Магид из Дубно рассказывал такую историю. Однажды некий богач проснулся очень рано. «Этим нужно воспользоваться! — подумал он. — Я столько времени не успевал просто подышать свежим воздухом, посмотреть вокруг!» Вышел на балкон, уселся поудобнее и в самом радужном настроении приготовился наблюдать восход солнца. Он увидел удивительный, как бы покрытый дымкой мир. И сердце его размякло… Вдруг прямо по направлению к его дому бредёт нищий. Богач быстро поднялся, заскочил в комнату, схватил кошелёк с деньгами — и бросил его прямо на дорогу перед бредущим нищим. Сам присел, чтобы его не было видно, и начал наблюдать, что же произойдёт дальше.
А нищий полон самых мрачных мыслей, он думает: «Ну почему все — люди как люди, а у меня ничего нет! Разве есть в мире человек, y которого жизнь тяжелее моей! Можно ли быть несчастнее меня?!».
А потом вдруг внезапно остановился и сказал себе: «А вообще-то я неправ. Можно! Вот скажем, если бы ко всему я был бы ещё и… слепой. Да, было бы ещё хуже!». И вот он задумался о том, как же устраиваются люди, которые не видят. Нищий оглянулся по сторонам — раннее утро, никого нет! — и решил попробовать. Закрыл глаза и пошёл. И, экспериментируя, он прошёл, не открывая глаз, именно то место, где на земле его поджидал кошелёк!
Сказал богач: «Ты слеп и судьба твоя слепа!».
На самом деле эта история про нас. Когда мы говорим про энергии каждого месяца, про знаки, которые ими управляют, мы решаем главный вопрос: мы идем по времени или время идет по нас? Зачем знать о силах и возможностях каждого месяца? На самом деле, мы часто похожи на этого нищего — да, есть проблемы. Да, нелегко. Но ведь мы же ещё и закрываем глаза, когда под ногами валяются «кошельки»!
Элуль — самое «богатое» время года. Столько можно исправить! Так важно это время не упустить! Из-за уникальности этого месяца каждому человеку необходимо знать и понимать, что же происходит. Когда-то даже маленькому еврею в сложных ситуациях достаточно было одного этого слова — элуль! Обычным был, например, такой случай. В одном местечке между двумя пьяницами завязалась драка. Торговка яблоками хотела их остановить. Что она сделала? Крикнула: « Элуль!» — и они прекратили драться.
Они просто вспомнили — будет элуль! Последний, определяющий месяц года! Придётся отчитываться за каждый поступок. Не до драки.
Элуль является первым звеном, началом целой системы. Со второго дня этого месяца начнут трубить в шофар. Все, будильник уже звонит! Потом слихот (молитвы о прощении). Как только заканчивается элуль, начинается Рош а-Шана. Упустить элуль фактически означает упустить Рош а-Шана. После этого Десять дней раскаяния, затем Йом Кипур и — Печать. Определено — как сложится весь следующий год.
Если человек знает, что его ждет суд, у него есть возможность подготовиться. Попытаться исправить то, что еще можно исправить, срочно отдать долги. Если понимать, что это месяц особенный, что это время перед судом, можно успеть его использовать.
Магид из Дубно рассказывал. Как-то позвал царь придворного ювелира и дал ему задание сделать особенный кубок. Чтобы это был не просто кубок, а произведение искусства. В расходах он мастера не стеснял: его провели в царскую сокровищницу и он набрал там все, что только хотел: серебро и золото, драгоценные камни. Конечно, когда он набирал все это, за ним по пятам ходил царский казначей и каждый камешек в специальную тетрадочку записывал. Закружилась у мастера голова от такой невиданной удачи, пришел домой и начал все это тратить: жене шубы, невиданные деликатесы, отдых на престижных курортах. И вот, в одно прекрасное утро он открывает глаза, смотрит на календарь и понимает, что ровно через месяц должен принести царю готовое изделие.
И времени — не год, а месяц, да и из чего делать кубок? Как-то все… растратилось…
Что делать? Срочно распродал всё, что из купленного можно было продать. Из того, что осталось, он пытается сделать наилучший кубок, какой только можно сделать. И приносит то, что ему удалось создать, царю. А тот в восхищении говорит: «Да! Произведение искусства! Молодец!».
Но тут сбоку выныривает казначей и говорит: «Извините, у меня записано 8 бриллиантов, а тут только один. Где же остальные? У меня записано 10 изумрудов, а тут только 2. Где же остальные? У меня записано килограмм золота — а тут всего граммов 200!». Придётся отчитываться, но уже не казнят. Он, конечно, виноват, но он старался! Успел сделать то, что можно было сделать.
Есть древняя притча о царе, который отдал на хранение троим людям по кувшину драгоценного вина. Через год попросил вернуть обратно. Один вернул кувшин пустым. Второй — закупоренным, каким его и получил. Третий — половину кувшина. Первого царь казнил. Понятно, ему отдали на хранение, а он выпил. Это непорядочно как-то, это преступление.
Второму царь сказал: «Ты сделал то, что обязан был сделать».
Интересно, что самую большую награду Царь дал третьему: «С одной стороны, ты не выдержал. Ты открыл кувшин, ты попробовал, ты знал, что у тебя в доме хранится. Но ты сумел взять себя в руки и оставить половину. И вот именно за это тебе полагается награда».
Нам есть, с чем идти к Всевышнему. Он не ждет, чтобы мы были ангелами, чтобы мы были идеальными и потеряли способность ошибаться. Мы нужны Ему со всеми нашими желаниями, со всеми нашими сомнениями, со всеми нашими проблемами, со всем тем, что в нас есть несовершенного и с чем мы боремся. И даже если в этой борьбе мы не всегда одерживаем победу — Он все равно нас принимает и любит — такими.
Я слышала, как рав Якобзон говорил: «Все будет хорошо, если ты сможешь прийти к Всевышнему и сказать: “Всевышний, мне было трудно. Я не всегда с собой справлялась. Я не смогла воплотить в жизнь все планы, которые строила на этот год. Но сейчас я на волосинку лучше, чем была в прошлом году! Я сделала шаг вперед. Он маленький, но я его сделала”».
Я — на волосинку! — лучше как жена.
Я на волосинку лучше как мама.
Я на волосинку лучше как еврейка.
Я на волосинку лучше как Я.