Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Определение целей в изучении ШАСа

Рав Мордехай РЯБИНСКИЙ, Лейквуд, Нью-Джерси

Русский текст этой статьи был подготовлен вместе с Залманом Парижем — аврехом «Таль Тора» — русской ешивы в Лейквуде штата Нью-Джерси. Над редакцией работал Борис Рябинький — писатель-сатирик, который живет в Лейквуде.

От редакции [MT]: В данной статье автор обсуждает заповедь изучения Торы и связанные с ней законы. Он уделяет внимание не только вопросу о том, как и что должны изучать представители религиозного общества, прошедшие через хедеры и ешивы, но и обсуждению учебы тех евреев, которые вернулись к соблюдению Традиции уже в зрелом возрасте. Считаем важным обратить внимание читателя на тот факт, что предложенный автором подход отличается от принятого сегодня в «мире ешив». Тем не менее, данный подход основан на авторитетных источниках, имеет право на существование и достоин того чтобы быть услышанным.

От автора: Дорогой читатель! Перед Вами работа, в которой дан краткий обзор «илхот талмуд Тора» — законов изучения Торы. Автор стремился изложить ясное понимание того, как эти законы относятся к жизни каждого отдельного еврея. В основе представленного обзора талмудических тем («сугийот»), нашедших отражение в данных законах, лежат соответствующие «алахот» (нормы еврейского религиозного законодательства) из кодекса «Шулхан Арух а-Рав»[1]. Та часть работы, в которой говорится о практическом применении данных законов, основана на трудах Маараля из Праги, Хазон Иша, современных законоучителей и личного опыта автора.
Данная работа рассчитана на всех тех, кто хочет изучать Тору правильно. Увы, приходится признать, что в наши дни часто приходится наблюдать ситуацию, когда в вопросах изучения Торы люди руководствуются скорее социально-культурными соображениями, нежели законами, которые предписаны самой Торой. Здесь важно ясно понимать, что наше соблюдение заповедей построено, главным образом, на алахических инструкциях. И как невозможно соблюдать Шабат без знания законов Субботы, или исполнить заповедь тфилин, не зная законов этой заповеди, — точно так же невозможно изучать Тору правильно без знания «илхот талмуд Тора». Собственно, передать эти знания — основная задача данного труда
.

1. Тора в широком смысле слова включает в себя Тору Письменную и Устную. Письменная Тора это ТаНаХ — Хумаш (Пятикнижие), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Для понимания ТаНаХа требуется изучать труды комментаторов. Устная Тора включает в себя широкий круг источников, в числе которых Мишна и Гемара (Талмуд), а также комментарии к ним, Мидраш и Агада (включая книгу «Зоар»), философская и алахическая литература. В данной работе мы будем обсуждать, главным образом, изучение Мишны и Гемары. Сокращенно эту область еврейского традиционного знания называют «ШАС» («Шеш Сидрей Мишна» — Шесть разделов (досл. «порядков») Мишны).

2. Важно ясно осознавать, что целью изучения Мишны и Гемары должно быть выяснение практической алахи в каждой рассматриваемой теме[2].

3. В цели изучения ШАСа не входит накопление большого количества знаний (изучение «бе-киют»), или оттачивание навыков обработки информации («ламдут»). Знание большого объема материала и овладе ние техникой учебы, безусловно, необходимы для изучения Торы, но не являются целью учебы. Даже если человек завершил весь ШАС много раз и имеет ясное понимание каждого закона, и он большой «ламдан», он все равно не исполнил свою обязанность, возложенную на него заповедью изучения Торы, если не дошел в каждом изучаемом вопросе до практической «алахи»[3].

4. После того, как человек надлежащим образом разобрался в той или иной части Торы (а до той поры материал всё ещё подлежит изучению), вступает в силу запрет забывать то, что он изучил. Однако относительно того, актуальна ли эта заповедь в наше время, когда Устная Тора записана, мнения законоучителей расходятся (спор Виленского Гаона и автора «Шулхан Арух а-Рав»).

5. Вне зависимости от того, действует запрет забывать изученное или нет, человек обязан знать изученный материал настолько хорошо, чтобы быть способным ответить на соответствующий вопрос без промедления[4].

6. Бесспорно, пока человек учится, он исполняет заповедь изучения Торы каждое мгновение. Тем не менее, если в его планы не входит прийти к практической алахе или повторять изученное, чтобы не забыть материал, то он не исполняет данную заповедь надлежащим образом.

7. В сознании некоторых людей сложился стереотип, что изучать Тору «ли-шма» («во имя нее самой») означает занимать себя вопросами, которые лежат вне области алахи. В действительности же, верно противоположное. Учиться «ли-шма» означает изучить каждую «сугию» (тему) и каждый «дин» (закон) до предельной ясности, исходя из осознания бесконечной ценности Торы. А если не планировать достижения такого результата, не считать его конечной целью учебы, или не придерживаться законов изучения Торы, то такая учеба не называется «ли-шма»[5].

8. Важно уточнить, что когда мы говорим об алахе в контексте изучения Торы, то не имеем в виду обучение правильному исполнению различных практических заповедей, поскольку это требуется от нас помимо исполнения заповеди изучения Торы. В частности, женщины, не будучи обязанными заниматься изучением Торы, должны, тем не менее, обладать знаниями в области тех законов, которые непосредственно их касаются. Наоборот — следует изучать каждую тему ради того, чтобы знать Желание Всевышнего, вне зависимости от того, удостоится ли изучающий исполнить изученную заповедь, или нет.

Таким образом, здесь мы говорим в первую очередь о правильном подходе к изучению Торы, а не о том, как научиться исполнять заповеди на практике.

9. Тот факт, что приоритетом является изучение и знание тех законов, которые данный конкретный человек имеет возможность исполнять, вовсе не означает, что эти законы более важны, чем все остальные. Следует знать всю Тору, дойдя до практической алахи в каждой её области.

10. Все вышеизложенные требования относятся не только к мужчине, которые желает стать раввином или «посеком» (законоучителем) — это прямые обязанности каждого отдельного еврея.


[1] «Маасэ Иш» ч.3 гл.4: Хазон Иш превозносил то, как изложил законы изучения Торы раби Шнеур Залман из Ляд в кодексе «Шулхан Арух а-Рав» и много раз говорил раву Шмарьяу Грейнеману, благословенной памяти, учить их.

[2] «Ликутей алахот», предисловие 1: «Написано в святых книгах, что главное в заповеди изучения Торы во имя нее самой — это доскональное выяснение закона во всех темах ШАСа».«Шулхан Арух» («Орах Хаим»), предисловие раби Хаима из Воложина к комментарию Виленского Гаона: «И в этом весь плод изучения ШАСа — выведение из него практической алахи».«Хаей Адам», предисловие: «И сейчас я пришел добавить известное, что главное в изучении Торы — это выяснение заповедей ее со всеми подробностям».Там же (17): «И поэтому смысл всего пилпуля и выяснений в том, чтобы была возможность изучать знания Торы».

[3] Меири («Йома» 26а): «Потому что мы видели мудрецов Торы, знания которых в Талмуде велики, но, несмотря на это, они не знают, как применить что либо из этого в области алахи, и не знают как правильно ответить на алахический вопрос. И про некоторые известно что они знают все потайные комнаты в Торе, но когда возникает алахический вопрос, не находят даже входа».Риваш (п.271 стр.75): «И видели мы своими своими глазами нескольких мудрецов, которые находят “пилпуль” там, гденет для этого никаких оснований, и на каждую точку задают тысячи вопросов и приводят тысячи ответов, но не занимаются изучением алахи, и на запрещенное говорят “разрешено”, а на разрешенное — “запрещено”».Гаон Мари ми-Сила, «Дерех а-Хаим» (стр.148 п.73): «И я написал об этом, с болью в сердце, что некоторые большие мудрецы Торы сидят и изучают ее с “пилпулем” и остротой, но при этом в законах Шабата не разбираются и, возможно, нарушают Шабат. Горе нам в День Суда, горе нам в День Упрека»! Рабейну Бахье («Ховот а-левавот», предисловие): «Один из мудрецов задал мне вопрос относительно развода у неевреев, и я ответил ему так: “Мы не понесем никакого ущерба, если мы не будем знать ответ на вопрос, который ты задал. Знаешь ли ты уже все то, что ты обязан знать, из заповедей, которые ты не в праве игнорировать, и которые негоже нарушать, прежде чем думать над нееврейскими вопросами, которые не помогут тебе достичь более высокой ступени в Торе твоей и в вере твоей, и не исправить тебе с их помощью качества души твоей? И я клянусь, что с 35 лет занимаюсь тем, что нужно мне, из числа заповедей Торы моей, и выучил многие сложные места тщательно, и большинство книг, что есть у меня, но никогда сердце мое не поворачивалось к тому, к чему повернулось твое сердце чтобы спросить о нем”. И я продолжил его упрекать и стыдить за это».Данные цитаты приводят рав Овадья Йосеф в предисловии к книге «Ябиа Омер» и многие другие авторы.

[4] Маараль из Праги, «Нетивот Олам» гл.5: «В этих поколениях изменили путь ришоним, и не пошли по их стопам. Ибо суть Торы была у них на устах и на языке, а теперь у нас это полностью отсутствует… И все это ради того, чтобы кто-то мог сказать про себя, что он оттачивает свой разум “пилпулем”… Но его назовут владеющим Торой, и когда представляют перед ним подход в алахе, а он задает вопросы и дает ответы на них — как он может называться “владеющим Торой”? Этого нет у него вообще — просто он умный и умеет заниматься пилпулем. Итак, если нет Торы у человека, нет у него боязни Небес».

[5] «Решит Хохма»: «Суть Торы во имя нее самой — это та Тора, которую человек изучает чтобы ее исполнять». Рав Яаков Эмден, «Лехем Шамаим» (комм. на трактат «Авот»): «Тора во имя нее самой — для того чтобы ее исполнять».

Из журнала Мир Торы


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше