Из цикла «Знание веры», темы: Провидение, Свобода выбора, Судьба, Рав Эуд Авицедек
«Если вдруг скажешь ты, но ведь Творец знает все, что будет, и до того, как это произошло, либо уже знал, что такой-то будет праведником или злодеем, либо не знал. Если знал, что такой-то будет праведником, невозможно, чтобы он не стал праведником, а если скажешь, что хотя Он знал, что такой-то будет праведником, но он все же мог стать грешником, то получается, что знание Его несовершенно. Знай, что ответ на этот вопрос длиннее, чем земля, и шире, чем море, и несколько великих основ и высочайших гор зависят от него. Но должно знать тебе и понять то, что скажу: уже говорили мы во второй главе законов основ Торы о том, что Всевышний не знает неким знанием, внешним по отношению к Нему, подобно людям, что они и их знание — две разные вещи, но Он, Всевышний, Имя Его и Знание Его — суть одно. И мысль человека не в состоянии постичь идею эту до конца, и так же, как не в силах человека познать и обнаружить истинную сущность Творца, как сказано: “Ибо не узрит Меня человек, будучи жив”, так не может он постичь знание Творца. Это то, о чем сказал пророк: “Ибо Мои мысли не ваши мысли, и пути ваши не Мои пути”. И раз это так, нет у нас способности знать, каким образом знал Бог все творения и все дела их, но одно знаем без сомнения, что дела человека полностью в руках самого человека, и Святой, благословен Он, не тянет его и не предопределяет ему совершать конкретное действие, и не только в силу религиозной традиции мы знаем это, но в силу четких доказательств из слов мудрости, и потому сказано в пророчестве, что человека судят за его поступки сообразно этим поступкам, хорошие они или плохие, и это основа, от которой зависят все слова пророчества» (Рамбам, законы покаяния 5:5).
«Есть много стихов в Торе и в словах пророков, которые выглядят, как отрицающие эту основу, и в них спотыкается большая часть людей, и думают они, что выходит из этих стихов, что Святой, благословен Он, предопределяет человеку совершать добро или зло, что сердце человека не отдано ему же, склонять его туда, куда пожелает, однако я изложу тебе великое правило, из которого сможешь ты понять смысл всех этих стихов» (Рамбам, законы покаяния 6:1). И Рамбам пишет пространно там, а также в предисловии к трактату Авот, и приводит три толкования этим стихам и отрывкам.
1. «Может человек совершить великий грех или много грехов, так что придется держать ему ответ перед Истинным Судьей, и будет возмездие этому грешнику за те грехи, которые он совершил своей волей и по своему разумению, что лишают его возможности покаяться, и не оставляют ему способности отвратиться от своего злодейства, чтобы погиб он в своем грехе, который продолжает совершать». Такова история с фараоном, с Сихоном и т.п. (там же, закон 3). И хотя свобода выбора относится к фундаменту мироздания, есть исключительные случаи, когда она отнимается у человека. Так происходит в крайних случаях, когда человек настолько вместил в себя зло, что стал сам по себе олицетворением зла, нуждающимся в истреблении из этого мира.
По поводу же будущности некоторых сообществ, пишет он там следующее:
2. «Ведь написано в Торе: “и поработят их, и будут истязать” — получается, что Бог предопределил египтянам совершать зло, и также написано: “и встанет народ этот и начнет блудить за божествами чужеплеменной земли”», получается, что Он предначертал Израилю служить идолам, почему же Он взыскал с них за это? (И ответ:) потому что не конкретному человеку Он предначертал это, что именно он будет блудить, но каждый из тех, кто блудил и служил идолам, если бы не хотел служить, не стал бы служить, и Творец сообщил ему лишь то, что обычно бывает в мире. На что это похоже? Тому, кто говорит: в этом народе будут праведники и злодеи, но это не означает, что каждому злодею уже было предопределено быть злодеем в силу того, что Бог сообщил об этом Моше… Также и египтяне, каждый из тех, кто притеснял и творил беды Израилю, если бы не хотел творить им зло, был бы способен поступить так, ибо не было здесь предопределения конкретному человеку, но лишь сообщил Аврааму, что через много лет потомство его будут рабами в чужой стране, и мы уже сказали, что у человека нет возможности знать, каким образом знал Господь вещи, которым должно произойти в будущем» (Рамбам, там, закон 5). Если так, то пророчества о будущем не вынуждают каждого индивидуально, а значит не представляют из себя противоречия в вопросе свободы выбора.
Раавад, в своих примечаниях там, а также Рамбан в комментарии на Тору отказались принять этот ответ: «Это пространные речи, но нет в них вкуса, и, клянусь головой, я почти готов сказать, что это слова, достойные юнца, если скажет Творец блудникам: зачем блудил ты? Ведь Я не назвал тебя по имени, чтобы ты мог сказать, тебе так предначертал Я. Ответят ему блудники: на кого же распространилось предначертание Твое, на тех, которые не стали блудить? Тогда Твое предначертание не исполнилось!»
По вопросу о пророчествах о будущих грехах Израиля объясняет Раавад так: «Но стих “и встанет народ этот и станет блудить”, о подобном мы уже сказали, что в таком деле знание Творца не является предопределением, тем более это справедливо здесь, ведь даже Моше сказал: “ибо вы искажаете пути ваши, когда я еще живу с вами, и тем более, после моей смерти”. Тем более, Бог мог сказать так и без предопределения». И по поводу египтян привел два ответа: «Один, что известно, что Творец взыскивает со злодея лишь руками его большего злодея, и после того, как взыщет с этого злодея, взыщет вновь с того, кто превзошел его в злодействе. И так Он говорит: “Вот, Ашур — жезл гнева Моего”, “Когда закончишь ты грабить, ограбят тебя”, то есть, из-за злодейства твоего и гордыни, и хвастовства передо Мной, и египтяне также были злодеями, достойными тех казней, и если бы сразу послушались Моше и отослали бы Израиль, не понесли бы тех казней и не потонули бы в море, но злодейство фараона и его хуление Бога перед его посланником его — они причины его наказания». Смысл его слов: египтяне были злодеями и достойными наказания еще до того, как поработили Израиль, но если бы подчинились Богу после первых казней, спаслись бы от их приговора.
«Второй, что Творец сказал, что будут истязать их, а они порабощали их нещадным трудом, убивали их и топили в Ниле, как сказано: “Я гневался немного, а они умножили беду”, за это и были наказаны».
3. Есть стихи, в которых пророки жалуются на ситуацию, в которой находится народ Израиля: изгнания, мучения, порабощение среди народов, и другие факторы, отдаляющие их от Торы и заповедей. Не идет речь о лишении свободы выбора, но о лишении условий, делающих более легким и доступным всему народу единение с Творцом. И как сказал Рамбам в его предисловии к трактату Авот: «Однако, слова пророка Йешая, мир с ним, как сказано (Йешая 63:17): “Зачем сбиваешь Ты, Господи, нас с пути Твоего? Делаешь сердце наше непроходимым для страха Твоего?” вообще не относятся к этой теме, и никак не связанным с этим вопросом. Однако, смысл этих слов, как видим из того, что перед ними и после них, что пророк возмущался изгнанием нашим, приговором нашим, прекращением власти нашей и мощью народов над нами, и сказал об этом молитвенным образом: Господь Бог, когда увидит Израиль мощь вероотступников, будут сбиты они с пути истинного, и сердце их уклонится от страха Твоего, и как будто Ты будешь причиной этим глупцам отойти с истинного пути, как сказал Моше Рабейну, мир с ним (Бамидбар 14:15): “И скажут язычники, которые слышали о Тебе: из-за немощи Бога привести народ этот…” И потому еще сказал после этого (Йешая 63:17): “Вернись ради рабов Твоих, колен удела Твоего”, то есть, пока не будет из-за этого хуление Имени Твоего великого».
Так же в теме просьбы о помощи Бога в выборе добра: «Таким же образом просят праведники и пророки в своих молитвах у Бога помощи в делах истины, как сказал Давид: научи меня, Господи, пути Твоему, то есть, да не воспрепятствуют мне грехи мои найти путь истинный, которым познаю я путь Твой и единство Имени Твоего. И как то, что сказал он: и дух щедрый укрепит меня, то есть, дай покой духу моему совершать угодное Тебе и да не причинят мне грехи мои отвратиться от покаяния, но будет способность у меня вернуться, уразуметь и познать путь Истины, и в этом же смысле все, что схоже с этими стихами.
А что тогда сказал Давид: “Благ и праведен Господь, потому и указывает грешникам путь, руководит смиренными…”? Это значит, что Бог отправляет к ним пророков, которые сообщают им пути Господа и призывают их к покаянию, и еще, что Он дал им силы научиться и понять, ибо это свойство любого человека: когда тянется он к словам мудрости, то вожделеет их и стремится к ним. И это то, о чем говорят наши мудрецы: “Тот, кто желает очиститься — помогают ему.” То есть, обнаружит, что помогают ему в этом деле». (Рамбам, законы покаяния там, 4-5).
Эта просьба не находится в противоречии с принципом свободы выбора, ведь человек сам обращается по своему разумению к Творцу. И еще, ведь без помощи Творца, не может человек устоять против своей злой природы: «Естество человека превозмогает его ежедневно и стремится погубить его, как сказано: высматривает злодей праведника и стремится погубить его. И если бы не помогал человеку Бог, не смог бы совладать с ним, как сказано: Бог не оставит его в руке его» (Кидушин 30б). И уже объяснили нам мудрецы служения, что человек не может удостоиться помощи Бога в делах Небес, если только не сделал то, что требуется от него, приложив все свои усилия.
Следуя этому объяснению, мы можем понять слова мудрецов: «Учили мудрецы: “Кто даст, чтобы было таково сердце их…?” — сказал Моше Израилю: неблагодарны вы, сыны мои, неблагодарные. Когда Святой, благословен Он, сказал: “Кто даст, чтобы было таково сердце их?” — вы должны были ответить: “Ты дай!”» (Авода Зара 5а). Такая просьба не противоречит свободе выбора, но они по своему свободному выбору могли бы попросить такую помощь Небес. Но внутри сердца их была неблагодарность.
Как известно, и это имеет отношение к тому затруднению, которое вызывает идея свободы выбора, поступки человека оказывают влияние на все творение, как положительное влияние, так и отрицательное. Трудность понимания состоит в том, что непонятно, как такое возможно, чтобы человек мог испортить замысел всего творения, помешав воле Творца привести ее к ее исправлению?!
Но и такой ход событий, разумеется, был предусмотрен Творцом с самого начала творения: «От начала сотворения мира взирал Святой, благословен Он, на поступки праведников и на поступки грешников, и об этом сказано (Теилим 1): “Ибо знает Господь путь праведных…”. “Земля же была безвидна и пуста” — таковы дела злодеев, “И сказал Бог: да будет свет!” — это дела праведных. Как же мне знать, чьи дела угодны Ему, тех или этих? Сказано: “И увидел Бог свет, что он хорош” — значит, угодны Ему дела праведных, а дела злодеев не угодны… От начала сотворения мира взирал Святой, благословен Он, на Храм: отстроенный, затем разрушенный, а затем вновь отстроенный: “Вначале сотворил Бог” — вот он отстроен, как и у пророка сказано (Йешая 51): “Распростер небо и основал землю”, “Земля же была безвидна и пуста” — вот он разрушен, как и у пророка сказано (Йирмея 4): “Видел я землю, и вот она безвидна и пуста”, “И сказал Бог: да будет свет” — вот он вновь отстроен и украшен в грядущие дни, как и у пророка сказано (там): “Ибо вот тьма покрыла землю…”» (Брейшит Раба 2:5).
Слова эти тяжелы для понимания: «Как мне знать, чьи дела угодны Ему»? Но ответ уже содержится в вопросе. Абсолютно верно, что человек не в силах испортить замысел Творца о цели творения. Раскрытие славы Его и единства Его состоится в любом случае. Но раскрытие это может быть как посредством пути праведников, того света, который излучают их поступки, поступки соучастников этого раскрытия, а может быть и за счёт злодеев, того суда над ними, где они будут приговорены к беде. Все пути и все возможности были приуготовлены изначально и издревле.
И более того, можно было бы подумать, что раз цель раскрытия в грядущем есть раскрытие единства, и возвышенность этого раскрытия состоит в превращении зла в добро, в свете, который воссияет из тьмы, то, вполне вероятно, что поступки злодеев угодны Богу, ведь из темной пропасти их преступлений воссияет свет исправления в единстве, и поясняет мидраш, что это не так, что Богу угодно раскрытие, которое происходит в пути праведников.
Всевышний, Всеблагой, разумеется, желает поступков праведников, и даже дал им долю и награду в том раскрытие, которое в любом случае наступит.
Однако, следует внимательно рассмотреть ту силу человека, которая проистекает из того факта, что он обладает свободой выбора, и которая способна повести все творения по одному из двух путей.
Если мы обратим внимание на то общее, что есть в аргументах отрицающих свободу выбора, то обнаружим одно утверждение: самая возможность свободного выбора находится в противоречии с естественным устройством всей окружающей действительности: непреложность предопределения Творца, система звезд и планет, отвечающая за удачу, а также натура и характер человека, которые достаются ему по наследству.
Особенно следует поразмыслить: «Откуда возьмется у человека сила восполнить свои недостатки, ведь сотворен с изъяном?» Ведь не может узник сам вызволить себя из своего заточения, какая же может быть у человека сила возвыситься и изменить самого себя? И еще, откуда есть у него эта же самая сила относительно всего мироздания, чтобы изменить его и привести к совершенному исправлению?
Это может быть лишь высшая божественная сила, которая дается человеку на основе образа Бога, который определяет его сущность.
Эта идея является «одним из высших достоинств, данных человеку», и о достоинстве этом сказано: «как один из нас», и нам нужно вдуматься в эту высокую тайну.
Есть еще идея, которую нужно уяснить, а именно, что не каждый человек осуществляет выбор, и даже те, кто это делает, не совершают это все время, и не в каждом своем поступке. И здесь следует вспомнить об этой обязанности, которая относится к цели сотворения человека и соответствует его высокому уровню: быть выбирающим.
Эти идеи мы будем разбирать в следующих главах.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.