Из цикла «Знание Субботы», темы: Шабат аГадоль, Сотворение мира, Суббота, Будущий мир, Исход из Египта, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца, Раскрытие Всевышнего
«Когда фараон отменил евреям субботу и слова Торы, сказал наш учитель Моше, что стало хуже этому народу, — ведь теперь они могут испортиться… И показал ему Всевышний, что это нечто подобное утренней тьме. И наоборот, отсюда будет основная подготовка к “Да будет свет”, когда евреи вышли из тьмы на свет. Это соответствует тьме, упомянутой в первом речении “В начале”, ибо таков порядок сотворения мира: вначале тьма, а потом свет». И так написано в Зоаре: «Нет света, кроме того, что выходит из тьмы» (раби Цадок аКоэн).
«Дело в том, что ночь всегда предшествует дню, как написано: “И был вечер, и было утро”. И так в Торе: “…а земля была безвидна и пуста, и тьма…”, и после этого написано: “И сказал Бог: Да будет свет!” Дело в том, что цель всегда идет первой в замысле, а мир сотворен, чтобы исправить зло и вернуть его к добру. И потому сотворил Всевышний злое начало и сделал место для стороны зла, чтобы превратить горькое в сладкое, а зло — в добро, и тьму — в свет» (р.И.А.Хавер).
Попытаемся поразмыслить об этом свете, что прорывается через тьму. «И потому суббота перед Песахом называется “Великой субботой”, поскольку Всевышний заложил в потенцию мироздания полностью реализоваться тем, что мир придет к совершенству посредством Израиля. Великая суббота гораздо больше Субботы Творения, когда восполняется только природа. Суббота перед Песахом называется Великой вследствие Исхода, заложенного в потенцию субботы. Ибо Исход из Египта есть высшее и великое восполнение» (Маараль).
Мы понимаем данный вопрос в двух плоскостях: восполнение «формы человека» в мироздании, и восполнение всего мира. «Израилю даны заповеди, поскольку Тора подобает им со стороны самой себя. И это произошло, когда вышли из Египта: именно тогда они стали называться “Израилем”. Это имя, хранимое для них без изменений навеки, и подобает им вечная и постоянная Тора, которая не изменяется никогда… Потому не дана была им Тора, пока они не превратились в шестьдесят десятков тысяч, ибо чисто шестьдесят есть совершенное число» (Маараль).
«Форма человека», Шестьсот тысяч душ Израиля реализовались последними, после того, как уже были созданы семьдесят народов мира. «Есть у Израиля ступень формы… Всегда форма приходит последней, а материя — первой. Ибо форма восполняет, и ей достойно быть последний, и потому человек создан последним… Человек — это форма, пришедшая последней» (Маараль).
Это совершенство и прорывается в Великую Субботу. Тогда произошло рождение формы — народа Израиля. «И потому называется Великой Субботой, поскольку Исход из Египта есть высшее и великое восполнение… Мир будет приведен к совершенству Израилем» (Маараль).
*
«Тора также … есть форма для Израиля» (Маараль).
Несомненно, Тора есть форма мироздания. Это восполнение, пришедшее через 26 поколений после сотворения мира, это раскрытие слова Бога. Это — Десятисловие, которое является внутренним содержанием Десяти речений, которыми сотворен мир. В прородных процессах, связанных с именами Элоким и Адо-най (Бог, Господь) — слово Бога скрыто за завесой материи. Тора есть раскрытие Имени Авайе — включая раскрытие воли Всевышнего и качеств Его путей в мироздании. Это совершенство начало светить в Великую Субботу. Ведь «Суббота называется речью» (Зоар). «И что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон» (Зоар). Это раскрытие Имени Авайе, прорывающееся в субботу.
***
Свет покоя — совершенства, прорывается изнутри страданий мрака. «Сказано в Гемаре: Тора, Земля Израиля и Грядущий мир — их удостаиваются только через страдания». Суббота также есть нечто подобное Грядущему миру, и потому, насколько человек потрудился в будние дни, в такой степени он удостаивается субботы… И после изгнания в Египте удостоились субботы. И суббота — это единство, что есть в Израиле и во всех сотворенных, когда раскрывается слава Небес через субботнее свидетельство, что Всевышний сотворил все. Тот факт, что слава Всевышнего будет распространяться в мире, и есть категория Его Имени. Как написано в Зоаре: «Суббота — Имя Всевышнего». (Сфат Эмет).
Исправить и произвести славу Имени Всевышнего — это и есть принятие Торы, называемой Славой, — ведь Тора есть раскрытие Его великого Имени. «Пятьдесят раз упомянуто: “…Который вывел тебя из земли Египетской”, в соответствии с Пятидесятью вратами Бины — это Тора, называемая Биной — Пониманием» (ТикунейЗоар).
Исход из Египта не был одноразовым историческим событием. Одна из основ Торы — выход из ограничений, которые тяготят человека и отделяют его от свободы. Ведь «все изгнания называются по имени Египта», изгнания в материальность. Всякое погружение в фантазии, страсти, гнев и гордыню притесняют мир души, категорию субботы.
Суббота есть избавление от царства материальности и власти зла. Суббота есть место отдыха человека от войны со своим злым началом. Суббота — это день, когда человек приходит к совершенной связи души с телом. Совершенство радости избавления от всех видов стресса и душевных огорчений, тяготеющих над материальностью Шести будних дней.
Каждый еврей чувствует внутри избавление из Египта при наступлении субботы.
Вышесказанное может быть ответом на вопрос, заданный Рамбаном по поводу слов Рамбама в Путеводителе (2:31) о том, что у субботы есть два смысла: вера в сотворение мира и память о великом благодеянии Творца, Который сделал нас своими рабами при Исходе из Египта. Рамбан спрашивает, в чем заключается память об Исходе из Египта, если мы просто не работаем в субботу? Но смысл в том, что само воздержание от работы и есть выход из всех притеснений-египтов и память об Исходе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»