Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

Полное имя этого пожилого седовласого человека — рабби Менахем-Мендл Тауб. Широкой публике он известен благодаря своему титулу. «Адмор из Калива», лидер общины выходцев из венгерского местечка Калив, он же Надькалло, является одним из известнейших израильских раввинов.

Внешность рабби Тауба довольно необычная. Длинные седые пейсы и отсутствие бороды делают его похожим на доброго волшебника из сказок. Гладкий подбородок раввина — результат опытов, которые проводили над ним в нацистских концлагерях. Адмор побывал в Освенциме и Берген-Бельзене, прошел кругами ада в Бреслау и Варшавском гетто…

Катастрофа оставила неизгладимый след и в душе рабби Тауба. Его братья погибли, община была разгромлена. Адмор из Калива, который проживает в Израиле и дает уроки по всему миру, на каждой своей лекции просит, чтобы присутствующие встали и вместе с ним прочли молитву «Шма, Исраэль», «Слушай, Израиль» в память о евреях — жертвах нацизма.

В последние годы адмор уделяет немало времени проекту создания религиозного музея Катастрофы. Музей планируется построить в Иерусалиме, в районе, в котором проживают каливские хасиды.

Хлебные крошки как символ единства

По мнению раввина Тауба, современному обществу есть чему поучиться у узников гетто: «В Варшавском гетто имел место следующий эпизод. Меня и моих товарищей на два дня заперли без еды и питья. Мы выжили, благодаря хлебным крошкам.

Все узники вывернули карманы, и вскоре на столе образовалась небольшая кучка крошек. Их было решено использовать в качестве НЗ, неприкосновенного запаса на случай, если кто-нибудь начнет терять сознание от голода. Такие единство и взаимопомощь сегодня редки. Люди не готовы делиться с ближними, они завидуют и ненавидят друг друга. Почему? Почему?»

Как помочь душам шести миллионов?

Израильские СМИ из года в год упрекают религиозную публику за то, что ее представители отказываются вставать во время сирены, которая раздается в День Катастрофы. Что думает по этому поводу адмор из Калива, для которого Холокост является частью личной биографии?

«Любые поступки человека должны преследовать практическую цель, “тахлес”, как говорят на идише — поясняет рабби Тауб. — Если зазвучит сирена, и вы вытянетесь по стойке смирно, это как-нибудь поможет душам шести миллионов евреев? Я спросил своего помощника, что он обычно делает во время сирены. Он ответил: открываю том Мишны и учусь в память о погибших. Это и есть та практическая цель, о которой я говорю».

Важно уточнить, что в рамках еврейской многотысячелетней традиции, существуют практические действия, благодаря которым еврей влияет на души умерших. Это — чтение поминальной молитвы «Кадиш», изучение Мишны, благотворительность. Такие действия приносят конкретную пользу не только людям здесь, в этом мире, но и душам, находящимся в «том» мире. Тогда как стояние под звуки сирены — всего лишь попытка навязать новый обычай, никак не связанный с еврейской традицией.

Адмор из Калива считает, что вспоминать о Катастрофе надо не раз в году, а ежедневно. По утрам, после молитвы «Шахарит», рабби Менахем-Мендл Тауб вместе со своими хасидами сообща произносит молитву «Шма, Исраэль» в память безвинно погибших евреев.

Евреи должны быть дружелюбнее

Рабби Менахем-Мендл Тауб никогда не принадлежал к партиям или политическим течениям. По его словам, надо отрицательно относиться к партиям и тому подобным организациям, но положительно — к конкретным евреям, которые в этих организациях членствуют.

Когда раввина спрашивают, что бы он хотел пожелать еврейскому народу, адмор без запинки отвечает — братские чувства: «Я молю Всевышнего, чтобы евреи стали дружелюбнее относиться друг к другу. Кроме того, я молюсь, чтобы Он уберег от бед наш народ и святой город Иерусалим. Как сказано в Книге Теиллим: “Иерусалим! Горы вокруг него, и Г-сподь вокруг народа своего отныне и вовеки”. Пусть те наши братья, которые отрицательно относятся к иудаизму, вернутся к своим корням и воочию увидят свет Торы, который был скрыт от них на протяжении многих лет».


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»