Из цикла «Знание веры», темы: Машиах, Вера и упование, Судьба, Вера, Эмуна, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Рамхаль объясняет, что скрытие Лица Всевышнего и множество бедствий, происходящих даже с праведниками в наше время, время перед приходом Машиаха, происходят потому, что основное управление в наше время — управление Единства.
«В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому, кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: “Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания”. То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Бог. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством “судьбы”, т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49б): “В период перед приходом Машиаха наглость вознесется”. Все это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего» (Даат Твунот, 170).
Ведь чем больше усиливается зло и скрытие превращается в кромешную тьму, тем свет, который пробьется из этой тьмы, больше раскроет глубину Единства, и тогда все ясно увидят, что Господь один, и имя Его — одно.
«Как ты видишь, не всегда Господь, благословен Он, правит соответственно мазалю, но именно тогда, когда, как известно Ему, это принесет пользу. Ведь Он, Благословенный, приготовил очень глубокий порядок восполнения Творения, и установил для него два пути: путь награды и наказания и путь судьбы [мазаля], и Он выбирает иногда один путь, а иногда другой — тот, который в каждый момент лучше для мира. Когда Всевышний идет по пути награды и наказания, то все происходящее в мире соответствует порядку награды и наказания, а когда Он идет по пути судьбы, то все происходит соответственно судьбе и сущности Творения». (Даат Твунот, 170).
В совмещении управления Единства с управлением Суда есть две цели. Первая: увеличение скрытия Всевышнего и испытаний свободы выбора, как пишет Рамхаль:
«И это тоже увеличивает заслугу праведников. Если бы страдания всегда доставались только праведным, то это было бы испытанием, но не столь тяжелым, поскольку тогда, по крайней мере, было бы для них утешение в осознании своей праведности, раз они страдают! И всякий разумный человек несомненно выбрал бы страдания, ведь это страдания праведных, а злодеи не страдают. Но Всевышний хочет дать более трудное испытание, так чтобы люди не могли понять, что делает Святой, благословен Он, с каждым из них. Так, чтобы казалось на первый взгляд: “Все как у всех, одно и то же происходит с праведным и злодеем” (Коэлет 9:2). Это объяснили мудрецы в Мидраше: “Шломо просмотрел все поколения и увидел, что то, что происходит со злодеями, происходит и с праведными” (Ялкут Шимони, Коэлет, 989). То есть Святой, благословен Он, следит за тем, чтобы то, что происходит со злодеем и является для него наказанием, соответствующим конкретному преступлению, происходило и с праведником, изо всех сил остерегавшимся именно этого преступления! Авраам и Нимрод, и другие, упомянутые в этом мидраше, и реальные события доказывают непреложность этой истины. Это происходит, чтобы дать большую награду праведникам, крепко держащимся за веру, как сказал пророк (Хавакук 2:4): “Праведник верой своей будет жить”. Ни один человек не может до конца понять, что делает с ним Всевышний, поскольку Он, Благословенный, поступает с ним то согласно мере награды и наказания, то согласно судьбе, как мы уже объяснили. И когда какое-либо событие происходит с человеком, не найдется того, кто мог бы определить: то ли это связано с наградой и наказанием за дела его, то ли это связано с судьбой и просто суждено ему. И касательно любого события есть основания рассуждать и в ту, и в другую сторону, да так, что голова кругом идет от множества предположений. Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что все от Всевышнего, каким бы путем это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нем обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): “Не исправлены пути Всевышнего” Однако должен человек твердо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовется цельным.
Итог: есть два пути, путь награды и наказания и путь судьбы, и Всевышний выбирает из них тот, который, как Он знает, принесет добро миру» (Даат Твунот, 170).
Вторая цель в совмещении двух управлений — поддержание существования мироздания даже тогда, когда оно недостойно устоять в суде управления Суда — для того, чтобы раскрыть Единство: «Таким образом, существуют два вида провидения: провидение Правосудия Всевышнего и провидение Власти и Единства. И двумя этими путям Господин постоянно надзирает над Своими созданиями. Ибо Он постоянно надзирает провидением Правосудия, судя каждое действие, и надзирает провидением Власти, Своей силой и мощью поддерживая существование Творения, чтобы оно не было разрушено из-за людских злых деяний» (Путь Творца, ч.2, гл.8).
Верить, что нет силы у судьбы, и все происходит по постановлению Творца. Как объясняет Рамбан (к Дварим 18:13).
И вот как объяснил Рамбан приказ Всевышнего Аврааму «будь цельным» [cм. Берешит 17:1].
Так и относительно управления высшего мазаля: основа веры — в том, что это воля Всевышнего. «Но на самом деле и природа тоже Его управление, и также мазаль — часть природы, что Творец установил, что данный новорожденный будет под таким-то знаком и гороскопом» (раби Цадок аКоэн).
Испытание веры в те времена, когда действует управление судьбы и Суда, требует от человека быть цельным в своей вере в провидение Всевышнего и праведность Его суда: «Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что все от Всевышнего, каким бы путем это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нем обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): “Не исправлены пути Всевышнего” (стих переведен согласно Раши). Однако должен человек твердо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовется цельным» (Рамхаль, выше).
Величайшие постулаты стали ясны нам в вопросах провидения. Тот факт, что людям кажется, что мир как будто бы действует без надзора, вопросы о праведнике, которому плохо, и о злодее, которому хорошо, невозможность понять все, что происходит в мире, как сказал Коэлет: «Бывает на земле такая тщета: есть праведники, которым воздается как деяние нечестивых, а есть злодеи, что воздается им как за деяние праведников» (8:14).
Корень всех этих явлений — в управлении Единства, начале замысла творения, суть которого неизвестна ни одному человеку. Цель этого управления объяснялась выше — это раскрытие Единства. Но следует знать следующее: основная награда, которую предуготовил Творец для человека в данной связи — это чистосердечная вера в провидение Всевышнего и в справедливость Его суда, как объясняет Рамхаль: «Все служение людей зависит от того, что высшее знание скрыто от них. Если бы знали — не было бы служения по выбору, и не было бы у них награды и наказания. А поскольку замысел управления — дать место для служения и для награды и наказания, нужно, чтобы этот корень был скрыт» (Клах питхей хохма, 81).
В этом суть Десятой основы: вера в индивидуальное провидение Всевышнего.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»