Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изучение одной лишь части Торы может привести к тому, что человек будет принимать решения, которые полностью противоположны желанию Всевышнего

Что даёт правильное изучение Торы?

О том, чего достигает человек благодаря изучению Торы, написано в 4-ом разделе «Нефеш а-Хаим» раби Хаима из Воложина, в «Нетив а-Тора» Маараля, в «Мишнат раби Аарон» и других книгах, обсуждающих великие достоинства этого занятия. Мы упомянем лишь о наиболее очевидных из них: — Человек, который изучает Тору правильно, со временем почувствует свое единство со Всевышним, поскольку конечный результат каждой темы — это слово Всевышнего. Окончание ШАСа или получение раввинской «смихи» (диплома) в области «Йорэ Деа» не позволяет достичь этого в той же мере. Сделать «сиюм» на завершение всего ШАСа без алахи — лишь подготовительный шаг к тому, чтобы глубоко изучать темы, и кроме того, большинство людей не может справиться с таким обилием информации, как ШАС. Раввинская «смиха» в «Йорэ Деа» позволяет отвечать на алахические вопросы других людей в данной области, но не даст ничего тому, кто еще не разбирается, как следует, в тех темах, которые относятся к его повседневному служению Всевышнему. Значительная часть этих тем, если не большинство, содержится в разделе «Орах Хаим» и немного в «Хошен Мишпат». Удовлетворение от достижения результата, близость ко Всевышнему и фактическое исполнение заповеди изучения Торы, получаемые даже от одной правильно изученной темы, несравненно больше, чем в случае когда человек занимается чем-то другим.

— Помимо прочих достоинств, изучение Торы, осуществляемое в соответствии с алахой, даёт уникальную возможность выполнять эту заповедь «ли-шма» (во имя нее самой). Окончание всех тем, связанных с законами чтения «Шма, Исраэль» или злословия, не венчает собой торжественный «сиюм». За изучение и исполнение этих законов не дают диплома. Стать совершенно другим человеком, жить по слову Б-га, но не кичиться этим и не демонстрировать это публично — есть ли на свете большее «ли-шма», чем это? Ведь в этом случае человек не извлекает из своей учебы никакой корысти, кроме самого изучения и исполнения Торы.

Вы сможете давать ясные ответы на алахические вопросы в большинстве жизненных ситуаций. И как печально, когда после многих лет тяжелого труда над Торой приходится каждый возникающий небольшой вопрос выяснять у раввина. Способность ясно отвечать на вопросы приходит в результате правильного изучения и повторения. И для того, чтобы справиться с большинством встречающихся вопросов, потребуется лишь несколько лет.

Вы будете ясно представлять свои цели. Когда есть организованная система изучения и повторения, у человека остаётся намного меньше времени для пустого времяпровождения, не занятого Торой и заповедями («битуль Тора»). Ведь изучение нового материала, его повторение и углубление полученных знаний уже тщательно спланировано заранее.

Жить со Всевышним

Хазон Иш в своей книге «Вера и Упование» рассказывает о людях, которые пытаются «жить со Всевышним», поддерживая свою б-гобоязненность лишь изучением мусара и не погружаясь в глубины алахи. Мало того, что такой подход никак не связывает учебу с повседневной жизнью — он может привести к тому, что человек будет принимать решения, которые полностью противоположны желанию Всевышнего, поскольку человек попросту не знает, какова алаха в этом случае. Когда приходится искать сбалансированное решение в ситуации, где задействованы различные законы, относящиеся и к сфере «Йорэ Дэа», и к области злословия, и к теме почитания родителей, и другие — стремление человека к Б-гобоязненности, которое не строится на прочном фундаменте алахи, может оказаться в плоскости, противоположной «Шулхан Аруху».

Но тот, кто привык изучать темы углубленно и жить в соответствии с изученным, найдет Желание Творца в самом изучении Торы. Его углубленная учеба будет сочетать в себе «бе-киют», «ламдут», алаху и мусар. Когда возникает сложная ситуация и требуется принять алахическое решение, на помощь человеку приходят все доступные ему ресурсы: его владение собственно материалом и навыки анализа в данной области, знание соответствующей алахи, а также мусар, запечатленный в его сердце, помогут ему принять правильное решение и достойно действовать в любой ситуации. В служении Всевышнему подобное сочетание имеет место лишь в том случае, когда человек привык задействовать в своей учебе весь арсенал средств. И тогда он действительно будет жить по слову Творца и направлять все свои силы на служение Ему.

Найти своё место среди мудрецов Торы

Автор не ставит перед собой целью доказать, что лишь изложенный выше подход является единственно верным, а все остальные безусловно ошибочны. Хотя многие великие законоучителя определенно учились описанным выше образом, тем не менее, многие другие большие люди придерживались иного подхода к изучению Торы. Этот текст написан для тех, кого волнует тема изучения Торы и повышения эффективности учебы. Автор надеется, что знакомство с изложенными здесь идеями, почерпнутыми из авторитетных источников, поможет читателю найти ответы на свои вопросы и выбрать для себя подходящий путь изучения Торы.

Путь, предложенный выше, нелегок, его непросто осилить в одиночку. Тому, кто изберет его для себя, потребуется отыскать людей, которые способны ему в этом помочь. Но как отличить человека, который учится подобным образом от того, кто так не учится? Тот, кто придерживается вышеизложенного подхода, наверняка не является самый известным «ламданом» в своем Доме Учения (просто он не делает на «ламдут» слишком большой акцент, чтобы стать лучшим в этом деле). Скорее всего, он редко оканчивает Шас, а возможно вообще его не закончил (хотя этот человек может знать Шас или большую его часть, однако, изучая темы, он не тратит слишком много сил и времени на одну лишь учебу «бе-киют»). В то же время, он способен ясно объяснить Вам алаху в «Орах Хаим».

Он досконально знает шесть заповедей, которые человек должен выполнять постоянно (верить в существование и всемогущество Б-га; не верить в то, что есть какие-то другие божества; верить, что Всевышний Один и что Его единство является уникальным, абсолютным и универсальным, и что в Нем нельзя выделить какие-либо части, компоненты и атрибуты; любить Всевышнего; бояться Его и испытывать перед Ним трепет; а также беречь свой разум от запрещенных мыслей). Этот человек знает все темы, в которых изложены законы отношений между человеком и ближним. Он уделяет время серьёзному изучению Танаха и Агады.

Таким человеком может быть великий раввин поколения, глава коллеля, учащийся ешивы или даже «бааль а-байт» (досл. «домовладелец») — человек, который учится в свободное от зарабатывания денег время. Он может знать это всё непосредственно из углубленного изучения Шаса. Вместе с тем, он может почерпнуть это и из других книг, написанных на доступном ему языке. Но в любом случае, он найдет Всевышнего через Его Тору.

Если вы окружите себя подобными людьми, то выполните заповедь Торы «ле-идавек бе-ядав» — присоединиться к тем, кто знает Всевышнего. Вы также узнаете, как эти люди стали теми, кто они есть, и, повторив их опыт, вдохновите на это других!

Из журнала Мир Торы

 

Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше