Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю?

Один из самых трудных вопросов, относящихся к иудаизму, связан с понятием "избранного народа". Если Б-г создал мир, чтобы облагодетельствовать всех людей, почему Он не дал возможность всему человечеству воспользоваться этим благом? Почему Тора, являющаяся основным ключом к добру, была дарована только Израилю? Короче говоря, почему есть только один "избранный народ"?

Чтобы понять ответ, надо вернуться к Адаму. Когда был создан человек, роль "избранного народа", если можно в таком контексте вообще говорить о каких-то народах, была предназначена всему человечеству. Не согреши Адам — все его потомки получили бы высшее благо, уготованное Б-гом для людей. Но Адам согрешил, и его дети лишились возможности автоматически стать наследниками предназначенного им блага. В результате, зло стало частью человеческого естества.

Люди первых веков почти совсем забыли о Всевышнем. Лишь несколько человек сохранили традицию служения Истинному Б-гу. Наши мудрецы сообщают (Авот 5:2): "От Адама до Ноаха (Ноя) прошло десять поколений... Все они продолжали гневить Б-га, пока Тот не наслал на них потоп".

Впрочем, у первых десяти поколений оставалась возможность вновь подняться до уровня Эдена. Если бы они воспользовались этой возможностью, все человечество смогло бы стать "избранным" в указанном нами смысле. Мидраш утверждает, что Б-г намеревался даровать Тору поколению Ноаха (Щмот Раба 30:13). Однако десятое поколение оказалось не менее порочным, чем их предки, и было не в состоянии принять Тору. Именно поэтому вода — вместо того чтобы восстановить связь человека с Эденом — уничтожила поколение Ноаха. Как видим, вода — или исправляет людей, очищая их от греха, или уничтожает недостойных.

Потоп не исправил людской природы. Пришли новые поколения, но мир продолжал самозабвенно предаваться разврату и язычеству. За редким исключением почти все люди все дальше удалялись от морали, данной Всевышним. Прошли новые десять поколений после Ноаха, — человечество не спешило исправиться.

В двадцатом поколении, считая от Адама, родился Авраам. Несмотря на то что со дня своего появления на свет он жил в атмосфере язычества, всю свою жизнь Авраам активно искал Б-га и служил Ему. Еще в молодости он понял, что, обретя правду, нельзя жить изолированно от общества, которое о правде не имеет никакого представления. Поэтому он стал первым учителем, распространявшим знания о Б-ге и обучавшим людей Его законам. Заметьте, Авраам не был единственным праведником своей эпохи, но в отличие от других ему удалось вернуть многих к истинным знаниям. Главная же его заслуга заключалась в том, что он передал свою веру потомкам, основав тем самым новый народ. Б-г так сказал о нем {Берешит 18:18,19): "Авраам обязательно станет большим и могущественным народом; все народы земли благословятся им. Ибо Я избрал его, чтобы он заповедал своим детям и своему дому после себя соблюдать путь Г-спода, поступая праведно и справедливо, — чтобы Г-сподь даровал Аврааму все, что обещал ему".

Авраам застал строительство Вавилонской башни, когда единое до сих пор человечество разделилось на множество народов. Нашему праотцу тогда исполнилось 48 лет.

Почему Всевышний выбрал именно Авраама? В нем Он увидел ту силу, которая сможет вернуть человечество к своему Источнику, восстановив статус "избранного народа" для всех людей. Еще до сооружения Вавилонской башни Б-г внес в мир то, что можно назвать духом единства и сотрудничества, даровав тем самым всему человечеству возможность объединить свои усилия и действовать по единой воле, в согласии друг с другом и без общественных потрясений. Идя за Авраамом, люди получали реальный шанс восстановить в себе состояние, которое было присуще Адаму, живущему в саду Эдена. Но вместо этого люди объединились для строительства башни.

Как только человечество добровольно лишило себя перспективы стать "избранным народом", оно моментально было разделено на отдельные национальные группы. Тора в связи с этим сообщает {Берешит 11:9): "Смешал Г-сподь язык всей земли и ... рассеял (народы) по земле".

Каждому народу был дан собственный язык и отдельная задача в этом мире. Причем дети Авраама тоже должны были стать народом с возложенной на них особой задачей служения Всевышнему. Вот что об этом сказано в Торе {Дварим 32:8,9)'. - поставил Он границы народам в соответствии с числом сыновей Израиля. Ибо доля Г-спода — Его народ, Яаков — Его наследственный удел.

Когда Всевышний дал наделы народам, когда разделил потомков Адама

Впрочем, шанс вернуть себе статус "избранного народа" был дан и другим народам. Мидраш рассказывает, что, перед тем как даровать Тору Израилю, Б-г как бы предложил ее всем существовавшим тогда народностям. Но они отказались принять ее {Авода Зара 26). В чем выражалось это действие — "как бы предложил"? И что означает выражение "отказались"? Говорится, что Б-г "заглянул" в сущность всех народов и увидел, что ни один из них не может сохранить Тору на протяжении тысячелетий, нет среди них ни одного, кто не изменит ей, творя свою национальную историю. Лишь Израиль оказался достойным получить Тору, чтобы в конечном счете стать избранным народом. Избранным для Торы.

С помощью Торы еврей может возвыситься до уровня Эдена. Вот почему евреям надо было погрузиться в микву, прежде чем принять Тору. С помощью вод миквы удалось восстановить утраченную связь с Эденом.

То же относится к любому человеку, желающему в наше время перейти в иудаизм. Ему также надо восстановить свою связь с Эденом, ибо в этом состоит основной элемент концепции избранности. Такова одна из причин, почему новообращенному необходимо погрузиться в микву.

Со временем человечество достигнет высшей ступени постижения того блага, что даровано нам Всевышним. Тогда весь мир вернется к состоянию Эдена, о котором пророк возвестил (Йешая 51:3): "Превратит (Г-сподь) пустьюи в Эден, степь — в сад Г-спода". При наступлении той поры весь мир станет чистым; нечистота исчезнет навсегда. Через Своего пророка Творец сказал (Зехария 13:2): "Дух нечистоты удалю с земли".

Наступит время, когда все человечество достигнет совершенства, которое приготовлено ему с самого начала. В мире установятся согласие, совершенство и полная гармония, так что все столкновения и конфликты, постоянно сопутствующие людям, навсегда исчезнут. Б-г сказал Своему пророку (Йешая 11:9): "Не будут делать зла и не будут уничтожать... ибо полна земля знанием Г-спода, как воды покрывают море".


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли