Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, РАМХАЛЬ, Дарование Торы, Святость, Рав Эуд Авицедек
В этой главе мы обсудим, каким образом выражается святость субботы, в соответствии с объяснением Рамхаля об основах святости. Изложим эту тему лишь вкратце, поскольку все основные моменты уже объяснены — каждый в своем месте.
У святости двоякая суть. Начало ее — служение, а завершение — воздаяние. Начало ее — старание, а завершение — дар.
Это суббота, подобная Грядущему миру, соприкасающаяся с двумя мирами, миром служения и миром награды — «добрый дар» из Его хранилищ.
В начале человек освящает себя, а в конце — освящают его, как сказали мудрецы: «Человек освящает себя немного — освящают его [с Небес] премного; [человек освящает себя] внизу — освящают его сверху».
Святость есть окончание служения по отбору в Древе Познания добра и зла. В субботу светит Древо Жизни, и освящение Израиля навстречу этому дню приносит им изобилие святости свыше.
Старание [для достижения святости] состоит в стремлении человека полностью отдалиться от материальности и находиться в состоянии единения с Богом каждый час и каждое мгновение.
Отключение от 39 будних действий, материальных дел, и прилепление к миру души — посвящает всю субботу Торе.
Из-за этого называют пророков ангелами, подобно тому, как сказано об Аароне «Ведь уста священника сохранят знание, и будут просить Тору из уст его, ибо ангел Господа Воинств он».
Такова форма тел принимающих субботу в совершенстве: «Сказал Рав: таков был обычай раби Йеуды сына раби Илаи: в канун субботы приносили ему таз, полный горячей воды, он омывал лицо, руки и ноги, закутывался в тоги, снабженные кистями, и был подобен ангелу Господа Воинств» (Шабат 25).
Если человек освящается святостью своего Творца, то даже его материальные действия обретают святость. Знаком этого является обязанность есть мясо жертв. И это — сама по себе заповедь «делай».
Заповедь субботнего наслаждения едой и питьем: «И приказал нам Всевышний наслаждаться едой и питьем, и это свято, как было поедание жертв священниками» (Виленский Гаон).
Такой человек как будто сам Святилище, Храм и жертвенник.
Это святость субботы, включающая в себя душу и тело в мире. Суббота во времени подобна Храму в пространстве, совершенная реальность связи духовного и материального, вплоть до освящения самого материального.
Это является для нее столь большим достоинством, что весь вид, к которому принадлежит приносимое во всем мире благословляется благодаря этому.
Суббота, от которой благословляются шесть будних дней и все мироздание, — есть источник благословения.
Сказанное распространяется на все то, чем пользуются мудрецы в этом мире. Поскольку они настолько причастны к святости Всевышнего, это дает возвышение и достоинство всякой вещи, которой пользуется праведник. Вот что сказали наши мудрецы о камнях, которые взял Яаков и сложил себе изголовье: «Сказал раби Ицхак: Мы учим, что все камни собрались вместе, и каждый из них говорил: На меня положит праведник свою голову!»
Это категория раскрытия Единства в субботу, наивысший уровень воскрешения мертвых (захватывающий даже неживое). Все происшедшее за Шесть Тысяч лет воссияет в этом драгоценном свете.
«Враги» этого качества — недостаток истинных знаний и чрезмерное общение с людьми.
Суббота — категория Даат (Осознания), связь с мохин (разумом, букв. «мозгом»). Она стоит в тайне «частного владения» (ршут аяхид), у каждого — своего. Человек возвращается к своему внутреннему содержанию.
Оттуда она вознесется на еще более высокую ступень, называемую «духом святости», на которой разум его поднимется над человеческой природой. Тогда человек сможет достичь столь великого единения [с Творцом], что будет передан в его руки «ключ» от воскрешения мертвых.
Это дополнительная душа, добавочный разум (мохин), дыхание уст Всевышнего, реальность воскрешения мертвых для человека и для всего мироздания — от света Дня, который весь — суббота.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»