Из цикла «Знание Субботы», темы: Моше, Суббота, Дарование Торы, Радость, Талмид хахам, Рав Эуд Авицедек, Адам
«Дар, выпавший на его долю» — это дар субботы (Абудрахам, субботняя молитва).
«Песнопение, песня на день субботний» (Псалмы 92). Раби Ишмаэль говорит: Этот отрывок сказал Адам, и был он забыт во всех поколениях, пока не пришел Моше и не обновил его» (Пиркей дераби Элиэзер).
Выше объяснялось, что избавление из Египта произошло в заслугу субботы. В данной главе мы уразумеем, что доля и категория Моше, который избавил евреев из Египта, дал им в наследие субботу и возвысил их до Субботы дарования Торы, — суббота.
* * *
«И увидел их страдания». Увидел, что нет у них отдыха, пошел и сказал фараону: Если рабу не дать отдохнуть один день в неделю, тот умрет. А это твои рабы! Если ты не даешь им отдыха один день в неделю, они умрут. Сказал ему: Иди и сделай им, как ты скажешь. Пошел Моше и установил им субботний день для отдыха» (Шмот раба). «Но на самом деле Моше уже удостоился дара субботы. Сказали мудрецы, что в Египте Моше выбрал для них субботний день для отдыха. Поэтому сказано: “Возрадуется Моше дару, выпавшему на его долю”, ибо это его доля и корень из корня святости Дня, который весь — суббота. И выбрал его по своему усмотрению».
Суббота — его доля, поскольку доля Моше — Тора, а «мудрецы Торы, как таковые, не подлежат порабощению. Ведь всякий порабощенный получает воздействие от порабощающего, а воздействие относится только к материальному, а не к форме и разуму, который, не будучи материальным, не принимает влияния. И поскольку он не принимает влияния, не относится к нему порабощение» (Маараль).
Более подробно: вся реальность построена на противопоставлении материи и формы. Форма — внутреннее духовное содержание объекта. Материя же — обратное: нечто аморфное, без сути и содержания. Форма воздействует, придает духовную сущность; материя получает форму. Форма накладывается на материю. Чем материальнее объект, тем больше он относится к получению и порабощению. Сущность Египта — материя, это народ рабства. А Моше — совершенная форма, и его имя соответствует этому. Моше означает «вынутый из воды», а вода символизирует материю без какой-либо формы. Моше есть форма всего человечества, он дает людям содержание, цель и предназначение — Тору. Понятно, что его реальность — категория субботы, свобода от всякого порабощения. «Нет свободного человека, кроме того, кто занят изучением Торы». Моше родился обрезанным, подобно Адаму, что указывает на его совершенство.
«О Моше и Аароне сказано большее, чем об Аврааме. Об Аврааме написано: “А я — прах и пепел”, а о Моше и Аароне написано: “А мы что?”» (Хулин 89). «Уровень Моше был еще выше… И само различие его ступени от их ступени Всевышний объяснил сам, сказав: “Я Господь” (Авайе), и являлся Аврааму… именем Ша-дай, а Моим именем Авайе не открывался им (праотцам)». Выше объяснялось, что до греха Адам постигал, что Бог «наполняет все миры», совершенное постижение раскрытие имени Авайе. На этом уровне тело полностью аннулируется, и человек соединен с корнем души. Такова была ступень Моше, который достиг уровня «а мы — что?»
* * *
Моше поднялся на гору на сорок дней, чтобы исправить то, что испортил Адам, проклятый тридцатью девятью проклятиями — сорок минус один. Это исправление формы человека, «образа Бога» в мироздании… Число сорок таже соответствует сорока дням беременности, после которых у зародыша появляется форма человека.
Адам своим грехом разделил между высшими и нижними. Шехина, присутствовавшая в нижних мирах, удалилась наверх. Изобилие благословения свыше уменьшилось. За сорок дней Моше удостоился исправить эту порчу и возвыситься, чтобы получить Тору полностью — это полнота приобщения к Древу Жизни, от которого был удален Адам.
«Моше — это тайна Даат» (Зоар).
О качестве Даат (Осознание) мы подробно рассказывали в книге «Знание Молитвы» (Размышление восьмое). Здесь же приведем основные тезисы, имеющие отношение к вопросу субботы.
В Даат есть сила разделения и соединения: это внутренняя система в человеке (и в мироздании), которая соединяет всё в одну структуру. Даат — это ось, соединяющая все части человека (и мироздания), от категории мозга и до мира действия. Сила соединения Даат наивысшая, она накладывается на категорию наслаждения, «ибо нет наслаждения выше».
«Даат — дух святости». Действие Даат — соединение человека с реальностью, находящейся выше него: категория духа (руах) в структуре души соединяется с Хохмой и Биной. Тем самым человек удостаивается высшего сочетания с корнем своей души. Это Осознание возвышает человека, приобщая его к вере, находящейся выше его постижения — к вере в категории Даат.
Это качество, Даат, Осознание, приводит человека к Грядущему миру, к вечному приобщению к Творцу. Даат есть место, где постижения Хохмы и Бины, зрения и слуха, любви и страха, смешиваются в замечательное единство. И совершенное постижение приводит человека и все мироздание к полному исправлению. Таковы принципы, подробно объясненные в книге «Знание Молитвы», имеющие отношение к вопросу субботы.
Размышляющий над данными принципами уразумеет, почему суббота находится в тайне Осознания (Даат). Объясним вкратце.
Суббота есть внутреннее содержание мироздания, она раскрывает его корень и цель. Тем самым она объединяет все будние дни в процесс, цель которого — достижение того дня, который весь — суббота, дня раскрытия царства и единства Творца.
Суббота отделяет человека и мироздание от мира материи и соединяет их с миром души и разума. Цель этого соединения — Грядущая суббота, мир Бины.
В субботу человек проживает веру на уровне упования на практике, вера в категории осознания (Даат).
В этот святой день, человек прилепляется — в контексте наслаждения — к духовной и святой реальности. Это соединение с миром разума на уровне наслаждения, и оно в своей цели достигает вечного приобщения к Грядущему миру. Это соединение с дополнительной душой, происходящей из того мира.
Это день, в который благодать святости свыше снисходит на сердца святого народа. Ее цель — связь на уровне обручения между Общиной Израиля и ее Другом.
Суббота — это день, в который дана Тора, и Община Израиля достигла исправленного сознания — Знания Древа Жизни. Это категория «видят звуки», единство постижений разума (Хохма и Бина) и эмоций (любовь и страх), совершенный уровень связи с Грядущим миром.
Мы объясняли, что печаль спустилась в мир вследствие греха познания. Радость находится только в совершенном мире. Моше удостоился исправить грех познания и достичь уровня субботы — дня радости, когда пришел к совершенству принятия Торы. Он удостоился пребывания в своем теле нешамы — высшей души, — того, что потерял Адам в результате своего греха. «Дар, выпавший на его долю» — это суббота.
***
Это категория Субботы дарования Торы, которой человек удостаивается своими действиями, его возвышение в мир души, приобщение к миру разума. «В еврейском народе есть мудрецы Торы и простолюдины, которые соответствуют будним дням и субботе, и весь Израиль — святые. Но святость простолюдинов — со стороны первой субботы, то есть святость в их корне со стороны Всевышнего. А мудрецы Торы удостаиваются святости второй субботы через их труд по изучению Торы… И ее удостоились все евреи при даровании Торы, став тогда мудрецами Торы» (раби Цадок аКоэн). «Душа мудреца Торы называется царицей-субботой» (Зоар). И сказано в Тикуним, что дополнительной душой, которую получают все евреи в субботу, мудрецы Торы обладают и в будние дни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.