Темы: Рамбам, Поведение, Еврейские качества
1.1. Много разнообразных качеств есть у каждого из нас, и каждая черта имеет полярные проявления. Бывают люди раздражительные, которые всегда злятся. Бывают — спокойные, которые никогда не злятся. А если уж разозлятся, то совсем чуть-чуть, да и то раз в несколько лет. Бывают люди очень гордые, бывают — совершенно смиренные. Иной человек обуреваем вожделениями — не насытится душа его в погоне за их удовлетворением. Другой — совершенно чист от материальных желаний, не вожделеет он даже того малого, что необходимо телу. Есть любители жить на широкую ногу. Такого человека не удовлетворить всеми земными благами. Это о нем сказано: «Любящий деньги не насытится деньгами» (Танах, Коэлет, 5:9). И есть — экономные. Таким достаточно даже того малого, что не удовлетворяет даже их потребности. Но такой человек не будет стараться получить все необходимое.
1.2. Есть и такие люди, которые изнуряют себя голодом и копят — не проедят ни копейки из своего имущества без великих страданий. Другие — растрачивают все свое состояние. Назовем и остальные качества: веселый и грустный, вспыльчивый и хладнокровный, жестокий и жалостливый, трусливый и храбрец, и тому подобные.
1.3 (2). Между каждой парой качеств, удаленных друг от друга до противоположности, существуют и средние качества, отличающиеся одно от другого. Кроме того, среди всех качеств есть такие, которые заложены в человеке с рождения, в соответствии с его природой; есть такие, к которым у человека имеется природная предрасположенность, и человек может их приобрести скорее, чем другие качества. Есть и такие, которыми не обладает человек с рождения, но приобрел их от других или обратился к ним сам, вследствие собственных размышлений. Или, скажем, услышав, что это качество полезно ему и стоит его приобрести. Вот он и стал вести себя соответственно, пока не приобрел данное качество.
1.4 (3). Обе крайности, которые есть в каждом качестве — далеко не лучший образ поведения. Не стоит человеку ни вести себя в соответствии с ними, ни стараться их приобрести. И, если почувствует (человек), что имеет природную склонность к одной из них (этих противоположностей) или приобрел такую черту и ведет себя соответственно — должен вернуться к правильному пути и идти дорогой праведных, которую называют «прямой дорогой».
1.5 (4). «Прямая дорога» — это средняя мера, которая есть в каждом качестве… И это качество, которое отдалено от обеих крайностей на одинаковое расстояние и не похоже ни на одну из противоположностей. Поэтому указывали мудрецы прежних поколений, что человек должен все время держать свои качества под контролем, регулировать их и направлять по среднему пути, чтобы быть цельным.
1.6. Каким образом? Не должен быть (человек) раздражительным, которого легко разозлить, но — и не таким, как мертвый, который ничего не чувствует. Но — средним, способным разозлиться только на такие вещи, которые того заслуживают — чтобы не происходило подобное в другой раз.
1.7. И не должен (человек) желать ничего, кроме того, что необходимо телу, без чего невозможно жить. Как об этом сказано: «Праведник ест для насыщения души его» (Мишлей — Притчи, 13:25). И пусть не усердствует чрезмерно, зарабатывая деньги, но работает ровно столько, чтобы (на заработанное) можно было приобрести все необходимое на данный момент, о чем сказано: «Праведнику достаточно малого» (Теилим — Псалмы, 37:16). И не будет слишком скупым, но — и не растрачивающим все свое имущество, дающим милостыню в разумном размере и одалживающим в разумных пределах тем, кто в этом нуждается. Не нужно быть веселым и смешливым, но и — не грустным, не пасмурным. Человек должен жить в спокойной радости все дни свои, в приятном расположении духа. И так же остальные качества человека. Этот путь — путь мудрецов.
1.8. Каждый человек, все качества характера которого усреднены и уравновешены, называется мудрецом; (5) а тот, кто слишком строго спрашивает с себя, немного отдаляясь от среднего качества в ту или другую сторону, называется — благочестивым.
1.9. Тот, кто отдаляется от гордыни в сторону другой крайности и становится совершенно смиренным, называется благочестивым; и это — уровень благочестия. А если отдалился только до середины и стал скромным, называется — мудрецом. И это — уровень мудрости. Таким же образом — все остальные качества. Благочестивые люди прошлых времен направляли качества своего характера от средней линии немного в сторону одной из крайностей. Есть качества, которые направляют в сторону одной крайности, и есть другие, которые направляют в сторону другой крайности. И это больше того, что требует закон.
1.10. И заповедано нам следовать средними путями. И это пути — хорошие и прямые, как сказано: «И следуй путями Его» (Дварим, гл. 28, ст. 9).
1.10 (6). Так учили нас мудрецы, объясняя эту заповедь: «Его называют милостивым — и ты будь милостив; Его называют милосердным — и ты будь милосерден; Его называют святым — и ты будь свят». Поэтому и называли пророки Всевышнего — долготерпеливый и великий милосердием, праведный и справедливый, совершенный, мужественный, сильный и тому подобное — чтобы сообщить, что это хорошие и прямые пути. И обязан человек вести себя в соответствии с ними, уподобляясь Творцу в меру своих сил.
1.11 (7). Как человеку приучить себя к этим качествам, чтобы закрепить их в себе? Должен (он) совершать поступки. Снова и снова возвращаться к деяниям, в которых проявляются средние качества, и все время вести себя в соответствии с ними. Пока не станут эти поступки легки для него, и не надо будет прилагать к такому поведению усилий. И закрепятся эти качества в душе его.
1.12. Линия поведения, обозначенная качествами, которые называют, говоря о Всевышним, и есть средняя линия, которой мы обязаны следовать. Эта линия называется — «путь Творца». И этому обучал праотец наш Авраам своих потомков, как сказано: «Ведь приблизил Я его за то, что накажет сыновьям своим и потомкам своим после него следовать путями Всевышнего» (Берешит, гл. 18, ст. 19). И тот, кто следует этому пути, на того снизойдет добро и благословение, как сказано: «...чтобы дал Творец Аврааму то, что обещал ему» (там же).
Текст перевела Шошана Бродская
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»