Мужи Великого Собрания («Аншей Кнесет аГдола») — так назывались 120 мудрецов, составлявших высший духовный и законодательный орган, созданный Эзрой в Иерусалиме после возвращения из Вавилонского изгнания (IV век до н.э.). Установления Великого собрания, направленные на то, чтобы упорядочить религиозную жизнь народа Израиля, вернувшегося в Святую Землю, продолжают определять еврейский уклад жизни вплоть до наших дней.
Оглавление
Возвращение из вавилонского плена [↑]
Великий мудрец и пророк, духовный наставник евреев Эзра аСофер прибыл из вавилонского изгнания более чем через два десятилетия после основной массы вернувшихся на свою землю евреев. К этому времени Храм уже был вновь отстроен и жизнь входила в привычное русло — но то духовное состояние, в котором находились живущие в Иудее евреи, поразило Эзру. Многие отошли от Торы, многие вступили в смешанные браки. Предстояла большая работа.
Эзра выбрал праведнейших и святейших евреев и создал высший законодательный орган: Кнесет аГдола, Великое Собрание, куда вошел он сам, а также последние пророки Хагай, Зехария и Малахи (по одному из мнений, Эзра и пророк Малахи — одно лицо), а также Даниэль, Нехемия, Мордехай, Зерубавель и другие — всего сто двадцать человек.
В обычное время главным судебным органом был Большой Санедрин, состоявший из 71 человека. Эзра — в качестве однократной меры — увеличил это число до 120, чтобы включить максимальное количество мудрецов, отражающих весь спектр еврейского народа. Когда кто-то из мудрецов умирал, на его место не назначался новый, пока их число не дошло до 71. Поэтому в Пиркей Авот о некоторых мудрецах говорится, что они были из «остатков» Великого Собрания.
Уходящее пророчество и толкование Торы [↑]
Эзре и мужам Великого Собрания необходимо было продумать духовный и экономический план, который обеспечил бы устойчивость и процветание новой, пока еще очень слабой общины.
Пророчество — это удивительное явление непосредственного контакта человека с Б-гом, — сходило на нет и вот-вот должно было исчезнуть; процесс «сокрытия Лица» (когда Всевышний как бы удаляется от людей, скрываясь за завесами) набирал силу.
Люди не могли больше рассчитывать на прямые указания от Б-га, как поступать согласно Его воле. Им приходилось теперь полагаться на собственный здравый смысл и умение понимать и толковать Тору с помощью Устной Традиции.
Кроме того, в самом Храме отсутствовали многие важнейшие атрибуты и в первую очередь — Ковчег Завета со Скрижалями, а также урим и тумим (детали нагрудника Первосвященника, использовавшиеся для получения пророчеств по важным государственным вопросам). Наконец, на царском троне уже не восседал царь из дома Давида, а большая часть народа находилась за пределами страны.
Пользуясь пророческим откровением, которое по-прежнему проявлялось, хотя и на более низком уровне, чем прежде, мужи Великого Собрания разработали молитвы и благословения, определили окончательный состав ТаНаХа, ввели празднование Пурима, возобновили работу по систематизации Устной Торы и внедрения ее в жизнь жителей Иудеи.
Великое Собрание приняло множество постановлений, направленных на духовное совершенствование еврейского народа, жизнь которого нужно было отвратить от чуждых влияний и крепко связать с заповедями Торы. В годы, последовавшие за периодом правления Нехемии, мужи Великого Собрания стали учителями и просветителями, передававшими из поколения в поколение Устную Тору, которую Моше Рабейну получил на горе Синай.
Святая община [↑]
Трактат «Авот» начинается со слов: «Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа; Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, пророки передали ее мужам Великого Собрания. Те сказали три вещи: “Не поспешайте в суде, готовьте много учеников и делайте ограду Торе”».
Маараль в своем комментарии на эту Мишну, среди прочего, объясняет, что мужи Великого Собрания стояли на особом уровне, не похожем ни на уровень старцев, связанный с исключительной мудростью, ни на уровень пророков, суть которого — исключительный пророческий дар. Их уровень состоял в том, что они были святой общиной, освятившей себя праведными поступками.
Святость этих людей была такова, что в их эпоху в мире прекратилось служение идолам, так как они не только сами были праведны, но и подняли и приблизили к Вс-вышнему всю общину.
Те «три вещи», которые сказали мужи Великого Собрания, были фактически самым первым наставлением своему поколению, которое имело место в еврейской истории. До возвращения из вавилонского плена самой этой идеи «наставлять свое поколение» просто не существовало.
Три наставления поколению [↑]
В чем же смысл этих наставлений?
«Не поспешайте в суде, готовьте много учеников и делайте ограду Торе».
Мужи Великого Собрания учат, что судьи должны быть очень осторожны в своих решениях и тщательно проверять все факты — а не только смотреть на «букву закона».
Почему нужно готовить много учеников? Если становится меньше великих учителей, то сохранить Тору можно только путем увеличения их количества. Что не поймет один — поймет другой. Что не сможет передать этот — передаст его товарищ. Вместе легче добраться до истины, легче обеспечить преемственность.
«Делайте ограду Торе» — это обращение к членам Санедрина. Если духовные наставники будут тщательно оберегать Тору и ее заповеди от непроизвольных нарушений, тогда и Всевышний будет надежно охранять Свой народ. Так, например, Тора запрещает любую созидательную работу в шабат; соответственно, мудрецы запретили также переносить с места на место рабочие инструменты, чтобы не нарушать субботний покой. Тора запрещает есть и хранить квасное (хамец) пополудни в канун Песаха. Мудрецы добавили еще два часа к запрету Торы, с тем чтобы оберечь евреев от возможных ошибок.
Почему раньше не требовалось создавать вокруг Торы ограду? Дело в том, что прежде люди находились на таком уровне, когда каждый их поступок предварительно тщательно обдумывался и взвешивался, и не могло быть опасений, что человек по ошибке или из-за невнимательности непреднамеренно нарушит закон Торы.
Мужи Великого Собрания видели своё поколение и понимали, что разум людей слабеет, и все больше поступков совершается или автоматически, машинально, или под влиянием чувств и эмоций. В такой ситуации сохранить Тору можно лишь «возведя» вокруг нее надежную «ограду».
Одним из последних мужей Великого собрания был Шимон аЦадик (Шимон-Праведник) — не только великий знаток Торы, но и Первосвященник Иерусалимского Храма на протяжении сорока лет. Все годы его жизни в Храме происходили чудеса, подтверждавшие Б-жественное присутствие, но с его смертью они окончательно прекратились — и эпоха мужей Великого Собрания окончилась.
Мужи Великого Собрания в крайне сложную эпоху становления общины в Земле Израиля после вавилонского плена привели весь еврейский народ к трепетному соблюдению Торы, «возвратили корону [Торы] на ее место» (как образно говорит Талмуд) — и передали Устную Тору следующему поколению, которому предстояло бороться за свое духовное выживание в новых условиях — под властью эллинистической империи Птолемеев.
Спустя более двух тысячелетий создатели современного Кнессета — высшего законодательного органа государства Израиль — в попытке возродить традицию, решили, что депутатов должно быть ровно 120, так же как тех великих мужей древности. К сожалению, кроме количества участников, современный Кнессет ничем не напоминает настоящее Великое Собрание.