Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Святость субботы постоянна, она дается свыше Творцом и, в отличие от святости праздников, не зависит от действий человека, — ведь праздники зависят от месяца, который устанавливается судом

В Зоаре объясняется различие между святостью и святыми собраниями (праздниками). Суббота есть сама раскрывающаяся святость, и об этом сказано: «И храните субботу, ибо свята она для вас».

«Первый раз слово “святость” упоминается в Торе относительно субботнего дня уже в рассказе о сотворении мира… И я получил по традиции, что в том месте, где некое слово упоминается в первый раз, находится корень предмета. Итак, корень святости, что есть в мире — это святость субботнего дня, которая есть установленная и постоянная святость. Всевышний установил в Своем мире особое время для благословения и святости, благословив и освятив его» (раби Цадок аКоэн).

Более того, сама заповедь «будьте святы», максимальное совершенство человека, означает освящаться святостью субботы.

«Буква ש (шин) соответствует трем святостям: святости Всевышнего, святости субботы и святости Израиля»

Святость субботы постоянна, она дается свыше Творцом и, в отличие от святости праздников, не зависит от действий человека, — ведь праздники зависят от месяца, который устанавливается судом. «Все вопросы освящения нового месяца для установления точной даты праздников переданы суду. А причина того, что праздники, в отличие от субботы, переданы Израилю в том, что Всевышний установил один день и не оставил его в руках обитателей нижнего мира. Тайна субботы… скрыта и спрятана, и поскольку она в скрытом месте, обитатели нижнего мира не могут постичь много. И потому Всевышний установил один день. Что не так по отношению к праздникам: там люди постигают больше, и потому определения времен переданы им. И сказали: Если освятил его (новый месяц) суд — освящен, если нет — не освящен. Ибо это так: то, что передано нижним, если они не пробуждаются сначала внизу, то и наверху не пробуждается эта энергия, и те свечения, что должны светить, — не светят, ибо пробуждением снизу пробуждается наверху, как написано в Зоаре» (Рамхаль).

Вся святость праздников укоренена в святости субботы, ибо в ней заключается источник святости, нисходящей свыше: «Суббота есть корень всех праздников, которые были освящены. И если бы не освятилась суббота, то и праздников не было бы, как установили в молитве: “…Освящающий субботу, Израиль и времена”, — если бы не суббота, не было бы освящения Израиля, и Израиль не мог бы освящать времена… и потому Он начал с субботы, которая есть корень всего».

«Помни и храни в одном речении» — такова внутренняя форма субботы, и такова же суть святости: три аспекта — «освящайтесь», «будьте святы» и «ибо свят Я». Святость ведет к воздаянию, она — подобие Грядущего мира, мира святости; это отделенное от материального бытие. Его суть — вечное приобщение к Творцу, день, который весь — суббота.

Когда мы говорим о Грядущем мире, речь идет не о мире душ, но о мире воскрешения. Это великое обетование, когда форма человека будет восполнена и в душе, и в теле, и то же относится ко всему мирозданию во всех его деталях. Грядущий мир есть источник качества святости, включающего в единстве своего совершенства, в высшем приобщении, душу и тело. Вся реальность святости в нашем мире есть подобие той высшей святости: «“Я Господь, освящающий вас” — в Грядушем мире, в подобии святости субботы в материальном мире, которая напоминает святость Грядущего мира» (Мехильта).

***

«Суть святости — двойная, ее начало — служение, а конец — воздаяние» (Месилат йешарим). Святость есть полнота двойственности, приведение в соответствие двух миров — мира служения и мира воздаяния. Но ведь в этом заключается и суть субботы: ее деяния двойные, приведение в соответствие между субботой в нижнем мире и ее корнем, днем, который весь суббота.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше