Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Дарование Торы, Святость, Рав Эуд Авицедек
«Храните субботу, ибо свята она для вас» — это говорит о том, что суббота добавляет святости Израилю (Мехильта).
«Святость Израиля зависит от святости субботы» (Рабейну Йона).
«Эта святость в корне сердец сынов Израиля без всякого старания с их стороны. Это святость субботы, которая есть установленная Всевышним святость с начала сотворения мира, когда Он освятил седьмой день. Поэтому суббота есть вечный завет между Ним и сынами Израиля» (раби Цадок аКоэн).
«Берешит (В начале) — Хохмой (Мудростью)» (Таргум). «В начале — для Израиля, который называется “началом”» (Раши). «В начале — речение сотворения времени» (Виленский Гаон). «בראשית — ירא שבת» (Зоар).
«Сказал Всевышний Израилю: Поскольку вы освящены Моему Имени до того, как Я сотворил мир, будьте святы, как свят Я» (Танхума). «И весь Израиль свят, ибо мысль об Израиле была первой — в святости мысли. Ведь основа святости в том, чтобы мысль приобщалась к Всевышнему» (раби Цадок аКоэн).
«Ибо Всевышний, Тора и Израиль — одно, и потому сказали в Берешит раба, что мысль об Израиле предварила все… Начало мысли, тайна высшей воли… А воля есть начало всего, как бы полная Божественность» (Нефеш аХаим).
Суббота есть категория «головы», мир мысли. Так и Израиль (ישראל — לי ראש) — цель замысла творения. Их избрание — освящение — вне любых их действий, оно укоренено в воле Всевышнего. «Избрание в сущности, а не за их добые дела, поскольку не сказал, что только, когда они исполняют Его волю, Он избирает их» (Маараль). Так объясняет Бааль аИкарим: «Писание называет любовь Всевышнего к Израилю страстью, сказал: “Страстно возжелал вас Господь и избрал вас” (Дварим 7:7). Страсть — говорится о крайней любви без причины…»
«Без причины», «избрание в сущности» — это заложено в категории «головы бытия», это высшие миры, в которых нет у человека постижения логикой материального мира. Эти миры находятся в категории «дня, который весь — суббота». Потому святость Израиля — это дар: «(Суббота) — великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы тот был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это достоинство не подобает им и не предназначено для них» (Рамхаль).
***
Легко понять, что, несмотря на то, что основная святость святого народа — та, что проливается сверху, каждый индивидуум удостаивается ее в той мере, в какой он освятил себя для нее. «Относительно святости, что привлекается на нас, мы должны делать приготовление и исправление, поскольку тело есть трон для духовного и духовное пребывает на теле в зависимости от подготовки тела. Ведь природа духовного — воздействовать всегда, а материальные объекты получают от него в соответствии с их готовностью. Это подобно бьющему ключу, который всегда бьет, но наполняет свои сосуды водой тот, кто готов получить ее» (Раби Моше Кордоверо).
Основное освящение — это святость мысли. Те, кто постоянно заняты любовью Торы, и их мысль — о ней постоянно, освящаются в своей душе святостью субботы, миром мысли.
О них сказано: «Душа мудреца Торы называется царицей-субботой» (Зоар).
В субботу сыны Израиля должны соблюдать три святости: «Все тройное — со стороны святости».
Святость мысли — не думать о материальных делах, представить себе, что вся работа уже сделана, чтобы мысль была направлена только на Всевышнего и служение Ему.
Святость речи — не говорить о будничном; в книге Зоар много говорится о том, что принимающий участие в будничной беседе в субботу подобен нарушающему субботу.
Святость действия сказана прямым текстом в нескольких стихах Торы: «Шесть дней делай свою работу, а седьмой день — свят, суббота, покой для Господа». (Решит хохма).
Как мы уже говорили, наивысшая святость — это приобщенность мысли. Эта приобщенность служит троном для пребывания дополнительной души. Это высшее сочетание (зивуг) мохин (Хохмы, Бины и Даат), порождающее изобилие открытий во внутренней части Торы в этот святой день.
«Мысль есть категория души, поскольку она учит человека знанию и пониманию в святой Торе» (Нефеш аХаим).
***
«И освятил его — от слова “посвящение”, Община Израиля дана субботе в супруги» (Шла). Наивысшая святость субботы — это посвящение между Израилем и Всевышним.
Это высшее сочетание раскрылось в субботу дарования Торы. «Аллегория с царем, посвятившим в жены женщину. Сказал ей: Поскольку ты посвящена Моему имени, я — царь, а ты — царица; мой почет как твой почет, поскольку ты — моя жена». Так сказал Всевышний Моше: Иди и освяти народ, как сказано: «И освяти их сегодня и завтра». «Посвятил их Всевышний и сказал: Вы будете Мне царством священником и народом святым. Почему? Ибо свят Я, Господь. Так и вы будьте святы, ведь Я посвятил вас Своему имени» (Танхума).
И так в каждую субботу происходит это посвящение: «В субботу — вечный завет между Мной и сынами Израиля…».
Порождением этого посвящения становится дополнительная душа, которой удостаивается святой народ. Этой темой мы будем заниматься в следующем эссе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»