Темы: Тора и психология, Элуль, Батшева Эскин
В 1908-м году американские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон провели один из первых экспериментов на мышах, результаты которого сейчас известны под названием «Закон Йеркса — Додсона», хотя законом эмпирическое обобщение, установленное ими, назвать сложно.
Если кратко, то выводы психологов были таковы. Во-первых, эффективность деятельности зависит от уровня мотивации. А во-вторых, уровень оптимальной мотивации обратно пропорционален уровню трудности задачи. Иными словами, чем труднее для испытуемого задача, тем меньше внешней мотивации ему будет нужно для ее выполнения.
Для мышей экспериментаторы построили лабиринт с двумя входами. Если мышь заходила туда через светлый вход, она в конце лабиринта получала положительное подкрепление, а если через темный — удар током. Сила ударов варьировалась (слабый, средний, сильный), а лабиринты строились различной степени сложности (сложные, средние и легкие).
Наблюдения за поведением мышей привели ученых к выводу, что для решения более сложных задач оптимальным наказанием являлся слабый ток, а для решения более простых задач оптимальным был более сильный ток — но только до определенной точки. Когда наказание становилось слишком болезненным, мыши начинали прятаться, вместо того чтобы выполнять задания.
Исследования на людях продемонстрировали аналогичные результаты. Добровольцев посадили решать задачи-головоломки, награждая их деньгами за каждый успех. Сумма награды за правильное решение поначалу была копеечной и постепенно возрастала до весьма значительной.
Выяснилось, что за чисто символическую награду люди не очень-то были готовы стараться, и результаты показывали невысокие. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Идея заключается в том, что наша нервная система обладает свойством погружать нас в скуку, если в нашей жизни слишком мало стресса — и заставлять нас паниковать, если стресса становится слишком много. В обоих случаях — в полном комфорте и чрезмерном стрессе — мотивация к развитию, росту, достижению целей падает как у животных, так и у людей.
Тот же принцип, по-видимому, стоит и в основе законов нашего духовного роста. Хотя наказание мышей электрическим током может выглядеть для нас как излишняя жестокость, тем не менее, в нашей Устной Традиции мы находим духовный корень этих ударов.
Известный Мидраш говорит, что возле каждой травинки в поле стоит духовный посланник — ангел, — ударяет по ней и говорит ей: «Расти!» Зачем же непременно бить? Неужели нельзя выбрать менее насильственный стимул? Объясняют мудрецы, что слово эрец («земля» на иврите) также можно прочитать как аруц («побегу»). Наш мир — это место, где необходимо бежать вперед.
Вспомним «Алису в Зазеркалье», эту детскую книгу, напичканную взрослыми философскими концепциями: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Так недоумевающей Алисе объясняла законы Зазеркалья Черная Королева.
А еще слово эрец связано со словом рацон («желание»), что говорит нам об еще одном законе нашей земли, нашего мира: если человек чего-то желает, он бежит туда, в сторону желаемого. И снова заглянем в «Алису»:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Вот это «всё равно куда идти» — одно из опасных порождений зоны комфорта.
Слово шамаим («небо») не только происходит от корня шам («там»), но и представляет собой множественное число слова «там», воплощая в себе идеальное «там», то есть все существующие в мире «там», все направления, все устремления, все желания. «Там» наш несовершенный мир находит своё совершенство.
И вот «там», в Высших мирах, существует совершенная форма каждой конкретной травинки. И несоответствие между тем, чем она является, и тем, какой она должна быть в идеале, — воспринимается как болезненный удар.
* * *
Сложнее всего в этом мире — меняться: становиться лучше, больше, открывать себя, расти. Мы меняться не хотим, мы любим свой комфорт и хотели бы оставаться там, где хоть и скучно, зато привычно. Иногда там даже неприятно, полно проблем и неудобств, но мы миримся с ними и оставляем всё, как есть, ведь любое истинное изменение — болезненно. Но месяц Элуль требует от нас, чтобы мы вышли из зоны комфорта и осознали наш истинный духовный потенциал.
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...