Единством называют цельность, нераздельность. В единстве важна взаимосвязь между людьми, которая приводит к образованию и успешному функционированию целостной системы. Единство еврейского народа берет начало от 12-ти сыновей Яакова, потомков которых Вс-вышний вывел из Египта. Цель бытия еврейского народа, которая объединяет всех нас — это освящение Имени Вс-вышнего в этом мире. Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования.
Оглавление
Что есть единство? [↑]
Единство многие по ошибке понимают как единую однородную массу, когда всё и все вокруг подобны, все равны и схожи. Это ошибка: единство предполагает наличие многообразия, составляющего вместе единое целое, каждая часть которого по-своему служит той же единой цели. Мы не должны быть все одинаковыми, а наоборот, каждый должен бережно хранить свою уникальную индивидуальность и тем самым, все вместе, порождать единство!
Это подобно механизму, который состоит из разных частей. Если каждая из них на своём месте и точно выполняет функцию, для которой её произвели, то получается рабочий механизм. А если каждая часть захочет выполнять ту же роль или быть чем-то другим, они останутся грудой деталей.
Значит, главное, что должно нас объединять, — это общая цель. Вот что говорит по этому поводу Мидраш (Вайикра Раба): «Детей Исраэля, хотя их было 70, Тора упоминает в единственном числе (нэфеш, см. Шмот 1:5), а детей Эсава, хотя их было всего шестеро, — во множественном числе (нэфашот, см. Берешит 36:6). Причина этому — дети Израиля поклоняются одному Б-гу, поэтому они рассматриваются как один человек, а дети Эсава поклоняются разным богам, поэтому они считаются множеством». Истинное единство возможно, только когда у всех евреев единая цель всего их бытия — приблизиться к Единому Б-гу.
Единство сыновей Яакова [↑]
Уже в самом начале становления еврейского народа Творец заложил разделение на разные «течения», ведь наше становление происходило через 12 сыновей праотца Яакова (он же Исраэль), которые стали родоначальниками 12 израильских колен, и их порядок Б-г повелел хранить и не менять. Каждое колено должно было идти по пустыне и располагаться на стоянках отдельно, имело своё знамя, которое подчёркивало «особость» этого колена, и нельзя было перемешивать их уделы в Земле Обетованной.
12 разных колен Израиля составляли единство еврейского народа, и у каждого из них была своя функция. Так и мы, в наше время, состоим из разных течений, каждое со своей специфической особенностью, тем самым составляя единый еврейский народ. Каждый должен служить Б-гу согласно особенности души, которую он получил, и традициям места, где он родился.
Несмотря на все свои различия и особенности, только придя к полному единству, евреи смогли получить Тору. Это мы учим из того, как Тора описывает (Шмот 19:2) приход евреев к горе Синай: «И двинулись они из Рэфидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились станом в пустыне; и расположился там Исраэль против горы».
Комментирует Раши: «И расположился (единственное число) там Исраэль — как один человек с единым сердцем, а все другие стоянки (“и двинулись”, “и пришли”, “и расположились” — множественное число) были в досаде и в спорах».
К чему приводят раздоры [↑]
Единство еврейского народа основано на единстве двенадцати сыновей Яакова. Тем не менее, все началось с того, что в этой семье разгорелся жесточайший конфликт, братья собирались убить Йосефа, который в конце концов был продан в рабство и провел двадцать два года вдали от любимого отца.
Сфорно пишет: получается, то, что евреи оказались в египетском галуте (изгнании), было прямо связано с раздором между Йосефом и братьями. Ошибка Йосефа была в том, что он произносил лашон а-ра (говорил отцу дурное о братьях). А ошибка братьев — в том, что они подозревали: Йосеф хочет остаться единственным в доме отца, добиться их изгнания, поэтому они его продали.
Из-за раздора между братьями евреи отправились в египетский галут. Сфорно проводит параллель: как египетское изгнание стало возможным из-за напрасной ненависти, так и разрушение Второго Храма стало возможным из-за напрасной ненависти.
Гораздо позже, во времена Первого Храма, произошло великое бедствие — после смерти царя Шломо единое государство распалось на два царства: царство двух колен и царство десяти колен. Корень этого разделения — тоже в том, что произошло между братьями и Йосефом.
Государство двух колен возглавляли цари из колена Йеуды, а государство десяти колен обычно возглавляли цари из потомков Йосефа и называлось оно Бейт-Йосэф (дом Йосефа). В результате разделения на два царства десять колен отказались от Храма и постепенно пришли к служению идолам.
Сказали мудрецы (трактат Йома 9 б), что Первый Храм был разрушен из-за трёх великих грехов: прелюбодеяния, идолопоклонства и кровопролития. Второй Храм был разрушен из-за (взаимной) ненависти. Далее говорит Талмуд, что, поскольку Второй Храм был отстроен через 70 лет после разрушения Первого, а Третий Храм (после разрушения Второго) до сих пор не отстроен, то, значит, Второй Храм был разрушен из-за более тяжкого греха. Отсюда мы учим, насколько важно единство и опасен раздор.
Тем не менее, наличие споров не всегда противоречит единству. Мудрецы говорят (Брахот 58а): «Как их (евреев) лица различны, так же и их мнения различны».
Если оба оппонента стремятся постичь истину, их спор свидетельствует о единой цели и, следовательно, об их единстве. Сказали мудрецы (Кидушин 30 б): «Даже отец и сын, когда они изучают Тору (т.е. стремятся понять истину), выглядят как враги (настолько они непримиримо спорят), однако их спор, в конце концов, приводит их к истинной любви друг к другу».
Единство и четыре вида растений [↑]
Рав Элияу Ки-Тов объясняет, как связаны четыре вида растений, которые мы возносим в Суккот, с единством еврейского народа. Сказано, что каждый, кто правильно и сосредоточенно исполняет важнейшую заповедь лулава, приносит мир и единство всему Израилю.
Вот что отметили наши мудрецы: «Плод прекрасного дерева (этрог)» — это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
«Пальмовые листья» — это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
«Ветвь густолиственного дерева» — и это Израиль. Так же как адас благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
«Речные вербы» — это тоже Израиль. Как арава не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Вс-вышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».
Лучший способ доказать свою любовь к Вс-вышнему — это проявить единство, как сказано: «…о любви твоей, когда ты была невестой» — ведь слово клулотаих (когда ты была невестой) — можно перевести как «когда вы — все вместе».
Единство живет в сердце народа Израиля, так же как взаимная приязнь и дружеские связи. Лишь грехи становятся перегородкой, отделяющей евреев друг от друга и от Создателя. Лишь они их разобщают.
Но когда минует Йом Кипур и евреи очищаются от грехов, они снова оказываются все вместе. Вот тогда-то и приходят праздничные дни, и все сыны Израиля устремляются за Вс-вышним в Его сукку.
За какие заслуги они удостаиваются такой чести? За клулотаих — когда они снова все вместе, образуют «одну связку» и готовы исполнять волю Вс-вышнего от всего сердца, с любовью. Именно это и символизирует заповедь о «четырех видах растений».
Единство как способ выживания [↑]
Итак, каждый еврей, с одной стороны, принадлежит к одному из двенадцати колен; с другой стороны — он коэн, левит или исраэли; с третьей стороны — он молится по одному из нусахов (сфарад, ашкеназ, тейман и так далее). Кроме того, он может быть литваком или хасидом; если он хасид — он принадлежит к одному из множества направлений хасидута; он может, как принято в его общине, носить шляпу такую или другую, кипу черную или вязаную; он может учить Тору целый день, а может посвящать учебе лишь несколько часов; может быть праведником или не очень… Это только несколько примеров: внешних различий гораздо больше.
Еврейский мир еще с древних времен и, в особенности, после разрушения Второго Храма и изгнания из Земли Израиля разделен на разные общины. Они сформировались не вдруг и не произвольным образом, а в течение длительного времени и на основе духовного руководства раввинов этих общин. За каждым из этих течений — сложившиеся традиции и устойчивая концепция их уникального служения Вс-вышнему.
Наличие множества течений не противоречит единству. Единство еврейского народа может быть достигнуто, когда каждый еврей стремится найти истину и жить в соответствии с ней, а не заботиться лишь о собственных интересах.
Практически у каждой претензии одного человека к другому есть какое-то основание. Причины можно найти всегда, но сам подход неверен. Надо всегда искать в другом человеке достоинства и не подозревать никого напрасно. Нужно стараться с симпатией относиться к другому, искать хорошие стороны. Ведь любовь евреев друг к другу — это и сила, и необходимое условие нашего существования.
Маараль из Праги пишет о евреях, живущих в изгнании: две «линии» помогают им сохраниться среди других народов: отдаление от внешней среды (окружающих народов) и внутреннее еврейское единство.