Темы: Материя, Каббала, Заповеди, Изучение Торы, Ашер Кушнир, Кавана
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯвляется ли каббала продуктом иудаизма, или наоборот — иудаизм является продуктом каббалы?
Углублюсь в вопрос, чтобы не тратить Ваше время на ответ вхолостую. Является ли каббала углубленным, внутреннем объяснением Торы и иудаизма или иудаизм есть результат непонимания Каббалы, обучающей духовным законам Божественного Мироздания, религия — результатом неощущения духовной связи творения с Богом; и Тора в иудаизме воспринимается как руководство к маасим товим в рамках людских тел, предписаниям к действию в рамках материального мира, а олам а-ба — это загробный мир? И что тогда за понятие «жизнь», «реальность» и персональное «я» человека.
Прошу ответить, если можете. Если считаете ответ не нужным — я Вас тоже пойму, так как заранее специально перечислил только эти вопросы, без связи с традицией, к которой я испытываю особое уважение, как к национальной сокровищнице. Но такое отношение к своей традиции присуще всем народам: ирландцам, грузинам, арабам, индусам, русским, зулу — всем.
К сожалению это никого не выводит на уровень исправления взаимоотношений с Творцом. Нет Бога на Земле. Ни у кого. Как видим, и у придерживающихся традиций евреев — та же проблема: пытаемся умолить Бога измениться и открыться нам… Каббала же, как мне видится, помогает осознать Замысел Творца и дает инструменты для исправления человека. Еще раз прошу прощения, что потревожил или оскорбил «эпикорсотичными» вопросами, но может уберег Вас от ответа, который не отражал бы сути вопроса. Надеюсь на четкий ответ по пунктам, как я и спросил. Ну а нет — так нет. В любом случае, заранее благодарен.
Ваше послание состоит из нескольких вопросов и утверждений. Позвольте на утверждения — не отвечать, на разбор вопросов, что есть «жизнь» и персональное «я» человека — книги не хватит, а на остальные вопросы попробую коротко ответить.
Но прежде замечу, что Ваши вопросы очень важны и не стоит за них извиняться. У евреев любой вопрос легитимен, если только содержит в себе хоть какой-то здравый смысл, с одной стороны, и продиктован искренним желанием понять и разобраться, с другой.
Так вот, в процессе поиска здравого смысла вспомнился интересный случай, когда однажды родственник моей жены, мальчик 10 лет, выросший в Израиле, увидев початок кукурузы, долго с удивлением смотрел на него, пока не спросил: «А как им удалось так точно приклеить зёрна…?». Как Вы понимаете, в его жизни ему пришлось вначале увидеть сваренные, готовые кукурузные зёрна в банке и только после этого — как она растёт в природе…
Так и в нашем случае. Когда первое знакомство с Иудаизмом — из готовой полуфабрикатной банки, то есть, через сваренные уроки по Каббализму, то Ваш вопрос действительно приобретает смысл: а как прилепили Иудаизм к Каббале?
1. Вы спрашиваете «является ли каббала продуктом иудаизма, или, наоборот, — иудаизм является продуктом каббалы…»?
Ни то и ни другое! Вопрос, что первично, Тора или Каббала, подобен вопросу: а что первично, природа или законы природы?
Проясним это, разобрав Ваш другой вопрос — что есть реальность?
Учёные обратили внимание на удивительный парадокс. Реальность этого мира невозможно однозначно понять. Ведь в зависимости от способа рассмотрения полностью меняется и понимание. Как смотреть на мир? Через призму явлений социальных или молекулярных? Истинная картина мира находится в биологии, физике или в химии? Природа — это океаны, горы и равнины или законы природы? Человек — это живой организм или совокупность молекул, его мысли или его чувства? Мы видим, что реальность мира неимоверно сложна и параллельно содержит множество не связанных друг с другом пластов понимания. Противоречит ли одно другому? Порождает ли одно другое? Очевидно, что нет, а, наоборот, — дополняя друг друга, составляют одно единое целое понимания. То есть истинная реальность это совокупность всех её составных частей, неразрывно связанных в одно единое целое.
Но что порождает такую реальность? Согласно Торе материальный мир есть следствие мира духовного, поэтому именно там следует искать объяснение многослойной сложности нашей реальности.
Тора — это план мира, охватывающий всю реальность, в первую очередь, духовную. Поэтому она соответственно содержит в себе всё множество пластов понимания, от внешнего, которое можно найти в комментариях Мудрецов, в Талмуде и Халахе, и до понимания скрытого, внутреннего. Эта часть известна как Каббала.
Поэтому так же, как в уже сотворённой реальности, как в природе, невозможно отделить один её пласт от другого и одно не является следствием другого, а понимается только в единстве, так невозможно понять один уровень Торы без другого и одно не является следствием другого, и истинное понимание Торы содержится только в её единстве.
2. Обратимся к Вашему следующему вопросу. Получается что «религия — результат неощущения духовной связи творения с Богом; и Тора в иудаизме воспринимается как руководство к маасим товим (хорошим деяниям) в рамках людских тел, предписание к действию в рамках материального мира?». Это типичный вопрос новой волны каббализма, который задают в более явной форме так: каббала говорит о духовной структуре мира и исключительной духовности мицвот, а вы придумали грубую материализацию высокой духовности — религию. Ведь смысл мицвы только в духовном действии, а кто понимает её как телесное действие — занимается идолопоклонством и овеществлением Торы!!!
Как до этого абсурда можно дойти, оставим на совести Ваших «учителей». Это не Ваша вина. И не было бы смысла давать на это ответ, если бы не реальная опасность душевному здоровью «учеников» от такого «учения». Поэтому, не обольщаясь большими надеждами на «спасение», попробуем разобраться в этом поглубже. И хотя у нас не принято давать ответы языком Каббалы, придётся сделать исключение и объяснить общую идею смысла мицвы. По-видимому, именно такой ответ может удовлетворить Вас. Заранее прошу прощения за крайнюю краткость, стиль намёков и использование непереводимых терминов. Надеюсь, что Вы знакомы с основами.
Цель существования Человека — исправление Мира, Зивуг ЗА и Нуквэ. Состояние Мира, которое привело к потребности исправления, называется швират хакелим. Смысл этого в отделении Орот от Келим и падении Келим в миры БИА. Орот Эйн Соф поднялись вверх, но в Келим осталось часть Орот, подобие Решимо. Этот Ор называется Ницоцот, и цель его — сохранить разбитые Келим от полного падения. Сами же Келим, упав в миры БИА, «оделись» в одну из составляющих сил Ситра Ахра — Клипат Нога, где Добро и Зло находятся в перемешанном состоянии. И хотя Клипат Нога существует и в более высоких мирах, основное место проявления — в Малхут Олам ХаАсиа, то есть в нашем материальном мире.
Задача Человека — вернуть Мир в прежнее состояние, поэтому основное его предназначение — Берур, высвобождение Ницоцот из Клипат Нога, то есть отделение Добра от Зла в нашем Мире. Это суть исправления разбитых Сфирот. Берур достигается посредством исполнения Мицвот.
Значение слова мицва мы учим из слова цевет. В современном иврите — состав, команда. Смысл его — быть вместе, единение. Мицва соединяет Человека и Творца.
Суть мицвы — выделение Искр Света из Тьмы, то есть Берур Ницоцот из Келим швурим, «одетых» в Клипат Нога, и их присоединение к Орот Эльйоним; тем самым совершается желанный Зивуг. Чтобы Берур был полным, он должен происходить и в деянии, и в речи, и в мысли. Для этого соответственно необходимы хэфец — предмет мицвы, браха — благословение, кавана — духовное намерение и хаахала — действие, соединяющее всё вместе. Когда человек налагает тфилин, ест мацу, зажигает ханукальные свечи и т.д., при этом всё исполняет по всем правилам Халахи и с духовным (каббалистическим) намерением, то тем самым он производит Берур на всех уровнях.
И даже если выполнено только механическое действие с намерением выполнить мицву, но без каббалистического намерения, уже достигается низкое исправление. Но… нет никакой возможности иметь духовное намерение мицвы без предмета мицвы, без действия! Чтобы духовное намерение подняло искры духовности, находящейся в материальном предмете, необходим сам предмет! А если его нет, то бессмысленно и намерение.
Чтобы исполнить мицву, необходима хаахала, то есть намерение и/или благословение, «одетое» на какое-то действие. К примеру, когда мы говорим благословение ХаМоци на хлеб, надо на него посмотреть, взять десятью пальцами и т. д. И каждое из деяний имеет намерение. Действие взгляда двух глаз — Нецах и Ход, действие десяти пальцев — соответствует десяти сфирот и т.д. Очевидно, что чтобы иметь эти намерения, необходим сам хлеб, надо знать точно, что с ним делать, какое благословение произнести и т.д. Поэтому Тора так подробно описывает телесные действия исполнения мицвот. Ведь только точность их соблюдения позволяет «надеть» соответствующее намерение.
Получается, что исполнение мицвы имеет смысл только тут, во тьме материального мира, требующего исправления!
Мудрецы Каббалы уделили много внимания разбору каббалистических намерений мицвы, но никто из них, подчёркиваю — никто, никогда, и не было в этом разногласий или сомнений, — не имел в виду, что подразумеваются одни духовные намерения мицвы без исполнения самой мицвы или произнесение Шемот, Орот и Келим без исполнения мицвот!!!
Чисто духовная практика, пренебрежение телесным или его подавление свойственно религиям Востока, идеалу Христианства и многим доморощенным учениям современности, но вовсе не еврейскому пониманию мира.
Мы должны научиться жить в этом мире, а не убегать от него. Для этого он и сотворён. И прожить по-еврейски надо так, чтобы со дна материальности этого мира ощущать постоянную духовную связь с Б-гом!
Читайте :
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Гади Поллак
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Поколение, которое стояло на горе Синай, достигло невиданных духовных высот. Почему же Творцу потребовалось поднимать над ними гору?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его