Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Ашгаха пратит, Рамбам, Йов, Рав Эуд Авицедек
Тема испытаний является ключевой для понимания индивидуального надзора. Наши величайшие мудрецы говорили об испытаниях и сопровождающих их страданиях, мы приведем их слова и постараемся разобраться в них, насколько сможем.
(…)
Так пишет Рамбам: «Не следует думать, что Всемогущий Бог желает проверить человека и испытать его, дабы узнать то, чего не знал о нем ранее — нет места для такой мысли, достойной воображения глупцов, лишенных всякой здравой мысли, и твердо знай это» (Морэ Невухим 3:24).
И поясняет Рамбан: «Идея испытания, как видится мне, проистекает из того, что действие человека находится полностью в его власти, если возжелает — сделает, а не возжелает — не сделает, и поэтому “испытание” так называется только с точки зрения испытуемого. Однако, Тот, Кто испытывает, т.е. Всевышний, просто приказывает превратить то, что было в потенциале, в действительную реальность, чтобы была у человека награда за хорошее дело, а не только за хорошее сердце» (Брешит 22:1).
Власть предоставлена испытуемому, но все изначально открыто Испытывающему.
Рамбам определяет, что испытания относятся к тяжелым для понимания мест в Торе: «Также и идея испытаний вызывает множество сомнений, и является самой сомнительной в Торе, и Тора говорит о них в шести местах, как я поясню тебе в этой главе» (там же).
Рамбам говорит о позиции, считающей, что страдания, которые получает человек в процессе испытания, казалось бы, без всякого греха с его стороны, имеют целью увеличить его награду в мире грядущем: «И, однако, то, что распространено у людей об идее испытаний — что Бог поражает казнями и страданиями человека, без того, чтобы последний как-то согрешил, чтобы приумножить его награду — такого в Торе в открытом виде нет, и нет, собственно, ничего, что указывало бы на такую идею, кроме одного места из шести, и я затем проясню тебе, о чем там говорится.
Однако, главные слова Торы, опровергающие такое представление — это то, что сказал Бог: “Бог верный и нет в Нем беззакония”. И все мудрецы также не соглашаются с таким представлением толпы — ибо сказали: “Нет смерти без греха, и нет страданий без преступления”. И такого представления следует крепко придерживаться любому человеку Торы, в котором есть разум, а не приписывать Богу несправедливость (да не будет такого!), полагая про какого-нибудь Реувена чистым от всякого греха и совершенного, получившего то, что выпало на его долю, безвинно» (там же). В продолжении наших слов мы еще проясним мнение Рамбама.
Также и Рамбан следовал его пути, и вот какие границы и определения он дает испытаниям: «Сказано: “И Бог испытывал Авраама…” — идея испытания, как я ее понимаю, в том, что так как человеское действие полностью находится во власти человека, если захочет — совершит его, а не захочет — не совершит, то называется оно “испытанием” с позиции испытуемого, но Испытывающий, благословен Он, повелевает реализовать то, что находится в потенциале, чтобы дать человеку награду за благое деяние, а не только награду за благие помыслы, и знай, что “Господь проверяет праведника” (Теилим 11:5), и хотя Он знает про праведника, что тот исполнит Его волю, но желая выявить его праведность, подвергает его испытаниям, и не проверяет злодеев, которые не проявят послушания, и вот выходит, что все испытания в Торе — во благо испытуемого» (Брешит 22:1). Видим, что и Рамбан отвергает ту же позицию, что отверг Рамбам.
И к такому же прочному выводу Рамбан приходит в своей книге «Шаар а-гмуль»: «Но в том, что касается настоящих страданий, мы знаем, что нет у них никакой иной цели, кроме искупления». В дальнейшем мы разъясним его позицию, касательно причин страданий, сопровождающих испытания.
На первый взгляд, эти слова представляются странными, ведь, как известно, в этом заключается вся задача человека и его предназначение в этом мире: выстоять испытания, сопровождаемые страданиями, — каждый, какие ему выпали. И как сказали мудрецы наши: «Счастлив человек, стойко переносящий свои испытания, ибо нет творения, которое бы Бог не подвергал испытаниям: богатого испытывает, раскроет ли руку свою беднякам, а бедного — сможет ли вынести страдания…» (Шмот Раба 31:3)
И определяет это Рамхаль: «Получается, что основной смысл существования человека в этом мире состоит лишь в том, чтобы исполнять заповеди, служить и выстаивать испытания» (Месилат Йешарим гл. 1).
И как мы уже прояснили, говоря о надзоре суда и единства, каждая из душ спустилась в этот мир со своей личной долей испытаний, с которой ей надлежит справляться. И только посредством этого она удостаивается благого воздаяния в будущем мире. Если так, то по-простому вся идея испытаний есть то, что установлено для каждого человека с целью дать ему награду за них.
И невозможно объяснить, что все это касается только испытаний страданиями, про которые можно спросить, за что они коснулись человека, ведь Рамбам говорит в той главе об испытании чудесами лжепророка, и об испытании, связанном с Синайским Откровением — оба испытания твердости веры, а не переносимости страданий. Также и Рамбан в своем комментарии говорит об испытании царя Хизкиягу, в котором вообще не было никаких страданий.
Тема страданий без греха является отдельным разговором, связанным с темой испытаний, сопровождаемых страданиями.
Если так, то как мы можем понять слова Рамбана, что испытание касается только праведника, чтобы дать ему награду?
И еще трудно понять, ведь сам Рамбан (в комментарии на Шмот 20:17), говоря о стихе: «Ибо с целью испытать вас явился Бог», определяет испытание следующим образом: «И так, любое испытание означает проверку, как сказали мудрецы: “Счастлив человек, стойко переносящий свои испытания, ибо нет творения, которое бы Бог не подвергал испытаниям: богатого испытывает, раскроет ли руку свою беднякам, а бедного — сможет ли вынести страдания…” (Шмот Раба 31:3)»
Если так, то испытания являются уделом всех людей, и в чем тогда особенная трудность, которую обсуждают эти ришоним?
Еще надо понять, вот Мишна говорит о десяти испытаниях, которым был подвергнут наш праотец Авраам, и как следует к ним относиться, разве они не относятся к уделу Авраама, выстоять в них и достигнуть совершенства через них, и так приобрести свою долю в будущем мире?
И главное следует понять, почему Рамбам говорит толькоо тех шести местах, где упомянуты испытания в Торе, ведь следовало объяснить общую идею испытаний?
Именно в ответе на этот вопрос кроется ключ к прояснению всей темы. Начнем со слов Рамбама.
Объяснение слов Рамбама
Вот, эти слова Рамбама можно объяснить, что, разумеется, испытания являются уделом всех людей, и причины их мы объяснили выше, говоря о надзоре суда, и это вещи простые.
Однако, такое объяснение само по себе пробуждает вопрос: почему в письменной Торе указаны в качестве испытаний только эти шесть? Но очевидно, что эти места являются испытаниями не обычными, и их пришел Рамбам объяснить.
«Знай, что всякое испытание, упомянутое в Торе, не имеет никакой иной цели, кроме той, чтобы научить людей тому, что им надлежит делать и во что им надлежит верить. И получается, что испытание сделать какое-то действие, имеет целью не само это действие, но образец, на котором будут учиться и которому будут следовать». (Морэ Невухим — там).
Таким образом, мы имеем принципиальную разницу: все другие испытания имеют целью само действие, само испытание, т.е. то, как человек поведет себя в нем. Но те шесть испытаний имеют целью другое, нежели само действие, и поэтому Тора говорила о них особо, дабы научить людей тому, что должно быть выучено из них, ибо в этом их назначение.
И объясняет там Рамбам те полезные вещи, которые мы учим из всех тех испытаний:
Испытание чудесами лжепророка (Дварим 13:4): «Чтобы знать, любите ли вы Господа», т.е. целью его является распространить в мире вашу стойкость в вере, что вы не поддаетесь обману чудесами лжепророка, и это укрепит каждого, исповедующего истинную веру.
Испытание маном (Дварим 8:2): «Чтобы истязать тебя и испытать» — чтобы распространить в мире, что Всевышний заботится о тех, кто прильнул к Нему, даже в тех местах, в которых нет (естественным образом) источника пропитания. И эта идея содержится во втором месте, где упомянуто испытание маном, чтобы укрепился исповедующий эту веру, что каждый, прильнувший к Творцу, получает пропитание от Него в любом месте.
Третье место, в котором говорится об испытании маном, на первый взгляд показывает, что цель испытание — благовоздаяние в будущем (Дварим 8:16): «Кормящий тебя в пустыне маном, которого не знали отцы твои, чтобы истязать тебя и испытывать, чтобы дать тебе благо в последствии». И здесь также объясняет Рамбам, что не это имеется в виду в стихе. Но подразумевается либо то, что сказано в двух предыдущих стихах, говорящих о мане, либо что целью этого истязания является формирования привычки справляться с лишениями и трудностями, укрепить в их сердце черту храбрости и решительности (которая приобретается через ограничение удовольствий и приумножение испытаний), чтобы они смогли набраться храбрости в своем сердце, когда будут воевать с народами, входя в страну Израиля.
Испытание, написанное про Откровение на горе Синай (Шмот 20:17): «Ибо для того, чтобы испытать тебя, явился Бог» имеет целью укрепить их веру, чтобы не дрогнули их ноги в последующих испытаниях, как лжепророки, например, или как Рамбам объясняет в своем послании: «То есть, то, что открылось им в этом событии, было для того, чтобы смогли они выстоять в любом испытании, которое коснется их в конце дней, чтобы сердце их не отошло в сторону и они бы не согрешили».
Целью же испытания в жертвоприношении Ицхака являются две вещи: первая — сообщить предел любви к Богу и предел трепета перед Ним, которого способен достичь человек в своем служении Творцу. И вторая — сообщить силу веры пророка в то пророчество, которое ему открывается, и что он готов без колебания заколоть своего сына в жертву, как ему было повелено.
«Знай, что “Господь испытывает праведника” (Теилим 11:5), зная, что праведник исполнит Его волю, и желая выявить его праведность, повелевает ему выдержать испытание, злодеев же не проверяет, ибо они не станут слушать. Итак, все испытания в Торе — во благо испытуемого» (там).
Разумеется, Рамбан следует пути Рамбама, что вот эти испытания, записанные в Торе, отличаются от других испытаний, которые касаются всех людей. Но относительно цели этих испытаний, Рамбан говорит нечто другое, а именно, что главная их цель — благовоздаяние испытуемому.
И на первый взгляд, это не так понятно, ведь это то самое воззрение, которое отвергли наши учителя, как мы сказали выше!
Чтобы объяснить все это, нужно приобщить слова Рамбана в «Шаар а-гмуль», там он пространно изъясняет свое мнение, что нет страданий без греха: «И если спросишь и скажешь, что ведь мы ясно видим в Торе, что есть страдания, ниспосылаемые как испытания, как например: “И Бог испытывал Авраама”, а также “Чтобы истязать тебя и испытывать, знать, что в сердце твоем, будешь ли соблюдать заповеди Его или нет”? Ответ на этот вопрос: да, это так, и таково правило, что Всевышний ниспосылает испытания, однако, не каждого, но испытывает Он любящих Его, как сказано: “Господь проверяет праведного” (Теилим 11), так учили мудрецы наши в Брешит Раба (гл. 55): как горшечник проверяет свой гончарный круг, он смотрит не на бракованные сосуды, которые ударишь разочек — и они уже ломаются, а чем проверяет? Хорошими сосудами, по которым даже если стучит несколько раз, они не ломаются, так и Всевышний не злодеев испытывает, которые не могут выстоять, а кого же Он испытывает? Праведников, как сказано: “Господь праведного проверяет” и написано: “И Бог испытывал Авраама”».
И здесь объясняет Рамбан суть этого испытания: «В чем же состоит это испытание? В том, что выпадет ему, в его служении Всевышнему и исполнению заповедей, труд и беспокойство! Ибо есть люди, которые исполняют заповеди и совершают добрые дела, имея богатую руку, пребывая в покое и достатке, но, оказавшись в стесненных обстоятельствах, или когда служение Богу сопряжено с большим трудом и напряжением, перестают их исполнять, поэтому Бог ставит боящихся Его в несколько трудные ситуации испытаний, дабы приняли на себя заповеди и делали их даже, когда тяжело, чтобы награда их за эти заповеди была увеличена многократно» (там).
Чтобы прояснить слова Рамбана, следует поговорить детально.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.