Из цикла «Врата в молитву», темы: Цдака, Миньян, Сидур, Духовный мир, Теилим, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Заслуги, Кавана, Рав Шимшон Пинкус, Единство еврейского народа, Мужи Великого Собрания
Хилуй — как сказано в Торе, «и уговаривал Моше Всевышнего, Б-га своего: Зачем, Г-сподь, возгорится Твой гнев на народ Твой…» В трактате «Брахот» (32) есть несколько описаний той самой молитвы Моше, однако в простом понимании, его молитва шла в форме аргументов к Творцу и уговоров, как сказано там: «Зачем, Г-сподь, возгорится Твой гнев на народ Твой…», «зачем давать повод египтянам…», «вспомни заслуги Авраама». В других местах ТаНаХа мы тоже находим эту форму молитвы, как сказано в Йове (гл.11): «многие уговаривали Тебя». Смысл ее — умилостивить и задобрить Всевышнего. В Писаниях и изречениях мудрецов мы находим эту форму молитвы — посредством аргументов и уговоров. Она приводится и в молитве Ханы, которая говорила Всевышнему нечто подобное этому: «Все, что Ты создал, имеет цель… из всех бесчисленных воинств, созданных Тобой во вселенной, неужели Тебе тяжело дать мне одного сына?» Говорят наши мудрецы: «Кто подобен этому народу, умеющему уговаривать своего Создателя?» Ведь народ Израиля чудесным образом, в силу святости своей, знает, как и чем «уговорить» Всевышнего. Это просто поразительно! Ведь каждого человека можно успокоить и уговорить особым, подходящим именно для него образом. Так кто же может постичь эту тайну Всевышнего — узнать глубину Его желания, и как именно Его можно умилостивить и уговорить, ведь сказано (Йешаяу, 55): «Насколько выше Небеса земли, настолько выше Мои пути ваших путей и Мои мысли ваших мыслей», и кто может постичь, чем можно умилостивить Творца? Однако народ Израиля находится «в глубине Его сердца» (трактат «Нида», 20), это тот великий народ, которому Всевышний раскрыл данную тайну — чем можно Его умилостивить и уговорить.
И весь порядок молитвы, который мудрецы Великого собрания установили посредством своей величайшей святости, своего высочайшего духовного уровня — они знали, как именно следует просить у Творца, какими словами выражать наши молитвы и нужды. Насколько поразительно величие составленных нашими мудрецами молитв: ведь даже если не задумываться над глубочайшим смыслом этих слов, имеющим огромную скрытую силу, а просто то, что они установили на все поколения порядок просьб, которые будут угодны Творцу — это уже само по себе потрясает! К примеру, сказанное «прости нам, Отец наш» — это мольба о прощении Всевышнего за наши грехи, тем, что Он — наш Отец, а также «поскольку Ты прощаешь и милуешь» — это причина, чтобы Ему стало угодно простить грехи, ведь Он — прощает и милует. И так — все благословения в молитве, которую установили наши мудрецы в силу своей великой святости, исходящей из глубокого понимания Торы. Они знали все пути Всевышнего, знали, как Его умилостивить, и какова Его воля.
На первый взгляд, в этом моменте пути Небес скрыты от нашего понимания, ведь если довод, которой приводят — истинный, то какой смысл его высказывать, ведь «Он — Твердыня, цельны Его деянья… Он — Б-г верный, и нет кривды, праведен…», так что нет никакой нужды доказывать Ему что-то. А если этот довод недостаточный, то чем он поможет, будучи неистинным? Но на самом деле, это вовсе не так. В трактате “Бава Кама” (49) приводится история о дочери Нехунии, роющего колодцы[1]. Однажды его дочь упала в такой колодец, и об этом сообщили раби Ханине бен Доса. «Праведник так трудился над этим, и по этой же причине пострадает его потомство?» — сказал раби Ханина. Он помолился, и девочка спаслась. Однако, сказал раби Аха, что несмотря на это, сын этого праведника умер от жажды. Это очень непонятно — ведь утверждение «праведник так трудился над этим — как может по этой же причине пострадать его потомство?» — это чрезвычайно веский довод, почему же тогда его сын умер от жажды? Комментарий на это место в книге «Шита Мекубецет» говорит: «я сказал», т.е. высказал эту мысль Всевышнему, и Он согласился с моими словами, поскольку Всевышний обычно соглашается с мнением праведников поколения. А сын раби Нехунии умер тогда, когда раби Ханины уже не было в живых. Подобное мы находим и в трактате «Хагига»: в небесной ешиве[2] не приводили слова Торы от имени раби Меира, потому что он учился у Элиши бен Абуя[3], пока не сказал раби Абау пророку Элияу: «Какое это имеет значение? Он (раби Меир) нашел орех, съедобное вытащил из него, а кожуру выбросил!» Всевышний согласился с этим доводом, и с тех пор говорили, что эти слова Торы получены от раби Меира. То есть, несмотря на то, что этот довод был правильным, в любом случае следовало высказать его Всевышнему. Имеется в виду, что есть и другие стороны у этого дела, как сказано в том месте в Гемаре: «Всевышний взыскивает с праведников даже за мелочи толщиной в волосок». Когда раби Ханина высказал свой довод, его молитва помогла в том, что Всевышний согласился с ним. А когда раби Ханины уже не было в живых, некому было высказать этот довод, поэтому он не был принят в расчет, и не мог быть реализован.
В этом и заключается смысл молитвы хилуй: ведь на самом деле есть множество веских и замечательных доводов избавить нас от бед, таких, как: «Зачем будут говорить другие народы: “Где же Б-г ваш?"”, “Что Ты совершишь ради Своего великого Имени”, “Мы — твоя паства, а Ты — наш пастырь”, и точно так же для каждого (еврея) в отдельности, как сказано у пророка: “Он (еврей) будет называть Меня: Ты — Отец мой”. Да и само по себе слово Элокай (Б-г мой) — это не только большая просьба, но и мощный, настоящий и великий довод за то, чтобы избавить каждого сына Израиля от всех его бед, и одарить его всеми благами, ведь если Ты — Б-г, а смысл слова Б-г — Элоким — это Обладающий добром и милостью, и безграничной силой, да еще и мой Б-г, то что мешает Тебе [одарить меня необходимыми мне благами — прим. пер.]? Все это так, но именно, когда это утверждение высказывают Всевышнему, а когда не высказывают — само по себе оно “не слышно” на Небе, да и есть другие, противоположные ему, которые мешают его исполнению. Однако когда мы молимся и высказываем данные доводы, эти слова угодны Всевышнему, и поднимаются к Нему.
Получается, что здесь нужны два фактора: во-первых, чтобы это утверждение (довод) было истинным, чтобы это было правильным рассуждением, которое будет угодно Всевышнему. Во-вторых — должен быть тот, кто выскажет этот довод и это рассуждение перед Всевышним, и по поводу второго момента нам уже обещано, что молитва любого еврея желанна и принимаема Творцом. Наши мудрецы учат из аналогии между молитвой Моше и молитвой нищего, что как молитву Моше, так и молитву последнего бедняка из народа Израиля Всевышний принимает с желанием. Конечно, с точки зрения качества доводов и рассуждений, лучше пользоваться доводами, которые уже установили величайшие праведники, как, например, молитвы нашего великого учителя царя Давида в книге “Теилим”, а так же весь порядок молитв, который установили мудрецы Великого Собрания, и остальные молитвы и мольбы, составленные нашими великими святыми предками, которым были ясны и понятны пути Небес.
И хотя каждый человек должен умножать молитвы и мольбы обо всех своих делах, посредством всех форм молитвы, но что касается молитвы хилуй, по-видимому, именно о таком случае сказано: “Ведь Всевышний — на Небе, а ты — на земле, поэтому пусть будут твои слова немногими”. Ведь очень трудно понять, как “уговаривать” Всевышнего, и с легкостью можно докатиться до того, чтобы начать предъявлять Ему претензии, не дай Б-г. Только о наших постоянных молитвах нам точно известно, что это доводы и просьбы, которые поистине желанны Творцу, и такова Его воля — чтобы мы старались умилостивить Его этими доводами. Вся книга “Теилим” — это уговоры и доводы, которые всегда желанны Всевышнему. Но чтобы каждый высказывался, исходя из своей собственной логики — есть в этом большая опасность.
Тем не менее, когда мы пользуемся молитвами, составленным мудрецами прежних поколений, которые все любимы и приятны Творцу, мы должны всей душой присоединиться к их словам, влить в них понимание и желание, и поднять их к Всевышнему, осознавая, что хотя и нет никого, кто обладал бы правом предъявлять претензии Творцу, Его личное желание — чтобы мы высказали Ему эти вещи в нашей молитве.
Тот факт, что мы обращаемся к Всевышнему напрямую (во втором лице) и также упоминаем Его косвенно (в третьем лице) — это один из фундаментальных принципов Торы. (К примеру, “благословен, Ты, Г-сподь, Б-г наш” — это обращение напрямую, а “выращивающий хлеб из земли” — это косвенное упоминание). Ведь несмотря на то, что мы разговариваем с Всевышним напрямую, как друг с другом, следует знать, что лишь по Своей величайшей, безграничной милости Он позволил нам, чтобы у нас была связь с Ним и напрямую. Однако на самом деле Творец чрезвычайно возвышен, Он — за пределами любого нашего восприятия и осознания. Поэтому и в путях молитвы есть две стороны: первая — есть законы молитвы, воспринимаемые нашим разумом и постижимые нами, то есть сама по себе просьба о милосердии, обращенная к Нему, благодарность и прославление Его. А вторая — законы и сгулот[4], от которых зависит целостность, совершенство молитвы, несмотря на то, что порой они непонятны и непостижимы разумом.
Разумеется, основная сила молитвы в том, что она выражает собой простое общение напрямую между человеком и его Создателем, как сказано в “Пути праведных”: “Как будто человек говорит со своим близким другом, а тот внимательно его слушает”. В этом диалоге есть величайшее реальное соединение с Всевышним, и чудесное наслаждение, чей источник — в святости, как известно каждому, кто хотя бы однажды удостоился помолиться настоящей, совершенной молитвой, “как новорожденный младенец” [т.е., как чистый от греха и дурных помыслов — прим. ред.]. Но вместе с тем, нельзя забывать, что в молитве есть и другие смыслы и аспекты. Ведь часто происходит так, по природе человека, что, когда он вдруг осознает какую-то возвышенную духовную идею, он уже не видит ее остальных сторон. Так и в молитве — порой, ощущая невероятное воодушевление от соединенности с Всевышним, исходящее из возможности говорить с Ним напрямую, человек забывает, что в молитве есть и другие процессы тайных и скрытых от человеческого понимания Небесных путей.
Например, в молитве есть законы — какая молитва считается более хорошей, более “качественной”, а какая — менее, в частности, мы знаем, как велико достоинство общественной молитвы. Нередко случается среди тех, кто начинает свой путь в истинном служении Творцу, что им тяжело смириться с тем, что есть разница между местами, где молятся, либо разница во времени, когда молятся. Такой человек может подумать в сердце: “Я ведь разговариваю с Всевышним, и какая разница — делаю ли это в миньяне, или в одиночку”. А когда он читает сказанное мудрецами по поводу преимущества общественной молитвы (см. трактат “Брахот”,8), в глубине сердца он может, не дай Б-г, даже пренебрегать этими словами, и думать: “Ну, это все только для простых людей, которым нужны дополнительные меры, чтобы Всевышний принял их молитву, а тому, кто удостоился по-настоящему ощутить близость Творца, какая ему разница, молится он один или вместе с другими? Чего не хватает в его одиночной молитве, ведь Всевышний реально, по-настоящему слышит его!” Точно так же и другие законы, ограды и обычаи, которыми полны книги мудрецов прежних поколений — порой такому человеку кажется, что все это относится лишь к простым людям, но не к тем, кто воспринял и постиг смысл молитвы во всей ее мощи и красоте.
Все это — страшная ошибка и неверное мировоззрение, и многие пали его жертвами, много ущерба оно нанесло еврейскому народу. Ведь вспомним, что произошло с Надавом и Авиу, сыновьями Аарона. Конечно, мы не смеем судить, не дай Б-г, о наших святых предках. Мы лишь пытаемся понять в рамках изучения Торы по прямому пониманию текста: в этом и заключалась их ошибка — в радостный для Творца день (день освящения Мишкана), они воскурили кторет без того, чтобы это было заповедано. Они сделали это потому, что видели силу своей близости к Творцу, и позволили себе усилить эту близость по велению своих сердец, а не в соответствии с педантичным исполнением “сухих” алахот, данных им их учителем Моше. Они посчитали, что эти алахот предназначены лишь для тех, в чьем сердце не пылает огонь любви; любимые же и приближенные к Творцу люди, неразрывно соединенные с Ним, могут действовать согласно тому, что им подсказывает сердце. А это страшная ошибка! [И они были тяжело наказаны], как сказано: “близкими Мне буду освящен” — ведь Всевышний намного выше любого человеческого восприятия, свято и грозно Имя Его, поскольку, несмотря на всю мощь Своего присутствия, Он, тем не менее, абсолютно скрыт от нас, и так же, как “не таковы Мои мысли, как ваши мысли”, так и “не таковы ваши пути, как Мои пути”. [Поэтому, выходя за рамки закона, даже если пылающее сердце подталкивает к этому, мы оказываемся в опасности отойти от воли Творца, а следовательно — и от самой жизни, как сказано (Теилим, 30): “Жизнь в Его воле”. — прим. ред.] Так что тому, кто желает, чтобы его путь был успешным, следует подчинить себя путям Небес даже там, где вещи кажутся ему сухими и далекими от человеческого постижения.
Поэтому каждому, посвятившему себя служению Всевышнему, кто приближается к Творцу, вместе с ощущениями любви и близости, которые он чувствует, следует трепетать перед законами Торы, принимать ее советы и пользоваться ими, чтобы достичь настоящей близости, а так же верить и доверять словам Торы и ее мудрецов, поскольку только их слова по-настоящему раскрывают волю Творца.
Когда мы говорим о молитве, нужно помнить об одном важном правиле: у нас есть возможность пользоваться мощной силой наших предков, столпов мира. Эта сила заложена именно в постоянных молитвах, установленных нашими предками. Сказано: “ведь Б-г — на небе, а ты — на земле”, то есть, если человек желает предстать пред Престолом Славы Творца, кто поднимет его на Небо, чтобы он предстал в молитве перед Всевышним? И действительно, о нашем праотце Аврааме сказано (“Йеошуа”, 14): “Человек, величайший из великих”. То есть, наши праотцы — это лестница, стоящая на земле, но вершина ее доходит до неба, и если мы сумеем вознестись, “стоя на их плечах”, то сможем и мы достичь Престола Славы. Об этом сказали наши мудрецы (трактат “Брахот”,26): «Авраам установил утреннюю молитву — шахарит, Ицхак установил дневную — минха, а Яаков — вечернюю, аравит». То есть, когда человек молится шахарит, он пользуется силой нашего праотца Авраама, и сила праотцов поднимает его и его молитву так, что он встает перед Всевышним. Точно так же действует и текст молитвы, установленный мудрецами Великого Собрания, а именно — величественный порядок молитвы, которым мы пользуемся до сих пор. Рав Хаим из Воложина в своей книге “Нефеш а-Хаим” подробно объясняет, что мы пользуемся силой ста двадцати мудрецов, некоторые из которых (трое или четверо) были еще и пророками, и они установили этот текст молитвы, и все святые и великие слова, которые она содержит.
Можно привести этому пример: если человек бросает железное ядро в крепостную стену, чтобы разрушить ее, то, разумеется, оно должен обладать невероятной мощью, чтобы разрушить стену. Но если это ядро содержит взрывчатку, достаточно легонько бросить его, и уже прозвучит мощный взрыв, и стена разрушится. В этом и есть смысл постоянных молитв, в которые наши праотцы и мудрецы Великого Собрания заложили огромную, могучую силу, такую, что тот, кто молится словами этих молитв, разрушает крепчайшие стены, отделяющие человека от его Создателя. Причем в противовес этому, он строит великие возвышенные здания, и невозможно даже представить себе мощь молитвы, исходящей из заложенной в ней силы праотцов. Когда человек молится шахарит, великая мощь молитвы — это сила нашего праотца Авраама; минха — это сила Ицхака, аравит — это сила Яакова. Причем сила и величие этих молитв находятся намного-намного выше силы самого молящегося и его духовного уровня. В этом особая сила молитв, которые нам дали — что маленький человек может воздействовать на высшие миры силой праотцов и Мужей Великого Собрания.
То же относится и к чтению “Теилим”, величайшей книги, составленной царем Давидом, в которую включены все виды молитв и просьбы, возникающих в сердце каждого еврея, за любое горе и любую беду, а также все прославления и восхваления Творца, которые будут необходимы человеку до конца всех поколений. Все это царь Давид, посредством своего руах а-кодеш (духа святого постижения), вложил в псалмы Теилим, как написал Рамбам в “Законах царей”, что сердце царя — это сердце всего народа Израиля, и поэтому все служение сердца всех евреев заложено в нем. Поэтому тот, кто читает Теилим, обладает силой и мощью царя Давида, то есть, находится намного-намного выше силы душевного настроя, который он сам может включить в свою молитву. А сейчас, когда он произносит строки Теилим, он выступает с силой царя Давида, то есть, как будто сам царь Давид встает и молится об этом человеке! Очевидно, что это великая чудесная сила, которая в состоянии разрушить любую “укрепленную стену” обвинения и спасти от любой беды, которая приходит в мир.
Чтение Теилим — это замечательная привычка, и в прошлых поколениях люди читали очень много Теилим, читали просто бесконечно. Замечателен удел человека, который вырабатывает в себе эту привычку читать Теилим каждый день, и заканчивать всю книгу каждую неделю или хотя бы каждый месяц, и добавлять к этому еще, как средство против любой возможной беды или опасности. Как любая хорошая привычка, и эту привычку вначале будет трудно выработать, но если человек будет настойчиво продолжать, то со временем это станет его неотъемлемой частью. Замечателен удел того, кто привьет себе эту привычку, и удостоится этим усиленной помощи Свыше во всех своих делах, и преуспеет во всем.
Сказано в книге “Нефеш а-Хаим” (гл. 2, п. 13): “члены Великого Собрания, которое состояло из 120 великих мудрецов, а из них — несколько пророков, сумели составить такое потрясающее и великое сочинение, вложить и спрятать в постоянную и упорядоченную в единую форму молитвы исправление всех высших и низших миров, порядок частей Маасе Меркава (тайн Б-жественного управления). Любой понимающий человек осознает, что такое невозможно составить, если бы не высшее пророчество и дух святого постижения, снизошедшего на них от Творца с невероятной силой, во время составления формы молитвы и благословений. Он, благословенный, вложил в их уста эти считанные выверенные слова, в которых содержится вся сила исправления миров”.
Это станет понятно в свете сказанного в трактате “Хагига” (12), что человек был размером от одного края мира до другого, как сказано: “в день, когда Всевышний создал человека на земле, он был размером от одного края небес до другого”. Когда же человек согрешил, Всевышний положил на него Свою руку, и понизил его, как сказано: “И наложил Свою длань сверху”. Причем мудрецы не говорят, что Всевышний взял и убрал у первого человека большую часть его высоты, сказано именно, что Он положил на него руку и понизил его, т.е. все то, что раньше занимало место от одного конца мира до другого, “втиснулось” в уменьшенный рост человека, но, в любом случае, весь тот грандиозный объем, который был у него раньше, существует в реальности и сейчас, только в уменьшенной и сокращенной форме. То есть, по правде говоря, настоящая реальность человека — это от земли до неба, и от одного края мира до другого, только из-за греха были ограничены великие силы, которые существуют в нем на самом деле и сейчас.
И действительно, в определенные моменты человек все еще может действовать подобно своему состоянию до греха, и эти моменты — в основном, во время молитвы, когда он стоит перед своим Создателем. А ведь об этом, когда человек предстает перед Всевышним, написано (Теилим, 5): “Не уживется с Тобой зло”, то есть пред Царем нет у зла никакого входа и никакой позиции. Получается, что в тот момент, когда человек соединяется со своим Творцом, и стоит перед Ним, он на самом деле находится в состоянии как бы до греха, и поэтому он может продвигаться по порядку молитвы часть за частью, от благословений и чтения жертвоприношений до псукей де-зимра (прославлений), от прославлений — до “Крият Шма” и его благословений, до тех пор, пока он не входит все глубже во дворец Царя, и не встает прямо перед Ним (во время Амиды — прим. пер.). Точно так же — порядок молитвы после Амиды, часть за частью, до самых мелких деталей, чудесным и потрясающим образом исправляет все высшие и низшие миры, доходя до Маасе Меркава (глубин Б-жественного управления), строит и упорядочивает, и масштабы его молитвы — на самом деле охватывают весь мир от края до края.
Сколь метко выразились наши мудрецы по поводу молитвы (“Брахот”, 6): “Сказано в Теилим (12): “Как возвысится тот, кем пренебрегают люди…" — речь идет о тех вещах, что находятся на вершине мира (т.е. чрезвычайно возвышенны), а люди пренебрегают этим”. Ведь красота структуры молитвы в том, что в ней скомбинировано множество деталей, и соединение их вместе охватывает весь мир. Но люди пренебрегают этим, поскольку не знают и не обращают внимания на то, что только, когда в молитве соединяются все ее части, она обладает невероятной высотой и совершенством охвата. Поэтому пропускают ее части, обрезают с той и с другой стороны, и если человек уже выделил время для молитвы — он делает это второпях и поспешно, с ощущением, что есть части более важные, а есть — менее важные, и поэтому одно место удлиняет, а другое — сокращает, пока не теряет всю красоту и силу действия молитвы, которые проявляются в основном в силу ее объема и цельности. Однако у того, кто верит словам наших учителей, много говоривших о величии структуры молитвы, есть время и возможность молиться так, чтобы каждый день приносить Всевышнему жертву — совершенную и цельную молитву, без какого-либо изъяна, угодную Творцу, как жертвы всесожжения и благовония.
Даже в самом простом понимании утренней молитвы мы видим ее чудесное всеобъемлющее содержание. Она начинается с благословений: мы благословляем и благодарим Всевышнего, и приумножаем изобилие и благословение во всем, что касается этого мира. Причем порядок благословений охватывает весь мир целиком, ведь вначале человек произносит благословение о самом своем существовании, о том, что он — не нееврей и не раб, он благословляет Творца за свои глаза, за одежду, за твердую землю под его ногами, за то, что Всевышний обеспечил ему все, в чем он нуждается, в полном совершенстве — вплоть до обуви на его ногах. Человек благословляет Творца за Тору, которая и есть сама его жизнь, за его тело, идеально созданное (“Который создал человека мудро”), за чистую, высокую душу, за разум (“Который дал… разумение…"), и так далее.
Потом мы переходим к порядку жертвоприношений, и там человек вносит дух жизни в весь мир целиком. Ведь сказано: “Вы должны принести мне Мою жертву, Мой хлеб…". Как человек ест хлеб, чтобы дать силу душе поддерживать его физическую жизнь, так и жертвоприношения как бы дают Всевышнему силу поддерживать жизнь всего мира. [Безусловно, Всевышний не нуждается в нашей помощи ни в чем, однако это был Его замысел: сделать человека соучастником в правлении миром и исправлении его. Поэтому Он по Своей воле поставил Его воздействие на миры в зависимость от деяний человека — прим. ред.] Ведь Всевышний — это душа мира, и так же, как хлеб в нашем мире соединяет душу и тело (в чем и заключается основа жизни), так и жертвоприношения — это по сути сохранение жизни мира, тем же способом, как сказано: “Дайте силу Б-гу”. То есть, они добавляют жизнь всему творению, и точно так же — все остальные детали первой части молитвы, благословения и описание жертвоприношений, которые все составлены для того, чтобы поддерживать существование мира, со всем, что наполняет его, в его правильной форме.
После этого человек поднимается на уровень ангелов, когда он поет песнь всего мира. Ведь воспевания Творца в Псукей де-зимра тоже охватывают весь мир от края до края. Начинается все с самого человека: “Восхваляй, душа моя, Г-спода”, в следующем мизморе говорится: “Песнь мира и всего, что наполняет его”, далее — “Г-сподь, строящий Иерусалим” (который является душой всего мира), “Он застилает небеса тучами, посылает дождь земле”, “Он дает пищу животным” и т.д. После этого мы поднимаемся еще выше: “Восхвалите Г-спода с небес, восхвалите Его в высях; восхвалите Его, все ангелы, восхвалите Его, все небесное воинство!” А в следующем мизморе мы поем о будущем: “Пойте Г-споду новую песнь”, что относится к будущему миру, как объясняется в комментарии Тосафот в трактате “Псахим” (116), и вся остальная часть мизмора — тоже говорит о будущем. А в конце человек стоит перед Творцом и восхваляет святость Творца: “Восхвалите Б-га в Святилище Его” и т.д. Получается, что порядок мизморим — это лестница, стоящая на земле и доходящая до Небес, и вместе с благословениями до и после, а так же вместе с “Песнью на море” и другими деталями, она охватывает все существующее.
А потом, в благословениях на Крият Шма человек стоит перед Престолом Славы Всевышнего, и участвует в пении ангелов всех трех высочайших уровней, которые находятся там, и говорит вместе с ними “Свят, свят” и “Благословен”, как будто он один из них. И здесь молитва охватывает целый мир, ведь ангелы — это души мира во всех мельчайших деталях, как сказали мудрецы: “Нет ни одной травинки, не имеющей ангела, который ударяет по ней и говорит ей: “Расти!"” И когда человек доходит до этого места, он становится полноправным участником этого великого хора, и тогда он принимает на себя власть Всевышнего, признавая Его абсолютное единство в Крият Шма. Так он поднимается все выше, заходит все глубже, пока не встает прямо перед Всевышним в молитве Амида. В ней его просьбы тоже охватывают весь мир со всем его многообразием, он просит обо всех делах этого мира, о своих личных потребностях и о нуждах народа Израиля, включая последнее Избавление.
А когда он выходит из Святилища, наполненный благословением Всевышнего, он должен отступить на три шага назад, чтобы заново спуститься по тем ступеням, по которым поднимался. Поэтому три части молитвы после Амиды — как раз соответствуют тем трем, по которым он поднимался: описание жертвоприношений, воспевания, и мир ангелов. Точно так же, когда человек спускается, он говорит У-ва ле-Цион, которая обладает святостью на том же уровне, что и Йоцер (благословение на Крият Шма), потом произносит “Песнь дня”, которая соответствует Псукей де-зимра, и, наконец, в соответствии с жертвоприношениями говорит Питум а-кторет. Таким образом, человек спускается по той же лестнице, по которой поднимался. Если, поднимаясь, человек пропустит какую-то ступень лестницы, и “проскочит” части молитвы, то, наверняка, когда он дойдет до Шмона Эсре, он не сможет встать на своем правильном месте в Святая Святых, поскольку он не поднялся в подобающем порядке. Точно так же и в завершении молитвы, если он пропустит какую-то из последних частей, он будет подобен тому, кто вошел к царю и наполнил руки его богатствами, но пока дошел до дома — потерял все по дороге. Ведь если он не спустился по лестнице правильным путем, он теряет путь обратно, и в итоге придет домой лишенным всех сокровищ, которые успел набрать.
И в конце, есть еще один возвышенный момент: даже когда человек полностью построил это чудесное и величественное здание, теперь нужно беречь все богатства, которые он получил, ведь есть множество грабителей и злых сил, которые желают отнять у него все, что он получил и принес с собой. Поэтому следует окружить себя железной стеной, преграждающей им доступ. В этом и состоит сила Алейну лешабеах: “Ибо Он не сделал нас подобным народам мира, не дал нам быть похожими на племена земные”, они заняты своим: “пустотой и тщетой”, а мы — своим: “принятием единства Творца”. Тем самым человек строит преграды из святого пламени, которые отделяют его от них, и с этого момента чужаки не смогут завладеть его благословениями.
Широко известен “Ответ гаонов”[5], который премного прославлял ценность Алейну лешабеах, молитвы, установленной Йеошуа бен Нуном, когда он вошел в Землю Израиля. А рабан Йоханан бен Заккай постановил произносить ее и в диаспоре. Автор заканчивает так: “следует произносить эту молитву сосредоточенно, стоя и обернув голову (талитом), поскольку нет подобного ей восхваления Всевышнему, и она превосходит все прославления в мире…" Кроме того, мы получили от своих учителей, что следует говорить прославление “мы падаем ниц” со страхом, трепетом, и склонив голову, ведь все небесное воинство слушает нас, и Всевышний стоит там вместе со своей свитой, и все отвечают: “Замечателен удел народа, который удостоился этого, народа, чей Б-г — Г-сподь; замечателен удел человека, доблесть которого в уповании на Тебя, все тропы его сердца устремлены на Тебя”.
Вообще, одно из самых лучших средств, пробуждающих душевный настрой и облегчающий сосредоточенность мыслей, чтобы они не блуждали — это понимать молитву. Это превращает время молитвы в удовольствие и наслаждение. Как писал Рамхаль в предисловии к книге “Путь Творца”: “однако описание многочисленных деталей, когда мы не знаем их связи и их истинной иерархии в мироздании, для разума, страстно желающего понимать — это ничто иное, как тяжелая нежеланная ноша, над которой он будет трудиться и работать, устанет и утомится, и нет ему радости…". Но когда он понимает все это великое строение в деталях, то удовольствие от понимания захватывает все его сознание. Установленный порядок молитвы — это замечательная система, и для понимающего ее, времена молитвы — это времена удовольствия, радости и наслаждения, как из-за близости к Всевышнему, так и от восхищения потрясающим величием заложенной в ней мудрости, ведь как известно, нет наслаждения, подобного наслаждению мудростью. Молитвенник — это замечательный трактат Торы Всевышнего, и чем больше и глубже человек поймет его, тем более вдохновенной и совершенной будет его молитва.
Молитву следует понимать как в общем, так и в деталях. Что касается общего — следует знать смысл каждой части молитвы, смысл Псукей де-зимра, смысл благословений перед Крият Шма, смысл Шмона Эсре. Это все — общие моменты. А конкретно — нужно знать смысл и объяснение каждой детали. Принято от имени нашего учителя рава Ицхака Блазера, что изучение темы в трактате “Мегила” о порядке 18 благословений: “Откуда мы учим, что вначале следует говорить благословение “Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших”, а потом — благословение “Твое могущество вечно, Г-сподь"” — все это имеет особую силу помочь человеку сосредоточенно произносить слова Амиды. Причина этого, по-видимому, в том, что когда человек понимает связь благословений, понимает, почему сейчас говорится именно это благословение, и почему за ним следует именно то, и как одно благословение тянет за собой другое, то он продолжает произносить их по порядку, одно за другим, с пониманием и желанием. И чем лучше человек будет разбираться в построении молитвы, тем получит более сильное желание молиться, и тем легче ему будет сосредоточиться, и его мысли не будут разлетаться по чужим местам. Особенно это важно в конце молитвы, чьи законы легче, чем в начале — там уже нет запрета при необходимости прерываться на разговоры, и нет других моментов, заставляющих сосредоточиться, многие привыкли относиться к этому менее серьезно, и, само собой, эта часть молитвы нежеланна им. А когда молятся неохотно, очень тяжело сосредоточиться, и получается, что эту часть человек совершенно теряет. Совет здесь — учить обо всех этих частях молитвы, ведь нет ничего, что приносило бы большую пользу для душевного настроя в молитве, чем осознавать необходимость этой части молитвы, понимать ее, и знать ее законы. Также следует подробно учить смысл слов и смысл идей, глубоко и всесторонне, пока не увидишь, насколько прекрасны эти идеи. А если человек понял и насладился этим пониманием — само собой, его мысли не будут разбегаться. Всему этому нужно, главным образом, посвящать время, ведь невозможно узнать что-то без учебы и углубленного размышления, а любая учеба занимает время.
Однако есть здесь и опасность. Тема молитвы, на самом деле, слаще цветочного нектара, как и все части агады, приятные, как мед с молоком. Мудрецы уже предупредили нас об этом, сказав (“Хагига”, 14): “Почему ты занимаешься агадой? Ведь ты — мастер в сфере негаим и оалот”. На это есть намек и в “Пиркей Авот”, где сказано: “Сделай свое изучение Торы постоянным”, а про молитву сказано: “не делай свою молитву постоянной”, и хотя это слово обретает другой смысл в отношении молитвы[6], тем не менее, это серьезный намек для нас. И на самом деле, мудрец Торы должен глубоко и постоянно изучать именно саму Тору, а тот, кто много изучает темы, связанные с молитвой, может слишком сильно потянуться за их сладостью, что вызовет ослабление в изучении Торы. Поэтому молодым бней Тора нужно быть осторожными с этим, хотя, разумеется, следует выделить постоянное небольшое время для изучения молитвы, чтобы это добавило желания и вдохновения во время молитвы, и наверняка молитвы будут более качественными и полными содержания. А из-за этого и учеба будет более сильной и глубокой, как объясняется в трактате “Нида”, 70 (см. “Вступление”, конец 1-й главы).
В книгах, посвященных служению Творцу, уже много говорилось по поводу важности общественной молитвы. В книге “Рош а-гива”, наш учитель и наставник рав Пинхас, один из учеников Виленского Гаона, приводит комментарий святой книги “Зоар” на строку (из главы “Ваишлах”) “Яаков сильно испугался, и огорчился”: “Ведь все святые станы были с ним, чего же ему было бояться? Ответ таков: он был один, а молитва одиночки — это лишь один оттенок, и она не может приниматься так, как молитва общины. Ведь ангел, ответственный за молитвы народа Израиля, создает Оживляющему миры почетную корону, расшитую разнообразными цветами — из молитв евреев [Это намек на многообразие духовного света, нисходящего Свыше во все миры в силу молитв евреев — прим. ред.]. Из общественной молитвы, включающей в себя разные цвета, можно создать такую корону для Всевышнего, а молитва одиночки — это лишь один цвет, и корона не сможет быть красиво расшитой”. Сказано в этой книге и следующее: «По поводу преимущества общественной молитвы: каждый человек создает цвет в меру его праведности, а также в зависимости от живости и радости его сердца в момент молитвы. Есть тот, кто молится с горечью в сердце, и создает черные нити; есть тот, кто молится в своем богатстве, а другой — в бедности; есть тот, кто молится с радостью от выполненной заповеди, а еще один молится после интенсивной учебы Торы; какой-то человек молится, дав до этого цдаку, а другой — раскаявшись, третий — находясь в посту, и не похож оттенок молитвы одного, на оттенок другого. Есть красноречивые уста, создающие бриллианты своей молитвой, а есть уста, которые высекают искры фейерверка и драгоценных камней, и нет числа разнообразию оттенков, исходящих из молитв народа Израиля. Благословен Знающий тайное, Который видит, что происходит в сердце каждого человека, знает духовный уровень и корень души каждого, и из всех вместе сплетается и вышивается этот роскошный красивейший венец, который будет короной, украшающей голову нашего Б-га [Голова намекает на замысел и источник путей правления — прим. ред.]. Поэтому-то и сказали мудрецы (“Критот”, 6): “пост (включающий молитвы — см. Мишна “Таанит”), в котором не участвуют злодеи народа Израиля, не считается постом”, ведь вся краса короны порой будет состоять больше из черных точек, чем из белых, красных или золотых, и без этого невозможно, потому, что корона становится идеально красивой, именно, когда соединяются все точки вместе, а если бы в ней не было оттенка черного и т.п. — (она бы уже не была настолько красивой — прим. пер.) Поэтому нам следует выучить урок из поведения нашего праотца Яакова: он был избранным из праотцов, его лик высечен под Престолом Славы Творца — и все равно он не хотел полагаться только на свою молитву, поскольку был один [хотя душа его включала души народа Израиля — прим. ред.]. Что уж сказать о тех, у кого есть синагога в городе, а они не идут туда молиться в общине?” Однако, когда молятся в общине, даже тот, чей духовный уровень невысок — его молитва присоединяется к общественной молитве, и становится частью роскошной короны Оживляющего миры.
Сказано: «А я — молитва моя, Тебе, Б-г, в миг (Твоей) благосклонности”. То есть, не все времена равноценны для молитвы, есть среди них такие, которые являются особыми «моментами благосклонности”, как сказано: «Ищите Всевышнего, когда Он здесь, зовите Его, когда Он близок”. Один из таких особых моментов — это когда человек завершает исполнение заповеди, поскольку тогда Небесные врата открываются в заслугу заповеди, и Всевышний приближается, чтобы принять молитву молящегося в этот чудесный момент. Как сказано в Торе по поводу заповеди «исповедь приносящего маасер”, что когда заканчивают исполнять заповедь отделения трумот и маасрот, то просят: «Благослови народ Твой, Израиль, и землю, которую Ты дал нам”. В Тосефте «Второй маасер” (5 глава, закон 14) сказано: «У всех, кто занимаются исполнением заповедей, уста раскрыты в молитве перед Всевышним, ведь сказано: “изречешь слова, и будет исполнено”.
Также приводится в Гемаре (“Бава Батра”, 10), что раби Эльазар давал монетку нищему, и после этого молился, как сказано: “Я узрю Твой лик в силу цдаки”. То есть, чтобы раскрыть небесные врата для своей молитвы, он вначале давал монетку на благотворительность. И хотя на самом деле, заповедь цдака особенно выделяется в этом более, чем другие заповеди, как объясняется это из строки “Я узрю Твой лик в силу цдаки”, в любом случае, еще мудрецы прежних поколений писали, что завершение исполнения любой заповеди — это особый “миг благосклонности Всевышнего”, чтобы молиться именно на тему, связанную с этой заповедью. Поэтому праведные женщины обычно молятся о сыновьях — мудрецах Торы сразу же после зажигания субботних свечей. Так что, когда человеку предоставляется возможность выполнить какую-то заповедь в любом месте и в любое время, очень желательно “ухватить” это замечательное мгновение, и помолиться хотя бы краткую молитву.
Все эти пути включаются в понятие молитвы хилуй: угодить Всевышнему, “понравиться” Ему посредством исполнения заповеди, давая цдаку, используя силу общины и силу праотцов и т.п. Знать, как угодить Творцу, требует глубочайших знаний и навыков, но, несомненно, любой способ, о котором сказали нам наши мудрецы, что он — воля Всевышнего, это великий и могучий инструмент, с помощью которого можно раскрыть небесные врата для всех наших пожеланий.
[1] Этот человек занимался тем, что рыл колодцы на путях, ведущих в Иерусалим, чтобы у паломников, которые шли в праздники в Храм, была вода.
[2] Известно, что земное царство подобно Небесному, и так же, как на земле есть ешивы, где изучают Тору, так и на Небесах есть “небесная ешива”.
[3] Учитель великого раби Меира, который был выдающимся мудрецом Торы, но не выдержал испытания и в итоге отступил от Торы. Однако раби Меир продолжал учиться у него, даже когда тот нарушал Тору прилюдно.
[4] Имеются в виду особые слова или действия, способные влиять на качество молитвы скрытым от нас образом.
[5] Гаоны — великие мудрецы Вавилона, жившие в период после завершения Талмуда.
[6] В обоих случаях употреблено слово “кева” (постоянный), но в отношении молитвы имеется в виду — привычной, заученной.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.