Из цикла «Знание веры», темы: Чудеса, Вера и упование, Вера, Эмуна, Исход из Египта, Рав Эуд Авицедек
«Ибо чудо указывает, что есть у мира Бог, Который сотворил его из ничего, и Он знает, и надзирает, и обладает возможностью, и когда данное чуда изначально будет предречено пророком, отсюда еще выяснится истинность пророчества, что Бог говорит с людьми и открывает Свою тайну рабам Своим — пророкам, и так станет ясна истинность всей Торы» (Рамбан, Шмот 13:16).
О функции чуда в основах веры мы подробно говорили в первой части. В данной же главе объясним корень управления через чудеса, проистекающего из индивидуального провидения Творца.
«Сказал раби Йоханан: Всевышний условился с морем (при сотворении его), чтобы оно расступилось перед Израилем. Об этом и написано: “И вернулось море к силе (эйтано) своей — к условию его (тнао — игра слов)”. Сказал раби Ирмия бен Элазар: не только с морем Всевышний условился, но со всем, что было сотворено в Шесть дней Творения. Об этом и сказано (Йешая 45): “Я — Мои руки распростерли небеса и всему воинству их, Я заповедал…” Я заповедал морю, чтобы расступился перед Израилем. Я приказал небу и земле, чтобы замолчали перед Моше… Я заповедал солнцу и луне, чтобы они остановились перед Йеошуа, как сказано: “Солнце в Гивоне, остановись”. Я приказал воронам кормить Элияу… Я заповедал огню не причинять ущерба Ханании, Мишаэлю и Азарии…» и т.д. (Берешит Раба 5:5).
На первый взгляд, это кажется странным: зачем Мудрецам было объяснять происхождение чудес именно таким образом. На первый взгляд, такое объяснение преуменьшает величие чуда, ведь оно уже заложено в природе изначально, при ее сотворении. Почему не предположить, что чудеса произошли без такого установленного заранее условия?
Еще Рамбам затруднялся ответить на этот вопрос. Приведем цитату из его слов: «Хотя Мудрецы уже сказали о чудесах весьма странные вещи, которые можно найти в Берешит Раба и Мидраш Коэлет. Дело в том, что они считают, что чудеса также относятся к природе вещей, но в другом смысле. Они сказали, что когда Бог сотворил все бытие и установил природу вещей, он заложил в эту природу, что обновится в ней то, что произошло, когда случились чудеса… И это указывает на превознесенность Говорящего и на то, что весьма тяжело в Его глазах, чтобы изменилась природа после ее сотворения, или чтобы возникла новая воля после того, как была поставлена определенным образом…» (Море Невухим, 2, 29).
Рамбам объясняет, что Мудрецы были вынуждены сказать, что чудеса укоренены в самом сотворении мира (в этом смысл «условия») по следующим причинам: 1. Поскольку нельзя думать, что есть изменение в воле Всевышнего. 2. Нельзя думать, что есть изменение в мироздании, о котором Творец свидетельствовал, что оно совершенно: «хорошо весьма». И уже спорили комментаторы с Рамбамом, что Мудрецы не могли сомневаться в первом вопросе, ведь для них было очевидно то, что Рамбам сам объяснял по поводу знания Всевышнего, что оно не подобно нашему знанию, и что Он и Его знание — одно, и оно не меняется с изменением мира.
Мнение самого Рамбама — что опасение связано с постоянством чуда, а не с самим его бытием. Ведь деяние Творца, несомненно, абсолютно совершенно, и находится в правильном порядке, и Творец свидетельствовал о мироздании, что оно весьма хорошо, и не может быть, чтобы произошло постоянное изменение в творении. Постоянство чуда указывает на изменение в мироздании, в природе, которую Творец установил с Шести дней Творения: «И я, действительно, сказал, что не изменит вещь своей природы и продолжится такое изменение… ибо хотя превратился посох в змею, и превратилась вода в кровь, и чистая рука — в белую, без того чтобы природная причина заставила их сделать это, — эти вещи и подобные им не продолжатся и не изменятся в своей природе, но как сказали Мудрецы: “мир действует по своему обычаю”. Это мое мнение, и в это нужно верить, и я уже заметил тебе основу этого высказывания, которое заключается в избегании какого-либо обновления» (Море Невухим, там же).
В этом и заключается смысл высказывания Мудрецов (Шабат 118): «Тот, кто читает Алель — богохульствует». Ведь Алель установили как благодарственную молитву о чудесах, которые Всевышний делает в Своем мире, а тот, кто читает ее каждый день, как бы говорит, что в мире нет установленного порядка и законов природы, то есть — в творение не заложена мудрость и порядок, а это, несомненно, богохульство. Одномоментное нарушение законов природы — чудо — не является выходом из порядка, но если человек читает Алель каждый день — тем самым утверждает, что нет порядка в мире. (Маараль).
Рамбам добавляет еще одно объяснение, почему явные чудеса не могут быть постоянными: «Знай, что чудо из противоречащих природе не будет длительным и не останется как есть, ведь если оно будет постоянным, то это привело бы к сомнению в чуде. Если бы жезл остался змеей, люди бы сочли, что он был змеей изначально, и потому совершенство чуда было в том, что змея стала обратно жезлом в руках Моше. Если бы разверзлась земля, поглотившая Кораха, и осталась так, то чудо было бы неполноценным, а его полнота заключалась в том, что земля вернулась к своему первоначальному состоянию. Также и “вернулось море к утру к силе своей”. Из-за этого принципа я избегаю веры в постоянство выходящих за рамки природы вещей» (Письмо о воскрешении мертвых).
Маараль объясняет смысл «условия», поставленного различным объектам природы, следующим образом: при их сотворении чудо было заложено в них подобно естественному ходу событий, и таким образом чудо, когда оно произошло, не является аннуляцией порядка вещей. Можно предположить, что два эти порядка соответствуют управлениям Единства и Суда, которые установлены в основе мироздания. Природный ход событий относится к управлению Суда, а явное чудо — к управлению Единства. Два этих управления действуют сообща, и не аннулируют одно другое, как объяснялось выше. Управление Единства — скрытое, но иногда оно прорывает управление Суда, естественный ход событий, и свет Единства Всевышнего раскрывается в явном чуде.
Наши Учителя много обсуждали вышеприведенный мидраш об «условии», заложенном в объекты природы. Приведем еще одно объяснение, основанное на словах Маараля и Лешема.
Это постоянное управление, которое Творец осуществляет по отношению к Своему народу Израиля. Основные принципы объяснил Рамбам:
«Уже сказано в Торе, что это знамение, которое действует постоянно, во всех поколениях, а именно благополучие при послушании и его потеря при непослушании, как сказано: “и будет это признаком тебе и твоему потомству вечно” (Дварим 28,46). Поэтому сказали наши Мудрецы “Нет судьбы у Израиля” (Шабат 156а), т.е. их счастья и беды не зависят от законов природы и не в силу естественного хода событий, а зависят от послушания и непослушания, и нет признака большего, чем этот. И уже объяснили нам, что это равным образом относится и к народу в целом, и к каждому конкретному человеку — это видно из случая, описанного в этом месте в Талмуде, это также соответствует написанному “тебе и твоему потомству”, а также известному высказыванию “видит человек, что приходят к нему страдания — пусть рассмотрит свои дела; рассмотрел и не нашел причину — пусть отнесет за счет плохого изучения Торы” (Брахот 5а). И это как раз то, что имеется в виду под избранностью еврейского народа, как сказано: “…которых (солнце и звезды) поделил Господь для всех народов под небесами, а вас взял Господь… чтобы сделать себе уделом.” (Дварим 4,19-20), т.е. его состояние не определяется тем, чем определяется состояние других народов, а исключительно этим большим признаком, а именно что их поступки все время связаны с их благополучием или его потерей» (Послание о воскрешении из мертвых).
Рамбан шел по тому же пути, расширяя и возвышая данный принцип, утверждая, что он относится к основам веры. В конце главы Бо он пишет: «А благодаря великим и открытым чудесам человек познает скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы. И нет у человека доли в Торе, дарованной через нашего наставника Моше, прежде, чем он постигнет и признает, что всё, что с нами происходит, — касается ли это всего общества или одного человека, — всё это чудеса, которые невозможно объяснить законами природы или приписать естественному ходу событий. И если мы выполняем заповеди, то будем вознаграждены, а если нарушаем запреты, то будем наказаны по приговору Всевышнего, как я уже объяснял.
Эти скрытые чудеса становятся очевидны людям, когда вступают в действие благословения и проклятия, предреченные в Торе. Ведь написано: “И скажут все эти народы: За что поступил Б-г так с этой страной? Чем вызван этот великий гнев? — И скажут они: За то, что оставили они союз Б-га, Всесильного их отцов, который Он заключил с ними, когда вывел их из страны Египет” (Дварим 29:23-24) — т.е. всем народам стало ясно, что это наказание — от Всевышнего. И еще: если (сыны Израиля) будут соблюдать (союз с Б-гом), то “увидят все народы земли, что Имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя” (там же 28:10)».
«Когда мы исследуем вопрос как следует, мы видим, что нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока он не поверит, что все, что случается и происходит с нами — чудо, нет в этом природы и естественного хода событий, ведь все обетования Торы — чудеса и знамения…» (Торат аШем тмима).
В таких, неявных, чудесах, постоянство есть увеличение чуда: «Однако знамение в форме возможного явления природы, чем дольше оно продолжается, тем оно заметнее. Поэтому мы верим, что всегда сбываются благословения при выполнении воли Бога и проклятия при ее нарушении» (Рамбам, там же).
Так пишет и Рамбан: «Хотя они — скрытые чудеса, и мир функционирует как обычно, они становятся общеизвестными со стороны того, что они постоянны всегда, на всей земле» (Ваикра 26:11).
Следует поразмыслить: ведь все неявные чудеса являются полным изменением природы, как писал Рамбам: «они не по природной причине» и Рамбан: «нет в них природы и естественного хода событий», и если так, почему не нужно было поставить и им условие при сотворении мира, как было поставлено условие относительно явных чудес?
Можно объяснить, что действительно условие о реализации такого управления было заложено в корне мироздания. Как сказали Мудрецы: «…поставил им (небу и земле) условие, что (они будут существовать, только если) Израиль примет Тору». Это условие — не только о самом существовании мироздания, но оно относится и к форме его функционирования: после дарования Торы поведение природы с народом Израиля должно быть по Торе. Народ Израиля, получатели Торы, — основная цель творения, и во всем, что с ними связано — нет естественного течения событий, но все зависит от соблюдения ими Торы. В этом суть обусловленности мира. Существование мироздания, само по себе непрочное, обязано основываться на Торе, и быть ведомой ею во всех своих аспектах. Это — управление скрытых чудес, относящееся как к обществу, так и к индивидууму.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.