Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Даже совершенный человек, Адам, сотворенный для мира наслаждений, сада Эдена, не достиг бы совершенства и соответственно постижения истинного наслаждения, без отрицания Древа Познания, со всей болью и страданиями этого испытания. Таким образом он удостоился бы прилепиться к Древу Жизни, истинному наслаждению.
Подобно тому, как заблуждения и ошибки — неотъемлемая часть процесса изучения Торы, и человек не понимает Тору как следует, пока не ошибется и не преодолеет свою ошибку, так, по тому же паттерну, сотворен и весь мир. Поэтому сказали (Шабат 89): «Если будут ваши грехи как эти годы, что расположены в определенном порядке с Шести дней творения», то есть — таков порядок мира. Выходит, что все грехи и наказания за них — все было задумано в приготовлении к реализации… и после того, как человек приходит к пониманию Торы, он узнает, каким образом сама первоначальная ошибка было этому причиной и необходимостью (раби Цадок аКоэн).
Таким образом, для цели раскрытия добра, должно раскрыться зло во всех его оттенках и аспектах в максимальном усилении.
Следует поразмыслить, почему Высшая мудрость установила реализовать зло именно таким образом — через самого человека (речь идет о корнях душ, это так называемые 974 поколения до сотворения мира, а все происходящее в нашем мире есть их порождения). Автор книги Лешем объясняет, что настоящее удовольствие человек получает, когда наслаждается тем, что ему принадлежит. Соответственно, наслаждение в Грядущем мире от победы над злом будет более совершенно, если зло это придет через самого человека. Это раскрытие можно было привести через отрицание зла, но те 974 поколения согрешили, и зло вышло в реальность.
Почему же недостаточно исправления, которое человек делает, просто выдерживая испытание?
На этот вопрос тоже отвечает автор книги Лешем. Что есть ограничения для акта исправления в процессе праведности и покорности Творцу, но Всевышний пожелал раскрыть максимум зла по всех его аспектах и в наибольшем усилении — ради цели воздаяния блага в Грядущем, когда из каждого оттенка зла раскроется дополнительный оттенок добра, и приятность наслаждания в этом раскрытии увеличится. Все это возможно только посредством деяний нечестивцев, злодейство которых не ограничено. В таком процессе зло усиливается чрезвычайно, и есть возможность для раскрытия зла во всех его категориях.
В такой связи и нужно понимать высказывание Мудрецов на стих: «И увидел Бог все, что сделал, и вот хорошо весьма»:
Хорошо — это доброе начало, весьма — это злое начало.
Хорошо — это качество блага, весьма — это качество страданий.
Хорошо — это сад Эдена, весьма — это Геином.
Хорошо — это ангел жизни, весьма — это ангел смерти.
Хорошо — это качество блага, весьма — это качество возмездия.
Через праведность можно раскрыться благо, но весьма — нечто большее чем благо, раскрывается только через существование зла и его отрицание.
«И на самом деле сказано: народ Твой — все праведники…», а как это возможно? Но мы находим, что грех во имя Небес больше чем заповедь не во имя Небес, и это тоже называется праведник, что все его деяния — во имя Небо, и даже направленные на грех, и в будущем выяснится такое обо всех грехах сынов Израиля, как сказали Мудрецы в трактате Шабат: если будут ваши грехи как эти годы, что устроены в определенном порядке с Шести дней творения, — что было устроено от истинной воли Всевышнего чтобы было так. А раз так, то и этим они исполнили волю Творца, и все было как «грех во имя Неба».
Все раскрытия, о которых мы говорили, относятся к Грядущему миру, миру Бины. Это исправленный мир, в котором все вещи вернутся к их корню исправленными, и раскроют цель своего сотворения — славу Небес, поднимающуюся от них. Свет, прорывающийся из темноты, добро, выходящее из зла — это и есть раскаяние мироздания: раскрытие Единства Всевышнего, что от Него идет только добро. Мир Бины (понимания): это и есть основа Бины, понимание одной вещи из другой, света из тьмы.
«Поэтому сказано о Грядущем, когда будет аннулировано злое начало: “в те дни будут искать грех Израиля — и нет его…”, ибо даже прошлых грехов нет в реальности. Именно об этом сказано в трактате Шабат: “если будут ваши грехи как эти годы, что устроены в определенном порядке с Шести дней творения…”, а поскольку они устроены от Всевышнего быть так — то это не грех, поскольку это воля Всевышнего. Это происходит через высшее раскаяние (тшува), уровень Бины, которая находится в тайне Йом Кипура, Врат Свободы, как известно… Снание будущего — со стороны Бины… Выше времени будущее уже известно, как прошлое» (р. Цадок аКоэн).
Тот, кто раскаивается в нашем мире, раскрывает эти чудесные раскрытия: «Тшува (возвращение, раскаяние) — это означает, что возвращает эту вещь к Всевышнему, другими словами — признает, что все осуществляет Творец, и даже мысль в сердце человека… Выходи, что Всевышний дал ему силу тогда даже в грехе, и через это после полного раскаяния человек удостаивается, что осознанные преступления становятся для него как заслуги, ибо и это было волей Творца.
Об этом написано: “…и благочестивые Твои воспоют радостную песнь”, и сказали Мудрецы: “Это нечестивца Израиля”. Ибо благочестивый (хасид) — это тот, кто отклоняется от буквы закона сделать больше, чем требуется, и также нечестивец отклоняется от закона, чтобы злодействовать. А когда в будущем Всевышний раскроется после полного возвращения и раскаяния людей, и все признают силу Его царства, преступления, которые были отходом от правильного пути, будут благочестием, поскольку не отходили от истинной воли Всевышнего. И написано в точности “Твои благочестивые”, а не просто “благочестивые”, ибо у Всевышнего они называются благочестивыми, но не в глазах людей…» (р.Цадок аКоэн).
Следует еще раз подчеркнуть: все эти высказывания касаются мира Знания, в котором нет категории выбора, и нет у них никаких последствий и проекций на мир свободы выбора, в котором мы живем.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо