Из цикла «Знание веры», темы: Награда и наказание, Рамбам, Рамбан, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
Этим вопросом занимались наши учителя, и по мнению Рамбана и его последователей, тема обсуждения в Гемаре в начале главы «Хелек»: «Где сказано о воскресении мертвых в Торе?» относится к этой основе. Вопрос, почему воздаяние не записано в Торе явно, привел к отступлению от веры тех, кто утверждает, что в будущем нет никакого воздаяния. Мы приведем некоторые объяснения, которые даны в этом отрывке, и поговорим подробно о некоторых из них.
«… а также тот, кто говорит, что идея воскресения мертвых не происходит из Торы» (Мишна, начало главы «Хелек»). «Ибо тот, кто отрицает те толкования, которые приводятся в Гемаре далее, о том, откуда из Торы проистекает вера в воскресение мертвых, и даже если он соглашается и верит, что мертвые воскреснут, но нет на это намека в Торе — является вероотступником, ибо если он лишает веру в воскресение мертвых источника в Торе, какое отношение имеем мы к его вере? Откуда он вообще знает, что мертвые воскреснут?! Но он законченный вероотступник!» (Раши, там). Автор книги «Яд Рама» привел слова Раши и согласился с ними. Эти слова Раши, с одной стороны, объясняют, почему именно в этой основе было особенно подчеркнуто, что она проистекает из Торы, ибо корень отступничества от этой основы находится именно в том, что воздаяние — жизнь в будущем мире — не содержится в Торе явно. С другой же стороны, слова Раши особо выделяют тяжесть этого вопроса, почему же в самом деле Тора не говорит открыто о будущем мире?
Прежде всего приведем слова автора толкования «Кли Якар», суммировавшего семь ответов, данных нашими учителями на этот вопрос, и обсудим их слова.
«Первое мнение, это мнение Рамбама, что все эти обетования не являются главным воздаянием, а все беды и удачи, о которых идет здесь речь в этой главе, касаются лишь устранения помех, то есть, говорится в следующем смысле: если ты будешь исполнять заповеди Мои, я заберу все, что мешает тебе: войны, болезни, голод, печаль, чтобы ты мог служить Господу без всяческих помех, но главная награда — будущий мир — не указан здесь, чтобы человек служил Творцу бескорыстно, ради самого служения, а не ради награды или из страха наказания, и смотри об этом в книге “Знания” Рамбама (законы о покаянии 9:1)»». Я не нашел у Рамбама, где бы он приводил такое объяснение, в дальнейшем мы разберем его мнение.
«Второе мнение принадлежит рабби Аврааму ибн Эзра, в толковании на главу “Аазину” (Дварим 32:39) он пишет так: “По моему мнению, Тора дана всем, а не кому-то одному, а слова о будущем мире не сможет понять даже один из тысячи человек, ибо это идея очень глубока”. То есть, он считает, что поскольку это воздаяние очень трудно себе представить, ибо человеку из плоти тяжело представить себе сущность духовного воздаяния, поэтому Тора скрыла эту глубокую идею от толпы, поскольку их возможность понимания весьма ограниченна».
Это толкование вызывает много удивления, то же касается и четвертого мнения, которое будет приведено далее. Во-первых, ведь первые основы, говорящие о существовании Творца, не менее трудны для постижения. Во-вторых, разве это причина для того, чтобы лишить народ в своей массе хотя бы общего представления об этой идее? Пусть бы они приняли ее как простую традицию, ведь от этого знания зависит их доля в будущем мире! Ведь Рамбам уже заложил эту идею, что незнание хотя бы одной из основ веры, даже не по злому умыслу, преграждает человеку возможность унаследовать будущий мир! И невозможно сказать, что если эта основа изложена в явном виде только в Устной Торе, то это положение к ней не относится, ибо Рамбам не сделал никакого различия между всеми тринадцатью основами, и даже относительно основы веры в воскресение мертвых, о котором не говорится в Торе открыто, утсановил такой же закон, как и относительно всех остальных основ. Разве не было бы правильно привести общее сведение о будущем мире, чтобы весь Израиль принял эту основу, даже не понимая ее. И ведь, действительно, таков закон относительно этой основы, что всякий, кто не верит в нее, нет у него доли в будущем мире, даже если он принадлежит к народной толпе, и нет у него никакого постижения сути этой идеи.
«Третье мнение, это мнение старого рабейну Бехайе, которое привел Ибн-Эзра в комментарии на главу Аазину, и согласился с ним, также и Рамбан последовал этому мнению, которое состоит в том, что все обетования в Торе касаются вещей, превосходящих обычную природу, ибо нет такого в природе, например, чтобы дожди нисходили на землю в то время, когда люди исполняют заповеди, и прекращали идти, если не исполняют волю Творца, благословен Он. Однако, то, что душа поднимается к своему источнику, есть вещь естественная для души, и не вызывает никакого удивления и здесь нет никакого чуда, и раз мы находим в Торе наказание “карет” (“исторжение души”) для души грешника, суть которого в том, что душа отторгается от своего источника, то отсюда мы можем выучить и то, что если она не грешит, то она вернется в свое обиталище, туда, где был шатер ее изначально…» В дальнейшем мы подробно разберем мнение Рамбана.
«Четвертое мнение состоит в том, что в те дни все живущие в мире отрицали надзор Бога над миром, и заявляли, что все, что происходит в мире, происходит по необходимости, а не по свободному деланию Творца. Поэтому Всевышний возжелал утвердить основу веры в Его надзор через те обетования, которые своими глазами увидят они, что всякий, исполняющий волю Творца — получает благую заботу во всех видах этих обетований, а если бы Он давал бы обетования духовного наслаждения в будущем мире, они бы дальше пребывали в своем вероотступничестве, говоря, что тот, кто желает лгать, отдаляет своих свидетелей, и основным автором этого мнения является рабейну Нисим в толковании на главу Брейшит, а истоки его в книге “Кузари”».
«Пятое мнение состоит в том, что прежде дарования Торы люди служили планетам и созвездиям, изобретая для себя особенные культы, чтобы притягивать от них благословение в урожаях, привести дожди в положенное время, и прочие телесные блага, а когда Всевышний дал Тору и запретил им эти культы, то Ему пришлось пообещать им, что и через соблюдение Торы они удостоятся таких обетований, а через служение звездам, напротив, лишатся всех их. Но жизнь будущего века не было нужды обетовать им, потому что и через те культы они не надеялись получить ее. Таково мнение рабейну Саадии Гаона в его книге “Эмунот ве-дэот”, а также автора книги “Морэ Нэвухим”, часть третья».
«Шестое мнение состоит в том, что после того, как сказано: “И буду ходить меж вас и положу обитель Мою среди вас”, и эти слова означают прилепление Шехины (Божественного Присутствия) к Израилю даже в этом мире, в котором душа переплетена с плотью, тем более Шхина останется в своем прилеплении после того, как душа отделится от тела, и потому все, что обетовали ложные религии после смерти, обетовала нам Тора уже в этом мире, доказательство тому — пророчество, обретающееся у нас. И такое мнение найдешь ты также в ответе мудреца царю Хазар в конце первой речи в книге, и это мнение подкрепил рабейну Нисим в своем новом толковании». Эти же рассуждения привел и автор книни «а-Батим», где привел дополнительные доказательства нетленности души, но все это — согласно его мнению, ибо он считает как Рамбам — что будущий мир есть тот, что следует сразу за смертью, однако, нет в этих аргументах подтверждения мнению Рамбама, как его истолковал Рамбан, что есть два будущих мира, как мы привели выше.
«Седьмое мнение состоит в том, что все обетования, упомянутые в Торе, касаются народа в целом, ибо мир судится по большинству, и обетования дождей, урожая, мира и тому подобных вещей, касаются всего Израиля вместе, но обетование награды для души в будущем мире не касается народа, как целого, но каждый человек отдельно судится там сообразно с его поступками, и намек на это содержится в заповедях почитания отца и матери и отсылания птицы из гнезда, где идет речь о каждом человеке в Израиле отдельно. Это мнение приводится в книге “Икарим” и у Рамбана в толковании на главу Экев (Дварим 11:13) на слова “и всей душой вашей”, смотри там». Также и эти источники свидетельствуют лишь о нетленности души после смерти тела и о ее вечной награде, и это соответствует мнению Рамбама, но они не относятся к миру после воскресения, который есть будущий мир согласно мнению Рамбана и его последователей.
То же следует заметить и в отношении слов рабби Саадии Гаона, который пространно излагал доказательства воздаянии в будущем мире, исходя из «доводов разума, Писания и Предания». Мы не станем здесь заниматься обширным цитированием его доказательств, но приведем два из «доводов разума». Первое, из воздаяния праведнику: ведь человек есть цель творения, и все, сотворенное в мире, сделано ради него, а раз так, то невозможно, что цель творения человека находится в этом мире, в котором зло превосходит добро, и еще, что душа праведника не получает удовлетворения и наслаждения от удовольствий этого мира. Еще доказательство из наказания злодея: невозможно, чтобы злодей, совершивший великие злодеяния (например, убил несколько человек), будет наказан лишь одной смертью, наравне со злодеем, совершившим лишь одно злодеяние (убил одного человека). Но совершенно точно, что приуготованы блага праведникам, а наказания злодеям сообразно с их поступками — и это в будущем мире.
После этих слов, он объясняет, почему в Торе не раскрыто явно воздаяние в будущем мире: «По двум причинам: первая, поскольку воздаяние в будущем мире есть вещь, на которую указывает разум, как мы говорили, Тора не стала говорить о ней, преследуя краткость… А вторая, что пророчество обычно пространно говорит о тех вещах, необходимость в которых близка, а о далеких вещах говорит коротко» (Речь девятая).
Но и на эти слова следует заметить, что ведь его мнение относительно жизни в будущем мире отлично от мнения Рамбама, как мы выше приводили основное содержание мнений. И коли так, то те доказательства из разума, которые он привел, не говорят с необходимостью о существовании будущего мира в понимании эпохи после воскресения мертвых, довольно было бы мира душ после смерти, законов и воздаяний, определенных для него, чтобы удовлетворить эти претензии.
И заканчивает там свою речь «Кли Якар»: «Семью этими путями обратятся в бегство те, кто возводит обвинения на нашу Святую Тору, кроме того, что мы видели своими глазами, сколь велика милость Божья к праотцам нашим: Аврааму, Ицхаку и Яакову. Если бы их успех в жизни этого мира была бы пределом воздаяния им, чем бы превознесся Авраам над злодеем Нимродом, властвующим над всем миром, а Авраам был странником и пришельцем все свои дни, шествующим от шатра к шатру, от народа к народу, также Ицхак и Яаков, не знаем мы, в чем состояла их истинная награда, ибо если награда, обетованная потомству их, это и есть предел их награды, в чем польза им от того, что семя их наследует землю, а они уйдут из этого мира пустыми от всех трудов своих, и даже Израилю, тому, кто наследует землю, в чем преимущество им, даже в лета мирные, над всеми царями земли, которые преуспевали и царствовали в мире подобно им, а некоторые и более их, но все это говорит о том, что великое благо, сокрытое для праведников, и есть доля и надел праотцев и всех порождений их, подобно им, ибо одна Тора для всех».
Сначала мы обсудим слова Рамбана, которые завершают слова Рамбама.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»