Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Память, Праведник, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек
«Помни день субботний — в тайне завета, который Йесод, и соединен с Йосефом, и потому Йосеф называется “субботой”, ведь Йосеф называется “всё”, и суббота также называется “всё”» (Зоар).
Здесь мы будем говорить о категории «помни» в субботу. В этом аспекте суббота связывает между будними днями — материальным миром, у которого нет самого по себе благословения и святости — и Высшей субботой — источником благословения и святости в мире.
Память — это сила, которая с новой жизненностью оживляет в человеке события, которые он пережил в прошлом. Память хранит в человеке всю информацию, которая приобретена им на протяжении многих лет. Память обеспечивает возможность связи и соединения между людьми, поскольку все эти связи (семья, дружба и т.д.) хранятся у человека в памяти. Память стоит в основе соединения человека и Творца: Шесть вещей, которые Тора обязывает помнить постоянно — Основы веры, Тора. Память стоит в основе построения Торы в человеке и его соединения с ней, она строится на приобретении эрудиции, способов изучения и приобретений в Торе, над которыми человек трудится годами — память, сохраняемая в течение тысяч лет и сотен поколений.
Без этой способности нет никакой возможности творческой жизни и связей и отношений между человеком и Всевышним, человеком и его ближним. Память стоит в основе создания самой жизни, поскольку только присоединение к корню жизни дает возможность привлечения изобилия для создания новой жизни.
Забытье есть смерть. Память же есть основная и внутренняя сила жизни человека. Способность соединения с разумом, стоящая в основе всего вышеперечисленного, есть корень жизненности человека, она соединяет его с Творцом, с Грядущим миром, с Торой. Память не только стоит в основе всего этого, но она также соединяет все структуры человека в эти категории.
«В общем смысле, памятование будет днем, а хранение — ночью… и дневное благословение называется кидуша раба, великий кидуш, и пойми это. На самом деле, на качество “помни” содержится намек в повелительной заповеди, и оно исходит из качества любви, ибо исполняющий приказ своего господина — любим им…» (Рамбан).
День связан со свечением качества Хесед. Основное воздействие благословения и святости субботы происходит днем.
Это суббота, стоящая в тайне «Имя Ша-дай снаружи» — сокращение всего мира деятельности и физических работ. В ней светит «Имя Авайе внутри» — изобилие Торы, несущей в себе благословение для мироздания.
Это суббота, напоминающая всему человечеству о своем источнике — Торе, и тем самым включающая всю реальность в одну структуру, страстно стремящуюся стать сосудом для получения этой высшей благодати с небес.
Это суббота, объединяющая небо и землю, свечение Грядущей субботы — мира Бины для привлечения ее влияния на Нижнюю субботу — Субботу Творения, находящуюся внутри природного процесса. Это великолепие (Тиферет) Субботы дарования Торы — основы существования мира — которая объединяет небо и землю.
После всего, что было объяснено в нашем эссе, нет нужды подробно объяснять связь между праведником и субботой. Праведник, качество которого — Йесод, соединяет между нижними и высшими. Он ограничивает себя в категории телесности (Ша-дай снаружи) и прилепляется к корню святости души (Авайе внутри). Он напоминает всем об их духовном корне, об их цели в жизни, он указывает, как вернуться и прилепиться к Создателю, и он низводит свыше изобилие Торы, чтобы учить их. Праведник, во внутреннем мире которого царит мир между душой и телом, может объединить духовное и материальное — небо и землю — и тем самым снискать воздействие святости и благословение для всего мироздания. Он — источник жизни мира. «Земля на чем стоит? На одном столпе, и Имя Его — праведник, как сказано: “А праведник — основа мира” (Хагига 12). Праведник — суббота мироздания».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.