий челов,ека после смерти, не имеет своей целью истребление и порчу, наоборот, цель его, по милосердию Бога, состоит в исправлении, и как писал Рамбан: «Ибо во время наказания души в Геиноме нет никакого истребления, как сказано: “И не возьмет Бог душу, и мыслит о том, да не отпадет от Него никто” (Шмуэль Бет, 14)», но лишь те, кто не выдерживает суд, они истребляются и пропадают там, но отсечение их лишь от жизни в будуем мире» (Шаар а-гмуль). После этого очищения, состоящего в расставании с теми «частями ложной реальности» той души, истинные ее аспекты продолжат существовать в вечности.
Лишь для законченного злодея, в существовании которого нет никакого истинного аспекта, и таков вероотступник, огонь Геинома является полным истреблением его реальности. И хотя корень души его восходит к высотам высот — к Трону Славы, однако ведь все ее существование имеет целью славу Небес, а раз он отсек себя от этой цели, то тот огонь, который исходит из этого места — Трона Славы, истребляет его существование — и таким образом осуществляется раскрытие славы Творца.
И ведь корень души восходит к высшим мирам, и когда она познает истину, то стремится прильнуть к своему источнику, но грехи и преступления создали в ней иной внутренний мир, делающий невозможным всякое возвращение и единение с истинной реальностью. Ужасные страдания проистекают от осознания факта существования истинной реальности, являющейся корнем ее жизненности, а она не в состоянии вновь соединиться и прильнуть к ней.
«И таковой была она создана, что душа должна подвергнуться полному превращению в этом горниле или полностью погибнуть… Та душа, которая возвращается в стихию огня и соединяется с ним, как в начале, так и в конце, тянется в своем понимании к тому, чтобы превознестись и прильнуть к высшим, подобно всем остальным вещам, которым свойственно возвращаться, и толщина прегрешений и грубость грехов, отделивших ее от ее Создателя, мешают ей, и она тянется и соединяется с огнем Геинома, и эта мысль, невозможная для нее, является страданием и великой болью, без исследования и границы, помимо страданий Геинома, и это имеет отношению к наказанию “карэт”, т.е. то, что она отторгается от своего источника подобно ветке, отсекаемой от дерева, от которого она живет. Так сказали мудрецы наши, благословенна их память: “Души злодеев продолжают замышлять злое”, как сказано: “Душу врагов твоих вложит как камень в пращу”. И “замышляют” в смысле “что замышляли творить” (Брэшит 11), и все это, как мы объяснили…» (там).
«И в мидраше Брешит Раба (21:13) сказали: И поставил на востоке (“микэдэм”) от Ган Эдена херувимов… Другое толкование “микэдэм” — прежде (“кодэм”) создания Ган Эдена были созданы ангелы, как сказано: “Это зверь, которого я видел под Богом Израиля на реке Квар, и знал, что это херувимы”, “и пламя меча” в том же смысле, что “и слуги Его — огонь пламенный”, “вращаюегося” — ибо они (ангелы) переворачиваются: иногда выглядят как мужчины, иногда как женщины, иногда духи, а иногда ангелы. Иное толкование: “Микодэм” — прежде (“кодэм”) Ган Эдена был создан Геином, ибо Геином был создан во второй день творения, а Ган Эден — в третий день, “и пламя меча” — в смысле “и спалит их будущий день…”. Таковы два объяснения Геинома и огня в нем, которые суть ангелы и херувимы под Троном Славы, и все эти вещи намекают на великую основу в этом» (Рамбан, там же).
О том, что касается херувимов и пламени огня, мы подробно говорили ранее, здесь лишь кратко повторим основную суть: херувимы — это ангелы отмщения, суть их — воображаемые формы, мешающие человеку соединиться с истинным постижением древа жизни, которое есть Тора. Пламя меча — вторая помеха — это положение человека после греха, когда он не может быть постоянно в состоянии единения мысли с системой разума, и каждый момент мысли его прерываются. Конечно, обе вещи имеют отношение друг к другу: система воображения, основанная на мире ощущений и телесных форм, мешает постижению чистой истины, а отстранение от разумного постижения погружает человека в тщетную фантастическую псевдо-реальность. Человеку следует превозмочь эти заслоны, мешающие достижению этого совершенства, единению с древом жизни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»