Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Святость субботы постоянна, она дается свыше Творцом и, в отличие от святости праздников, не зависит от действий человека, — ведь праздники зависят от месяца, который устанавливается судом

В Зоаре объясняется различие между святостью и святыми собраниями (праздниками). Суббота есть сама раскрывающаяся святость, и об этом сказано: «И храните субботу, ибо свята она для вас».

«Первый раз слово “святость” упоминается в Торе относительно субботнего дня уже в рассказе о сотворении мира… И я получил по традиции, что в том месте, где некое слово упоминается в первый раз, находится корень предмета. Итак, корень святости, что есть в мире — это святость субботнего дня, которая есть установленная и постоянная святость. Всевышний установил в Своем мире особое время для благословения и святости, благословив и освятив его» (раби Цадок аКоэн).

Более того, сама заповедь «будьте святы», максимальное совершенство человека, означает освящаться святостью субботы.

«Буква ש (шин) соответствует трем святостям: святости Всевышнего, святости субботы и святости Израиля»

Святость субботы постоянна, она дается свыше Творцом и, в отличие от святости праздников, не зависит от действий человека, — ведь праздники зависят от месяца, который устанавливается судом. «Все вопросы освящения нового месяца для установления точной даты праздников переданы суду. А причина того, что праздники, в отличие от субботы, переданы Израилю в том, что Всевышний установил один день и не оставил его в руках обитателей нижнего мира. Тайна субботы… скрыта и спрятана, и поскольку она в скрытом месте, обитатели нижнего мира не могут постичь много. И потому Всевышний установил один день. Что не так по отношению к праздникам: там люди постигают больше, и потому определения времен переданы им. И сказали: Если освятил его (новый месяц) суд — освящен, если нет — не освящен. Ибо это так: то, что передано нижним, если они не пробуждаются сначала внизу, то и наверху не пробуждается эта энергия, и те свечения, что должны светить, — не светят, ибо пробуждением снизу пробуждается наверху, как написано в Зоаре» (Рамхаль).

Вся святость праздников укоренена в святости субботы, ибо в ней заключается источник святости, нисходящей свыше: «Суббота есть корень всех праздников, которые были освящены. И если бы не освятилась суббота, то и праздников не было бы, как установили в молитве: “…Освящающий субботу, Израиль и времена”, — если бы не суббота, не было бы освящения Израиля, и Израиль не мог бы освящать времена… и потому Он начал с субботы, которая есть корень всего».

«Помни и храни в одном речении» — такова внутренняя форма субботы, и такова же суть святости: три аспекта — «освящайтесь», «будьте святы» и «ибо свят Я». Святость ведет к воздаянию, она — подобие Грядущего мира, мира святости; это отделенное от материального бытие. Его суть — вечное приобщение к Творцу, день, который весь — суббота.

Когда мы говорим о Грядущем мире, речь идет не о мире душ, но о мире воскрешения. Это великое обетование, когда форма человека будет восполнена и в душе, и в теле, и то же относится ко всему мирозданию во всех его деталях. Грядущий мир есть источник качества святости, включающего в единстве своего совершенства, в высшем приобщении, душу и тело. Вся реальность святости в нашем мире есть подобие той высшей святости: «“Я Господь, освящающий вас” — в Грядушем мире, в подобии святости субботы в материальном мире, которая напоминает святость Грядущего мира» (Мехильта).

***

«Суть святости — двойная, ее начало — служение, а конец — воздаяние» (Месилат йешарим). Святость есть полнота двойственности, приведение в соответствие двух миров — мира служения и мира воздаяния. Но ведь в этом заключается и суть субботы: ее деяния двойные, приведение в соответствие между субботой в нижнем мире и ее корнем, днем, который весь суббота.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.