Сиюм — так называется завершение изучения определенной части Торы — трактата Талмуда («сиюм масехет») или состоящего из нескольких трактатов раздела Мишны. Сиюм принято проводить в присутствии других людей (стараются, чтобы было не меньше десяти взрослых евреев — миньян) и в честь этого события устраивать праздничную трапезу.
О том, что считается завершением трактата, о важности этого события и об условиях, необходимых для празднования завершения трактатам — предлагаемая ниже статья.
Оглавление
О важности трапезы в честь сиюма [↑]
О том насколько материальное положение великого мудреца Талмуда Абае было тяжелым, можно заключить из того, что он, человек, для кого исполнение заповедей являлось основой жизни, не мог позволить себе исполнить заповеди «эрув хацерот» и «шитуф мэвоот» только потому, что для них требуется небольшое количество хлеба («Эрувин», 68а). Вместе с тем, когда речь шла о том, что кто-либо завершал трактат, Абае был готов изыскать средства на то, чтобы устроить трапезу для всех учеников («Шабат», 118б).
В кодексе еврейских законов приведено (прим. Рамо к «Шулхан Аруху», «Йорэ Дэа», 246:26), что существует специальная заповедь радоваться окончанию изучения трактата и устраивать в честь этого праздничную трапезу. Даже те, кто не изучал и не завершал трактат, исполняют заповедь, принимая участие в торжестве, посвященном этому событию («Сифтей Коэн», «Йорэ Дэа», 246:27). Помимо приведенного выше фрагмента из трактата «Шабат» Вавилонского Талмуда, этот закон учат из ряда других мест.
Во времена Храма существовала особенная заповедь заготавливать дрова для жертвенника. Заготовку дров завершали до 15 Ава, после чего устраивали праздник в честь завершения исполнения заповеди. Мудрецы Торы учат из этого, что завершение изучения трактата должно быть отмечено праздничной трапезой («Немукей Йосеф», «Бава Батра», 121б; «Ям Шель Шломо», «Бава Кама», 7:37). Праздник Шавуот в Мишне называется «Ацерет» — «Остановка» («Рош а-Шана», 1:2; «Хагига», 2:4). Объясняют наши учителя («Кдушат Леви», «Шавуот»), что это связано с тем, что в этот праздник мы отмечаем завершение заповеди счета по Омера, ибо любое завершение исполнения заповеди должно быть торжественно отпраздновано.
В Талмуде («Моэд Катан», 9а) рассказывается, что царь Шломо после завершения строительства Иерусалимского Храма устроил великий пир, который продолжался 14 дней, включая Йом Кипур. Некоторые учат из этого факта, что есть заповедь устраивать пир в честь завершения трактата.
Существует древний обычай, который упоминается уже в книгах, датируемых XII-XIII веками («Эшколь», 173б; «Ор Заруа», «Илхот Сукка», п. 320; «Агаот Ашри», «Сукка», 4:6; Рамо, «Орах Хаим», 669:1), согласно которому в праздник Симхат Тора веселятся, радуются и устраивают праздничные трапезы в честь завершения цикла общественного чтения Торы. Основанием для этого обычая послужили слова из мидраша, описывающие события, происходящие после того, как Всевышний одарил царя Шломо великой мудростью. В Писании (Млахим 1:3:15) сказано: «И проснулся Шломо, и вот сновидение. И пришел в Иерусалим, и стал перед ковчегом завета Г-спода, и принес всесожжения, и принес жертвы мирные, и устроил пир для всех рабов своих». Сказал рав Ицхак: «Отсюда учим, что устраивают трапезу в честь завершения чтения Торы» («Коэлет Раба», 1:1).
Законы участия в трапезе сиюма [↑]
Пост первенцев [↑]
В трактате «Софрим» (21:3) сказано, что принято, что первенцы постятся в канун праздника Песах и в соответствии с этим установлен закон («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 470:1-2). Автор книги «Мишна Брура» (там же, п. 10) пишет, что участие в трапезе, посвященной завершению трактата, освобождает первенцев от обязанности поститься, даже если они сами не завершили изучение трактата.
Человек, завершающий трактат, изучает последние строчки в присутствии всех желающих, и они становятся участниками исполнения заповеди и имеют право есть и пить в течение всего дня. Причем это верно даже в случае, когда присутствующий во время завершения трактата не собирается участвовать в трапезе, устраиваемой в честь этого события, а хочет есть дома. В случае необходимости можно послушать по телефону, как происходит завершение трактата и, полагаясь на это, есть и пить в канун Песаха («Мааданей Шломо», стр. 2).
В годы, когда канун праздника Песах приходится на субботу, пост переносится на четверг (согласно другим мнениям на пятницу) и участие в завершении трактата, соответственно, которое освобождает от поста, должно быть в этот день.
В книге «Дэрех Сиха» (стр. 241) приведено, что р. Х. Каневский передал от имени р. Гершона Эдельштейна, что его сын-первенец спросил, должен ли он завершать трактат перед каждой трапезой, устраиваемой в канун Песаха, но что Хазон Иш ответил ему, что не должен, ибо царь Шломо праздновал завершение одной заповеди (строительства Храма) 14 дней.
Трапеза в честь сиюма в период траура по Храму [↑]
С 1 Ава и до полудня 10 Ава ашкеназские евреи во время будничных трапез не употребляют в пищу мясо и мясные продукты и не пьют виноградный сок и вино. Для сефардов запрет есть мясо и пить вино вступает в силу в неделю, на которую приходится пост 9 Ава и завершается после 10 Ава.
На трапезе, посвященной завершению трактата, разрешено есть мясо и пить вино. Но только тем, кто, кто участвовал бы в этой трапезе также и в случае, если бы ее устроили в период, когда не запрещено есть мясо и пить вино. Гостю, который не присутствовал на трапезе, запрещено есть мясо и пить вино, переданные ему с этой трапезы, даже если он каким либо образом причастен к завершению трактата. (Понятно, что в сам день 9 Ава, когда устраивают общественный пост или в случае, когда 9 Ава приходится на субботу, и пост переносится на 10 Ава, есть и пить запрещено, какой бы радостный повод для этого не был бы).
На трапезе, посвященной завершению трактата, мясо и вино разрешены только при условии хорошего знания материала, в случае, когда завершение трактата пришлось на эти дни по стечению обстоятельств, а не было запланировано специально на эти 9 дней, и только если человек, завершивший трактат всегда отмечает это событие мясной трапезой. Если трапезу, посвященную исполнению заповеди, устраивают в неделю, на которую выпадает 9 Ава, мясо и вино разрешены только тем, кто непосредственно причастен к данной заповеди, и еще 10 приглашенным. Остальные гости могут участвовать в трапезе, но не есть мясо и не пить вино (прим. Рамо к «Шулхан Аруху», там же; «Мишна Брура», там же).
С 17 Тамуза до 10 Ава в знак скорби по разрушенному Храму запрещено петь и слушать музыку. Во время трапезы, посвященной завершению трактата, разрешено петь песни, которые обычно поют по такому случаю, но, не используя музыкальные инструменты («Алихот Шломо», «Бейн а-Мейцарим», гл. 14, прим. 38; «Торат а-Моадим», 5:3).
Завершение каких книг считается сиюмом? [↑]
Р. М. Файнштейн пишет, что из того, что устраивают праздник в честь завершения общественного чтения Торы и из источника, который приводят в качестве основания наши учителя, представляется, что устраивать трапезу в честь завершения изучения одной из книг Пророков или Писаний и участвовать в ней также является исполнением заповеди. Для этого необходимо, чтобы одна из книг Танаха была изучена полностью с использованием хотя бы одного классического комментария. Аналогично этому считают многие другие авторитеты Торы («Пней Йеошуа», «Брахот», 17а; «Хават Йаир», п. 70).
Согласно ряду мнений, участие в трапезе, посвященной завершению углубленного изучение одной из четырех частей «Шулхан Аруха» и одного из томов книги «Зоар», также считается исполнением заповеди.
Завершение отдельного трактата Мишны не принято отмечать праздничной трапезой. Но изучение шести разделов Мишны или хотя бы одного из них является исполнением заповеди («Пней Мевин», «Орах Хаим», п. 103; «Ковец ми-Бейт Леви», ч. 7, стр. 23). Хотя согласно некоторым мнениям в определенных случаях завершение даже одного трактата Мишны считается достаточно значительным и радостным событием, чтобы устроить по этому поводу праздничную трапезу («При а-Садэ», ч. 2, 92:2).
По мнению законоучителей, устраивать трапезу в честь завершения написания или издания новой книги по вопросам Торы и участвовать в ней, является исполнением заповеди («Тиферет Шмуэль, п. 58»).
В связи с этим, на трапезе, посвященной вышеперечисленным событиям, разрешено участвовать первенцам в канун Песаха или остальным людям есть мясо и пить вино в период между с 1 до 10 Ава (кроме самого поста).
Когда участие в трапезе сиюма считается исполнением заповеди? [↑]
Для того чтобы первенцы в канун Песаха были освобождены от поста, или в период между 1 и 10 Ава всем было разрешено есть мясо и пить вино (кроме дня самого поста), необходимо, чтобы: а) они слышали, как происходит завершении трактата и б) следует поучаствовать в трапезе сиюма, т.е. нужно съесть как минимум, 30 см3 продукта или выпить 90 см3 вина («Минхат Ицхак», ч. 9, п. 45; «Ор ле-Цион», там же).
Принято, что человек, оканчивающий трактат, доучивает при всех последние строки завершаемого им текста (см. п. а) в абзаце выше). Затем он произносит специальный текст, составленный для такого случая — «Адран». После чтения текста «Адран» произносят специальный «Кадиш» (если есть миньян).
Все же, первенец, который в канун Песаха присутствовал во время завершения трактата и не принимал участия в посвященной этому событию трапезе, имеет право есть и пить в течение этого дня («Алихот Шломо», «Песах», 8:1; «Хут Шани», «Песах», 1:7).
Необходимо понимать все, что сказано в трактате («Орхот Рабейну», ч. 2, стр. 57; «Ашрей а-Иш», ч. 3, 54:10), а согласно некоторым мнениям, при сиюме Талмуда, помимо текста самого Талмуда, завершающий должен полностью изучить по крайней мере комментарий Раши («Ор ле-Цион», ч. 3, 12:1).
Трактат должен быть завершен полностью, но не обязательно в строгом порядке листов и глав («Бцель а-Хохма», ч. 2, п. 28; «Минхат Ицхак», ч. 2, п. 93). Если трактат изучало несколько человек, т.е. каждый изучал определенную его часть, хотя общими усилиями был завершен весь трактат полностью, это не считается завершением трактата («Доле у-Машке», стр. 318, пр. 3).
Согласно ряду мнений, даже если тому, кто завершил трактат, еще не исполнилось 13 лет, т.е. он не достиг возраста, когда Тора обязывает мужчину исполнять заповеди, трапеза, устраиваемая в честь этого события, является полноценной трапезой завершения трактата («Нэхамат Исраэль», 25:22; «Нитэй Гавриэль», 41:11).
Дополнительные законы, связанные с завершением трактата [↑]
Изначально желательно, чтобы завершение трактата происходило при большом стечении народа, причем, чем больше людей, участвующих в заповеди, тем ее исполнение более значимо, ибо, чем у царя больше подданных, тем больше его величие (Мишлей 14:28; Маарам Минц, п. 119). В случае, если заповедь завершения трактата невозможно исполнить при большом стечении народа, следует постараться исполнить ее, по крайней мере, в присутствии миньяна, кворума из десяти евреев старше тринадцати лет («Тиферет Шмуэль, п. 58»).
Если и это не представляется возможным, то завершение трактата устраивают в присутствии нескольких приглашенных или даже в одиночку. При этом «Кадиш» не произносят.
Существует правило, согласно которому запрещено «смешивать» разные радостные события, а следует каждое отмечать отдельно («Моэд Катан», 8б; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 546:1). Как тогда объяснить распространенное явление, когда во время трапезы в честь бар-мицвы юноши —возраста, с которого он обязуется по Торе исполнять все заповеди — «виновник торжества» завершает трактат? Ведь происходят сразу два радостных события: тринадцатилетние и завершение трактата. Такой же вопрос возникает и в случае, когда завершение трактата устраивают в Субботу или праздник. Один из ответов, которые на это дают, заключается в том, что правило «не смешивают разные радостные события» относится только к торжеству, связанному со свадьбой («Тосафот», «Моэд Катан», там же). Некоторые считают, что, когда речь идет о радости, связанной с духовным наслаждением, нет ограничения праздновать сразу несколько событий («Бейт Мордэхай», ч. 1, п. 54; р. Шамай Кэат а-Коэн Грос).
Разрешено оставить небольшую часть трактата неоконченной с тем, чтобы устроить праздничное застолье в более удобное время (Маарам Минц, п. 117; «Шах», «Йорэ Дэа», 246:27). Исключение составляет ситуация, когда с помощью такой «подгонки» завершения трактата хотят разрешить первенцу не поститься в канун праздника Песах или устроить мясную трапезу в период с 1 по 10 Ава («Элияу Раба», «Орах Хаим», 551:26; «А-Алеф Леха Шломо», п. 317).
Согласно ряду мнений, человек, находящийся в трауре по близким родственникам, которому запрещено участвовать в увеселительных застольях, имеет право участвовать в трапезах, устраиваемые другими в честь завершения трактата (Равье, «Моэд Катан», «Илхот Авель», стр. 554; «Сифтей Коэн», «Йорэ Дэа», 246:27).
Несмотря на то, что в канун субботы запрещено устраивать обильное застолье, трапезу, посвященную исполнению заповеди, как, например, в честь завершения трактата — разрешено («Биур Ал.», п. 249).
Принято, что сразу после завершения одного трактата сразу приступают к изучению другого, чтобы показать, что изучение Торы не прерывается и, закончив одну тему, приступают к изучению следующей.