Из цикла «Знание Субботы», темы: Избранность, Первородный грех, Суббота, Дарование Торы, Змей, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек
«В час, когда Змей совокупился с Хавой, он внес в нее нечистоту. Когда Израиль стоял у горы Синай, прекратилась их нечистота» (Шабат 145).
У горы Синай был исправлен грех Древа Познания. Попытаемся понять, как принятие Торы исправляет этот грех.
Исправление греха земли и человек
«Как яблоня между лесными деревьями, так друг мой между юношами. В его тени я сидела и наслаждалась, и плод его сладок для нёба моего» (Песнь Песней 2). «Что означает написанное: “Как яблоня между лесными деревьями”? Почему Израиль уподоблен яблоне? Чтобы сказать тебе: Как у яблони плод опережает листья, так Израиль сначала сказал: “Мы выполним”, и только затем: “Мы поймем”». (Шабат 88). В грехе земли — «дереве, делающем плод», заложен и корень греха Адама. В речении «мы выполним и поймем» заключено исправление: — его плод опережает листья.
Действие — плод учения
«Как в дереве основное это плод, так и [для человека] главное не толкование, а действие» (Виленский Гаон, Совершенная мера).
«Одна из основ веры в Тору — что, когда человек исполнит одну из 613 заповедей как следует и как подобает, и нисколько не примешает к ней мирских намерений, но сделает ее ради нее самой, из любви к Всевышнему… удостоится ею жизни в Грядущем мире» (Рамбам).
В этом и заключается плод: совершенный акт заповеди. Но чтобы достичь этой цели, человек должен совершенствовать себя годами в труде и служении. Цель человека — действие, и для этого его душа спустилась в мир действия, чтобы он восполнил себя до этой категории. Но совершенство действия объемлет всю структуру человека: разум, качества-эмоции и телесное действие — это совершенство образа. Совершенное деяние есть плод всего труда человека в Торе и заповедях.
Собрание Израиля пришло к совершенству — во всей Торе, когда приняли на себя: «Мы сделаем и поймем», что «плод опережает листья». Это тема для глубокого размышления.
…«И плод его сладок для нёба моего»
В Торе есть особое качество: удовольствие, которое человек получает от самого труда по ее изучению. Суть Торы — категория Грядущего мира, мира Бины, мира наслаждения и награды. Тора, бывшая забавой Всевышнего издревле, осталась в этой категории, несмотря на то, что спустилась в материальный мир. «Когда ты тяжко трудишься над Торой — забавляйся ей, — ведь мы находим, что Тора говорит: “Господь приобрел меня в начале Своего пути, прежде Его деяний издревле”, а после этого: “И была я Его забавой изо дня в день”. Мы видим, что Всевышний забавлялся ею, и тебе тоже следует так делать» (Рабейну Йона). В благословении на Тору мы тоже просим, чтобы ее изучение было приятным для нас. И все стихи Песни Песней описывают нам наслаждение Израиля, когда они принимают слово Бога — вкус его дерева (труда изучения) и плода одинаковы.
В суботу все мироздание поднимается к своему корню — источнику наслаждения. И так евреи удостаиваются вновь соединиться с чистой душой, миром разума, и получать наслаждение от Торы. В заповедях субботы мы находим замечательное единство между вкусом дерева и плода: заповедь получать удовольствие, «и назовешь субботу наслаждением». В мире служения есть заповедь, которая вся удовольствие! — вкус дерева и вкус плода одинаковы. Это связано с тем, что сущность субботы — быть подобием Грядушего мира, единства дерева (материального мира) и плода (Грядущего мира).
Разумная душа наслаждается, постигая это возвышенное откровение.
Три заповеди, являющиеся заветами, Всевышний заключил с Израилем раньше, чем дал им все остальные заповеди Торы. Заповедь обрезания — при Исходе из Египта. Заповедь языка — само по себе заключение завета на принятие слов Торы. И третий завет — суббота, которую они получили в Маре. Тем самым была устранена «необрезанность», покрывающая мир природы и мешающая признанию Б-га.
Исправление греха луны и человека
«Кто это, что выглядывает, как заря; прекрасная, как луна, ясная, как солнце..» (Песнь Песней 6:10). «Ясная, как солнце» — это дарование Торы, поскольку тогда прекратилась их нечистота и они стали ясными, как солнце в зените» (Виленский Гаон). Израиль называется луной, а в полном соединении с Творцом — он «ясная, как солнце».
Дарование Торы — это «день свадьбы Его». Община Израиля вновь прилепляется к своему Другу. Как пишет Рама относительно освящения новой луны: «И Собрание Израиля вновь приобщится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем… И потому радуются и танцуют, благословляя новый месяц, подобно свадебному веселью» (Рама, Орах Хаим 428).
«Дополнительные жертвы в субботу не содержат жертву за грех, как все остальные дополнительные жертвы, поскольку Община Израиля — Его супруга, и все совершенно» (Рамбан). В субботу нет жертвы искупления за уменьшение луны.
Когда месяц в полнолунии, это полное взаимодействие луны и солнца: «Ясная, как солнце» — все в совершенстве. Когда Община Израиля поднялась на этот уровень, нечистота греха познания — причина недостатка луны — прекратилась, мироздание исправилось, и приговор смерти был аннулирован — «Я сказал: Вы — боги».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»