Из цикла «Знание веры», темы: Провидение, Свобода выбора, Судьба, Врожденные качества, Еврейские качества, Приобретенные качества, Рав Эуд Авицедек
«Если бы было там нечто, что тянуло бы за собой человека в силу его рождения на определенный путь или к определенному разумению, или к определенному действию… как мог бы Он давать нам повеления» (Рамбам, законы покаяния, там).
Это нуждается в пояснении, ведь совершенно очевидно, что люди рождаются с различными качествами характера. Совершенно ясно, что природа, которую наследует человек, влияет на него, на душу его и на его способности и т.п. Как можно сказать, что все люди равны в вопросе свобода выбора. Ведь Рамбам сам пишет в законах о нравах: «И все нравы, есть такие, которые присущи человеку с его рождения по природе его тела, а есть такие, к которым стремится природа этого человека и приобретает их в будущем гораздо быстрее, чем другие нравы» (глава 1). Рамбам там касается и влияния на человека дней его юности: «А есть нравы, которые не даются человеку с рождения, но он приобретает их от других». И сюда можно включить пережитое в детстве, что оставляет след в душе. Также касается Рамбам тех качеств, которые приобрел человек собственными силами: «Или же сам обратился к ним в силу мысли, посетившей его сердце, или слышал, что такой-то нрав будет хорош для него и им следует ему руководствоваться, и приобрел их тем, что начал вести себя в соответствии с ними, пока они не стали для него постоянными». Все эти вещи, разумеется, определяют личность человека и влияют на его способность свободного выбора.
Эти вещи Рамбам объясняет весьма подробно: «Невозможно, чтобы человек изначально родился обладающим нравственным совершенством и нравственным пороком, как невозможно, чтобы он родился специалистом в каком-то ремесле, но может родится с природой, способной восприять совершенство или порок, в том смысле, что действия, свойственные одной из сторон более легки для него, чем те, что свойственны другой стороне. Например, если характер человека склоняется к сухости, и мозг его светел, и влаги там немного, ему будет легче учиться, помнить и понимать вещи более, нежели тому, в ком много белой желчи и много влаги в мозгу. Но если этот человек, более приготовленный к изучению по своей натуре, останется вообще без обучения, и не пробудит свои силы к этому, останется глупцом, вне всякого сомнения. И также если начнут обучать и помогать разбираться этого грубого по природе и обладающего многой влагой в мозгах, то он узнает и уразумеет, но с трудом, и точно так же можем мы найти человека, характер которого более горяч, чем необходимо, и такой станет храбрецом, то есть, приуготовленным к храбрости, если будут обучать его боевым искусствам, очень скоро станет отличным бойцом, а у другого сердце более прохладное, чем нужно, и он приуготовлен к трусости и страху, и если станут учить его бояться, то научится очень быстро, а если будут обучать его храбрости и геройству, то храбрым воином он станет только через большой труд, но станет, если будут воспитывать его в этом, без сомнения» (Шмона праким, гл. 8).
Рамбам утверждает, как законоучитель, что любое качество характера может быть изменено, любое врожденное свойство, а тем более, приобретенное или выученное, человек способен оформить или изменить посредством обучения и практики многократного повторения правильных действий. Конечно, это зависит, от его местонахождения на шкале выбора, о которой мы скажем далее. Всевышний требует от человека только то, что находится в пределах его способностей. У каждого человека, в зависимости от его места на этой шкале, есть возможность совершать свой свободный выбор.
Представим себе лестницу и на ней ступени. По правую руку — система добра, по левую — зла. Каждый человек находится на определенной ступени, там он выдерживает испытания выбора. В этом месте находится его борьба между духом и материей, разумом и воображением, истиной и ложью, добром и злом. Под этой ступенью, как и над ней, человек не выбирает, он вынужден совершать добро или зло. Простыми словами, человек не вступает ежедневно в борьбу с тем, что находится под или над его ступенью. Мудрец не борется с испытанием воровства или осквернения Шабата. Невежда не вступает в борьбу с испытанием постоянства в изучении Торы и трудом изучении Торы до последних сил.
Точка выбора на этой шкале изначально устанавливается посредством нескольких факторов, некоторые из них — врожденные (унаследованные от родителей, определенные звездами, воспитанием и окружением, как мы скажем далее), а некоторые — приобретенные (духовный подъем или, напротив, спад, обусловленные его прежними делами — его прежними выборами). Все они оформляют и фиксируют духовный уровень человека, его место на шкале выбора.
Получается, что заповедь выбирать включает в себя две темы: одна — выбрать, и, разумеется, благо, в том месте, где человек находится на шкале выбора, а вторая — поднять точку выбора так, что то, что человеку вчера нужно было выбирать во благо, сегодня будет уже вынужденным поступком. В этом суть обязанности непрестанного роста человека, избирающего жизнь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.