Из цикла «Знание веры», темы: Провидение, Свобода выбора, Судьба, Врожденные качества, Еврейские качества, Приобретенные качества, Рав Эуд Авицедек
«Если бы было там нечто, что тянуло бы за собой человека в силу его рождения на определенный путь или к определенному разумению, или к определенному действию… как мог бы Он давать нам повеления» (Рамбам, законы покаяния, там).
Это нуждается в пояснении, ведь совершенно очевидно, что люди рождаются с различными качествами характера. Совершенно ясно, что природа, которую наследует человек, влияет на него, на душу его и на его способности и т.п. Как можно сказать, что все люди равны в вопросе свобода выбора. Ведь Рамбам сам пишет в законах о нравах: «И все нравы, есть такие, которые присущи человеку с его рождения по природе его тела, а есть такие, к которым стремится природа этого человека и приобретает их в будущем гораздо быстрее, чем другие нравы» (глава 1). Рамбам там касается и влияния на человека дней его юности: «А есть нравы, которые не даются человеку с рождения, но он приобретает их от других». И сюда можно включить пережитое в детстве, что оставляет след в душе. Также касается Рамбам тех качеств, которые приобрел человек собственными силами: «Или же сам обратился к ним в силу мысли, посетившей его сердце, или слышал, что такой-то нрав будет хорош для него и им следует ему руководствоваться, и приобрел их тем, что начал вести себя в соответствии с ними, пока они не стали для него постоянными». Все эти вещи, разумеется, определяют личность человека и влияют на его способность свободного выбора.
Эти вещи Рамбам объясняет весьма подробно: «Невозможно, чтобы человек изначально родился обладающим нравственным совершенством и нравственным пороком, как невозможно, чтобы он родился специалистом в каком-то ремесле, но может родится с природой, способной восприять совершенство или порок, в том смысле, что действия, свойственные одной из сторон более легки для него, чем те, что свойственны другой стороне. Например, если характер человека склоняется к сухости, и мозг его светел, и влаги там немного, ему будет легче учиться, помнить и понимать вещи более, нежели тому, в ком много белой желчи и много влаги в мозгу. Но если этот человек, более приготовленный к изучению по своей натуре, останется вообще без обучения, и не пробудит свои силы к этому, останется глупцом, вне всякого сомнения. И также если начнут обучать и помогать разбираться этого грубого по природе и обладающего многой влагой в мозгах, то он узнает и уразумеет, но с трудом, и точно так же можем мы найти человека, характер которого более горяч, чем необходимо, и такой станет храбрецом, то есть, приуготовленным к храбрости, если будут обучать его боевым искусствам, очень скоро станет отличным бойцом, а у другого сердце более прохладное, чем нужно, и он приуготовлен к трусости и страху, и если станут учить его бояться, то научится очень быстро, а если будут обучать его храбрости и геройству, то храбрым воином он станет только через большой труд, но станет, если будут воспитывать его в этом, без сомнения» (Шмона праким, гл. 8).
Рамбам утверждает, как законоучитель, что любое качество характера может быть изменено, любое врожденное свойство, а тем более, приобретенное или выученное, человек способен оформить или изменить посредством обучения и практики многократного повторения правильных действий. Конечно, это зависит, от его местонахождения на шкале выбора, о которой мы скажем далее. Всевышний требует от человека только то, что находится в пределах его способностей. У каждого человека, в зависимости от его места на этой шкале, есть возможность совершать свой свободный выбор.
Представим себе лестницу и на ней ступени. По правую руку — система добра, по левую — зла. Каждый человек находится на определенной ступени, там он выдерживает испытания выбора. В этом месте находится его борьба между духом и материей, разумом и воображением, истиной и ложью, добром и злом. Под этой ступенью, как и над ней, человек не выбирает, он вынужден совершать добро или зло. Простыми словами, человек не вступает ежедневно в борьбу с тем, что находится под или над его ступенью. Мудрец не борется с испытанием воровства или осквернения Шабата. Невежда не вступает в борьбу с испытанием постоянства в изучении Торы и трудом изучении Торы до последних сил.
Точка выбора на этой шкале изначально устанавливается посредством нескольких факторов, некоторые из них — врожденные (унаследованные от родителей, определенные звездами, воспитанием и окружением, как мы скажем далее), а некоторые — приобретенные (духовный подъем или, напротив, спад, обусловленные его прежними делами — его прежними выборами). Все они оформляют и фиксируют духовный уровень человека, его место на шкале выбора.
Получается, что заповедь выбирать включает в себя две темы: одна — выбрать, и, разумеется, благо, в том месте, где человек находится на шкале выбора, а вторая — поднять точку выбора так, что то, что человеку вчера нужно было выбирать во благо, сегодня будет уже вынужденным поступком. В этом суть обязанности непрестанного роста человека, избирающего жизнь.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»