«И взял Моше и Аарон этих мужей, названных поименно» (1:17). Глава «Бемидбар» постоянно читается перед Шавуотом. Это происходит не случайно.
Алшейх а-кадош объясняет: Моше и главы колен должны были пересчитать весь народ Израиля. Каждый еврей должен был пожертвовать половину шекеля, которые впоследствии пересчитывались. Изначально не Всевышний, а сам Моше должен был назначить и назвать глав колен Израилевых поименно. Но лидер еврейского народа отказался делать это — среди евреев было немало мудрецов, которые могли бы обидеться: «Этого упомянули, а меня — нет». Моше не хотел возвышать одного, косвенно заставляя унижаться другого.
Именно поэтому Всевышний Сам назначил глав двенадцати колен. Этот урок учит нас важности надлежащего обращения с ближними.
Глава «Бемидбар» читается перед дарованием Торы, потому что такое отношение к людям — необходимое условие получения Торы. Двадцать четыре тысячи учеников рабби Акивы умерли из-за недостаточного уважения, оказываемого друг другу!
В Талмуде (трактат «Санхедрин») рассказывается о том, как рабби Иегуда а-Наси выступал перед учениками. В воздухе стоял запах чеснока. Р. Иегуда а-Наси сказал: «Тот, кто ел чеснок, пусть встанет и выйдет».
Рабби Хия, самый способный его ученик, встал и вышел. Вслед за ним... вышли и все остальные. Лекция сорвалась.
На следующий день сын рабби Иегуды а-Наси рабби Шимон обратился к рабби Хие с вопросом: «Зачем вы ели чеснок? Вы же знаете, что мой отец не выносит этого запаха». И тогда р. Хия признался: «Я не ел чеснока, а вышел для того, чтобы за мной последовали все остальные, и ваш отец не узнал бы, кто действительно ел чеснок». Так наши мудрецы заботились о других евреях.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его