Из цикла «Тора и Психология», темы: Душа, Переселение душ, Психология, Медицина, Память, Смерть, Страхи, Ефим Свирский, Материалы для Бней Ноах
Перед нами две модели и несколько видов страхов. (см. предыдущий отрывок) Будем "идти по списку" и смотреть, как в каждой из моделей можно избавиться от данного вида страха.
Страх смерти
Прежде чем начать говорить о том, что сообщает нам еврейская традиция, посмотрим, каково мнение современной науки. Оказывается, науке издавна известно такое явление, как гипноз. Раньше в нем видели что-то мистическое и потустороннее, но теперь никто не отказывает гипнозу в праве на существование в качестве хорошо проверенного средства диагностирования, лечения и психологической профилактики.
Природа гипноза еще не во всем ясна, но основные его свойства известны. Одно из таких свойств: ограниченность применения. Ведь чем является гипноз в представлении обывателя? Это такой способ влияния на психику человека, когда последний как бы теряет способность к самоконтролю и полностью попадает под влияние того, кто его загипнотизировал ("усыпил"). Так вот, ни под каким гипнозом нельзя заставить человека сделать вещи, которые он считает аморальными и не делает в обычном состоянии. Гипноз помогает концентрироваться, мобилизовать свои внутренние ресурсы, которые в обычном состоянии, как правило, остаются невостребованными, он улучшает память, открывает доступ к подсознанию. Человек под гипнозом может вспомнить детали эпизода, о котором он давно забыл. Под гипнозом можно "вернуться" в далекое детство – по крайней мере, существуют методики, которые помогают вызвать в памяти картины самых ранних дней нашей жизни. Ученые медики давно используют такие методики для лечения ранних психологических травм. Для излечения нужно убрать причину, приведшую к такой реакции, но не саму реакцию защиты, иначе одно из двух: или лечение закончится безрезультатно, или на месте вытесненного бреда возникнет другой. Но в случае "воспоминаний прошлых жизней" клиническая картина прямо противоположна. Вспоминая, т.е. работая над травмами в прошлой жизни, человек избавляется от следствий этих травм в этой жизни. Происходит точно так же, как если бы он вспомнил давнюю детскую травму и тем самым от нее излечился...
Но нам интересно не это. Эксперименты показывают, что иногда человек, погруженный в гипнотический транс, начинает "вспоминать" картины столь отдаленного прошлого, что его уже нельзя назвать детством. Перед глазами внутренней памяти оживают эпизоды чьей-то чужой, давно прожитой жизни. Никакое объяснение, кроме перерождения душ, тут не подходит.
Конечно, можно смотреть на это явление, как на бред. Но беда в том, что от бреда нельзя излечиться пересказыванием самого бреда, ибо он – своего рода защитная реакция нашей психики на определенные разрушительные воздействия
Была еще одна гипотеза, утверждающая, что мы имеем дело с генной памятью, когда некоторые картины "фиксируются" обычной памятью, а затем на генном уровне передаются потомкам. Но в том-то и дело, что часто перед погруженным в специальный гипноз человеком возникают картины, заканчивающиеся смертью "наблюдателя". Эпизод с фатальным исходом не может быть передан потомкам, а особенно такой эпизод, когда не было никаких свидетелей. Поэтому остается предположить: перед нами свидетельство бессмертия души.
Когда-нибудь наука продвинется глубже в понимании странных воспоминаний, хранящихся в таинственных отделах нашей памяти, – ученые все еще заняты сбором подобных случаев. На сегодня их собрано уже десятки тысяч. Так или иначе, как только мы начинаем сознавать, что наша душа уже жила в прошлых воплощениях, пропадает гнетущий страх смерти. Мы видим, что ничего не забывается. А отсюда следует прямое следствие: раз ничего ие исчезает и не забывается – значит, мы за все в ответе. Значит, впереди нас ждет нечто такое, куда мы придем и где с нас будет спрошено за все наши поступки.
Вывод: человеку, живущему в согласии с моделью "Б-га нет", не дано покончить со страхом смерти; в то время как в модели "Б-г есть" от такого страха можно избавиться.
Модель атеиста. Этот страх в этой модели можно только загнать глубоко внутрь и поменьше о смерти думать. Все-таки иногда этот страх прорывается наружу – например, при посещении кладбища или когда человек остается один; особенно при приближении старости, а также во время серьезных болезней и разного рода происшествий, участниками которых мы изредка бываем (аварии на дорогах и пр.). Сама модель этот страх и порождает. Человек искренне верит, что он пропадает со смертью. Жизнь ему представляется коротким мигом между двух черных провалов небытия. Опыт говорит ему, что его не было до рождения; простая экстраполяция свидетельствует, что таким же образом его не будет после смерти.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»