Из цикла «Знание веры», темы: Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек, Адам
До сих пор объяснялось, что Всевышний управляет мирозданием двумя управлениями: Единства и Суда, и на первый взгляд два эти управления противоречат один другому. Ведь управление Суда происходит в зависимости от заслуг человека, а управление Единства реализуется через судьбу, которая устанавливается в соответствии с целью мироздания и для его полного исправления, и не зависит от заслуг или грехов человека. Но Всевышний — страшны деяния Его — совмещает два управления так, что одна из них не мешает другой, и наоборот, изнутри раскрытого управления, управления Суда, воплощается и реализуется управление Единства.
«Еще одно введение необходимо, чтобы разрешить многие сомнения. Знай: даже в то время, когда Всевышний управляет миром посредством “судьбы”, Он так поворачивает происходящее, что даже то, что происходит по закону судьбы, приходит изнутри пути правления награды и наказания. Таким образом пришли страдания раби Йегуды а-Наси, как сказали мудрецы: “С поступком пришли, с поступком ушли” (Бава Меция 85). Хотя на самом деле эти страдания были страданиями праведника, но такова мера — Святой, благословен Он, соединяет два пути вместе, и даже то, что предопределено судьбой, приходит посредством того, что относится к награде и наказанию, так, чтобы всему можно было найти объяснение, ведь именно вместе с наградой и наказанием приходит все, что должно прийти, даже если сами по себе награда и наказание незначительны (и лишь послужили поводом: речь идет о том, что раби Йеуда а-Наси не проявил милосердия к животным и к нему пришли страдания; а затем проявил — и они ушли)» (Даат Твунот, 170).
Мудрецы раскрыли нам внутреннюю сущность некоторых событий, которые, на первый взгляд, произошли по причине Суда Всевышнего, а на самом деле установлены изначально в управлении Единства. Приведем одно из них.
Свершилось из-за зависти братьев и их ссоры с Йосефом, и по управлению Суда, в особенности из-за строгости суда по отношению к праведникам: все замешанные в этой истории были достойны наказания. Праотец Яаков — поскольку выделил Йосефа из других братьев. Йосеф — потому что доносил на братьев и возбуждал их зависть, рассказывая свои сны. Братья — за грех ненависти и продажи Йосефа. Однако высший приговор об изгнании в Египет уже существовал, и был известен праотцу Аврааму в пророчестве.
Также и относительно причины изгнания, пришедшего в наказание за вопрос Авраама «как я узнаю, что унаследую ее» — непонятно, почему за такой легкий грех придет столь страшный приговор. Но известно, что египетское изгнание заложено в основы мироздания: необходим был исход народа Израиля из Египта и распространение основ веры в мире.
Вот как объясняет Маараль сочетание двух видов управления: «Несомненно, что само по себе должно, чтобы существование Всевышнего стало известно в мире, ибо чем мог бы считаться мир, если бы в нем не было известно существование Бога? Но нужен был какой-то грех, чтобы реализовать египетское изгнание, ведь в конце концов там было порабощение и бедствие, и это не может быть без греха. Но для этого достаточно даже небольшого греха, чтобы перевесить чашу, и это очень ясно тем, кто понимает» (Гвурот аШем 9).
Такова суть всех событий, вершащихся в мире.
«А Йосефа спустили в Египет…» Об этом сказано: «Идите, смотрите деяния Бога, страшны Его замыслы над сынами человеческими» (Псалмы 65). Сказал раби Йеошуа бен Корха: даже страшное, что ты приводишь на нас, по замыслу (с поводом, עלילה) ты приводишь. Иди и смотри: когда сотворил Всевышний мир, с первого дня сотворил ангела смерти. Откуда мы это знаем? Сказал раби Берахия: потому что сказано: «и тьма над бездною» — это ангел смерти, который затемняет лица сотворенных. А человек сотворен в шестой день, и предлог был найден, что он привел смерть в мир. Как сказано: «Ибо в день, когда съешь от него, смертью умрешь».
Чему это подобно? Человеку, который хочет развестись с женой, и когда собрался идти домой, написал разводное письмо. Зашел в дом и разводное письмо в его руке, и искал предлог, чтобы дать его ей. Сказал ей: налей мне стакан, чтобы выпить. Налила ему, когда взял стакан из ее руки, сказал ей: вот твое разводное письмо. Сказала ему: чем я провинилась? Сказал ей: иди из моего дома, ибо ты налила мне холодный стакан. Сказала ему: ты уже знал, что я налью тебе холодный стакан, что написал разводное письмо и принес его в руке?! Так же сказал Адам перед Всевышним: Властелин мира, до того как Ты сотворил Свой мир две тысячи лет Тора была у Тебя… и написано в ней: «Вот закон: человек, если умрет в шатре». Если бы ты не установил смерть для созданий, ты бы написал в ней так? Но Ты пришел найти предлог, чтобы вменить мне (приведение смерти в мир), об этом и сказано «страшны Его замыслы над сынами человеческими». (Танхума).
И это очевидно, ведь все события и происшествия, которые будут происходить на протяжении существования мироздания, заранее известны Всевышнему и зашифрованы в Торе. Это относится к постулату «все предопределено», но при этом — «свобода дана». Все предопределено в управлении Единства, но свобода дана в управлении Суда.
Так определяет Рамхаль сочетание этих двух управлений: «Обобщение: истинная основа управления — это всеобщее исправление всего сотворенного, вращающееся на осях свойств самих созданий, таких, какими создал их Создатель, благословен Он. И все круговороты правления — не что иное как движение к цели всеобщего исправления, к удалению всех недостатков. И есть у этого порядок и законы, непостижимые совершенно. В основе же вращения этих колес действует правление награды и наказания, открытое правление, от которого зависят все законы неба и земли. Однако внутренний смысл всех порядков и законов связан с упомянутым общим исправлением, поскольку это не два противоречащих образа правления, напротив, правление всеобщего исправления является основой. Просто Господь, благословен Он, знал в своей непостижимой мудрости, как установить законы награды и наказания, необходимые все время движения, так, чтобы их действие соответствовало и подводило к тому, чего требует правление всеобщего исправления. Поэтому образ управления награды и наказания не выходит за рамки образа управления всеобщего исправления, а напротив, соответствует ему и соединяется с ним, т.е. само управление исправления приходит путями награды и наказания, как мы уже объяснили» (Даат Твунот, 170).
Но нам еще следует поразмыслить: каким образом тот факт, что наказание всегда приходит за по суду, за грех, даже если этот грех используется как «повод» и «предлог», удовлетворяет требование совершенной справедливости суда, ведь суровость наказания не соответствует греху.
Этот вопрос объясняет раби Хаим Фридландер. Со стороны глубины суда, за каждый грех, даже самый легкий, полагается самое суровое наказание, ведь это бунт против Властелина мира. Но качество милосердия «услащает» управление Суда, как известно. Однако когда должно реализоваться постановление управления мазаля, Всевышний применяет всю суровость суда, совершенно не разбавляя его милосердием.
«Раби Берахия начал: “Кто свершил и сделал, призывающий поколения изначально…” (Йешайя 41) С начала сотворения мира предуготовил Всевышний каждому то, что достойно ему: Адам глава созданий, Каин глава убийц, Авель глава убиенных, Ноах глава спасшихся бегством, Авраам глава обрезанных, Ицхак глава связанных на жертвеннике, Яаков глава цельных, Йеуда глава колен, Йосеф глава благочестивых, Аарон глава священников, Моше глава пророков, Йеошуа глава завоевателей, Отниэль глава раздающих, Шмуэль — тех, кто помазывает на царство, Шауль — помазанных, Давид глава музицирующих, Шломо глава строящих, Невухаднецар глава разрушающих, Ахашверош глава продающих, Аман глава покупающих» (Эстер Раба).
Здесь говорится не только о приговоре наказания, но о предопределении самого греха: «Каин глава убийц, Невухаднецар глава разрушающих, Ахашверош глава продающих, Аман глава покупающих». То же относится и к другим преступникам, последователям этих главарей. Понятно, что данная концепция относится к тайне мира знания, в котором все предопределено. Это управление, основа которого — раскрытие Единства, которое провернется через эти грехи и их исправление. Это свет единства, прорастающий из темноты зла.
Так и в мидраше Танхума, приведенном выше: «И сказал рав Йудан: Всевышний хотел исполнить приговор Аврааму “знай, что изгнанником будет потомство твое в стране не их”, и привел замысел всем этим событиям, чтобы полюбил Яаков Йосефа, и возненавидели его братья, и продали его измаильтянам, и привезли его в Египет, и услышал Яаков, что Йосеф живет в Египте, и переехал туда вместе с сыновьями, и были порабощены там…»
Чтобы Яаков неодинаково относился к братьям, чтобы братья возненавидели и продали его. Здесь приговор-предопределение приводит сами грехи. Как сказано в той аллегории «Ты уже знал, что я принесу тебе холодный стакан» — сам грех предопределен знанием Всевышнего.
Эту сложнейшую тему обсуждали наши Учителя, и мы приведем несколько выдержек из их слов.
Прежде всего нужно сказать, что если бы Учителя не объяснили эту тему, мы бы вообще о ней не говорили, поскольку она не затрагивает мир служения, а относится к миру знания. Всякое отклонение в ее понимании может привести к ереси, как случилось с Иовом, который выступил с претензией к Всевышнему: «Пытался Иов освободить весь мир от суда, сказал перед Ним: Властелин мира, Ты сотворил быка — его копыта раздвоенные, сотворил осла — его копыта цельные. Ты сотворил рай и ад, сотворил праведников и сотворил злодеев, кто может тебе помешать?» (Бава Батра 16).
Не следует путаться и ошибаться в основном знании: с точки зрения мира выбора, свобода дана. Цель всех этих обсуждений, которые рассматривают ситуацию со стороны мира знания, — постичь величие блага Творца и объяснить существование зла и его усиление на протяжении всех поколений, и как все это вышло их рук абсолютно благого Творца. Ведь он знает все заранее, и как Он создал творение, большинство населяющих которое — злодеи, и большая часть событий в нем — страдания и трудности (хотя они виноваты сами, ведь Адам мог не согрешить, оставшись в саду Эдена, мире полного блага). Почему же мироздание было сотворено таким образом? Мы можем постичь только то, что данное знание относится к тайне основного управления мирозданием, управления Единства, приводящего к совершенному и полному воздаянию блага. В этом управлении нет места для заслуг или грехов по деяниям людей, как объяснялось выше.
Приведем здесь слова автора книги Лешем, по поводу вышеприведенного мидраша о «страшны Его замыслы над сынами человеческими». «Из всех этих мидрашей нам ясно, что все события, причина которых прямо указывается в Торе — первая их причина только постановление свыше. И как события, так и их причины — все относится к тайнам управления, и они спрятаны у Него издревле, прежде чем был сотворен мир» (Сефер Деа, ч.2, друш 4).
А сейчас поговорим в защиту Адама… Это связано с тайной высказывания Мудрецов (Брахот 32): «И сказал раби Элазар: Элияу бросил вызов небесам, как сказано: “а Ты отвернул их сердца назад”. Сказал раби Ицхак: откуда мы знаем, что Всевышний согласился с Элияу? Написано: “…и то, что Я причинил зло”. Сказал раби Хама, сын раби Ханины: Если бы не три эти стиха, пошатнулись бы ноги Израиля: одно, что написано “…и то, что Я причинил зло”. Одно — то, что написано: “Вот, как глина в руках горшечника, так вы в Моих руках, дом Израиля”. И одно, что написано: “И уберу я каменное сердце из плоти вашей, и дам вам сердце плотяное”. Рав Папа сказал: отсюда: “…и дух Мой дам среди вас, и сделаю так, что по Моим законам вы пойдете”».
Так это и в нашем вопросе, ибо хотя вся причина и цель греха Адама была в постановлении Того, Кто грозен замыслами… Ибо все, что Он желал — сделал, и все — только по Его воле… Как подробно писали мудрецы об этой тайне и в мидраше Танхума (см. выше). И все муки и все великие и страшные бедствия, произошедшие в мире со дня, когда сотворил Господь человека на земли и до прихода Машиаха, — несмотря на то, что все они имели своей причиной грех Адама, который он совершил по своему выбору, вместе с тем основа всего — в постановлении Всевышнего и Его начинаний, как написано «Идите и узрите начинания Бога, страшны Его замыслы над сынами человеческими».
Раби Цадок аКоэн также приводит данную концепцию, и основывает ее на словах Гемары (Шабат 89): «Откуда мы знаем, что привязывают кусок красной шерсти (к рогам козла отпущения)? Написано: “если будут грехи ваши как багряница (шаним) — убелятся как снег”. Надо было написать шани?! (Багряница на святом языке — шани, а шаним — множественное число и омоним слова “годы”). Сказал раби Ицхак: сказал Всевышний Израилю: если будут ваши грехи как эти годы, что устроены в определенном порядке с Шести дней творения и до сего дня — убелятся как снег».
«То, что сказал “как эти годы, что расположены в определенном порядке с Шести дней творения” — имеется в виду, что таков порядок дней творения. Выходит, что все грехи и наказания за них — все было задумано, когда подготавливалась реализация».
Следует подчеркнуть: это не отрицает свободу выбора, как мы объяснили выше. Мы говорим здесь о мире Знания, об извечном постановлении относительно человека прежде его появления на свет.
Эта глубокая и скрытая тема требует тонкости мысли, и мы попытаемся понять какие-то моменты из нее в соответствии с нашими возможностями.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.