Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Душа, Святость, Рав Эуд Авицедек
В «Предисловии к трем субботам» приведены слова Шла, что Грядущий мир есть категория высшей души (нешамы). Это та душа, которую потерял Адам и все человечество после греха. К этому достоинству, и даже большему, присоединится все бытие в День, который весь — суббота.
Источник бытия этой души — из того высшего мира, из Дня, который весь — суббота. Это «добрый дар», позволяющий человеку удостоиться Высшей субботы. Как писал Ор аХаим: «Знай, что абсолютно невозможно, чтобы человек достиг причин для пребывания в Грядущем мире, кроме как достигнув ответвления от него, будучи в этом мире. Поэтому те, кто не достигнет категории этой души, не будет у них способности отвечать этому высшему определению…»
Его слова нужно понимать таким образом. Грядущий мир есть внутренняя реальность — бытие человека, «ибо идет человек в свой мир» (Коэлет 12:5). Та внутренняя реальность, которая существует в мире служения, будет наслаждаться раскрытием своей награды и построением своего образа в мире воздаяния. Раз так, то человек должен иметь отношение, здесь в материальном мире, к категории того высшего мира. Это мир, отделенный от всего телесного, мир, в котором есть только удовольствия постижения в высшем разуме — «наслаждаться Всевышним и получать удовольствие от сияния Его Шехины.
Дополнительная душа, которая спускается в субботу, дает возможность существовать в этой вечной реальности.
В этом эссе мы постараемся осмыслить мир дополнительной души.
“Сказал раби Йеуда от имени раби Шимона бар Йохая: Все заповеди, которые дал Всевышний Израилю, дал им прилюдно, кроме субботы, которую дал тайно, как сказано: Между Мной и сынами Израиля она — знак вечный… О дополнительной душе сообщено не было, как сказал раби Шимон бен Лакиш: Дополнительную душу дает Всевышний человеку в канун субботы, а на исходе субботы ее забирают от него…” (Бейца 16).
Сокрытие есть категория Грядущего мира, “ничей глаз не видел, кроме Тебя, Бог, того, что Ты сделаешь для ожидающих Тебя”, оно относится к достоинству Грядущей субботы. В каждую субботу еврей возносится к этой высшей категории: “Во всякое время наступления субботы находится человек в мире душ”.
Дополнительная душа относится к внутренней сущности субботы, и поэтому она сама называется субботой: “В субботу дают человеку другую душу, высшую душу, душу, в которой все совершенно, подобно Грядущему миру. И потому она называется субботой” (Зоар).
Попытаемся немного осмыслить и исследовать мир души, называемой субботой.
“Мысль есть категория души, поскольку она учит человека знанию и пониманию в святой Торе. И поэтому она пребывает в мозгу, органе мысли, и она — высший аспект в них” (Нефеш аХаим).
Душа (нешама) есть часть высших миров в человеке. Она духовна и чиста, свободна от всякой материальности, ее действие — мысль.
Душа есть точка соединения человека с его Творцом. По словам Рамбама, “разум, который снизошел на нас от Всевышнего, — это тот клей, что связывает нас с Ним”. Место ее пребывания в человеке — мозг, но после греха Адама сама душа в своей сути не пребывает в мозгу человека, но лишь искры от сияния ее света дают ему разумение, в зависимости от уровня его святости и возвышенности.
Истинное совершенство — это только приобщение к Творцу. В этом суть Грядущего мира, вечной приобщенности. “Грядущий мир — нет в нем ни еды, ни питья… но праведники сидят, и венцы на их головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия”. Это соединение есть истинная жизнь человека, его вечное существование. “Венцы на голове” — это осознание (Даат), которое они приобрели, из-за которого удостоились жизни в Грядущем мире, находящейся с ними» (Рамбам).
Мы удостоились осознать, что мир высшей души — мир разума — это категория Грядущего мира, в котором есть только наслаждение от святого постижения высшего осознания.
«Святость субботы — это мир мысли» (Шла). Суббота есть категория Грядущего мира, «мозг», вознесенный выше семи дней построения мира. «Знай, что суббота подобна голове человека. Ведь голова, вместилище разума, отделена от материальности, и так же суббота свята и отделена от материи…» (Маараль). С этого высшего места изливается дополнительная душа на святой народ. Это категории венцов — Хохма и Бина — постижения мохин (мозга), которыми благословляется Израиль.
Как мы уже объясняли, связь между человеком и Творцом находится в мохин. И более того, эта категория есть корень создания Израиля, который был замышлен (Хохма) прежде всего. «Тайна “Израиль был замышлен” — это тайна сына, происходящего из мозга отца, и из этой реальности — корень душ Израиля… Мы говорим “сыны вы Господу, Богу вашему”. Имеется в виду, что при объединении Всевышнего и Его Шехины происходят души сверху из мохин Абы и Имы (Хохмы и Бины) — души происходят от святого источника» (Решит хохма).
В каждую субботу происходит это высшее сочетание (зивуг) между Собранием Израиля и Всевышним, связь с миром мохин, порождающее дополнительную душу: «Святость Израиля есть соединение Всевышнего и Собрания Израиля, что подобно сочетанию жениха и невесты. И общность дополнительных душ из душ Израиля называется “невестой”…» (раби Цадок аКоэн). Страшно представить себе: каждую субботу Эманирущий выдыхает от Себя новое дуновение жизненной силы, дополнительную душу. И каждый еврей удостаивается ее пребывания в соответствии с тем, как он освятил себя.
**
«Душа человека называется свечей» (Шабат 30).
Еще до рождения человека, прежде, чем вошла в его структуру, называется душа «свечой, горящей у него над головой». Все то время, пока человек не родился, душа его не запечатлена в теле, хотя уже дана; и потому уподоблена свече «над головой» (Маараль).
Зажигание субботних свечей перед наступлением субботы указывает на дополнительное воздействие от света души, которое покрывает человека. Поскольку душа подобна духовному свету, она получает удовольствие от материального света (рабейну Бехайе).
***
«И благословил Бог седьмой день. Раби Элазар говорит: Благословил его свечой. И со мной был случай: один раз я зажег свечу в канун субботы, и пришел и нашел ее на исходе субботы горящей. И не убавилось ничего» (Берешит раба). Дополнительное благословение субботних свечей связано с тайной дополнительной души: «Души — свечи мира. И в ночь субботы распределяют им дополнительную душу, а они — ее свечи» (Шла).
Суть дополнительной души, «куска света, высеченного светом разума», — свечение Торы и ее благословение. «Суббота есть подобие Грядущего мира. Это уподобление осуществляется посредством привлечения чего-то от эдена (наслаждения), которое относится к Грядущему миру, и посредством дополнительной души, которой удостаиваются в субботу, как сказано в Зоаре: “Высшая душа, душа, в которой все совершенно, подобие Грядущего мира…” И об этом сказано: “Свеча Господа — душа человека”, ибо удостаиваются мудрости и слов Торы (в субботу)…» (раби Цадок аКоэн).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»