Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Брит мила, Связь с Творцом, Союз с Б-гом, Самосовершенствование, Рав Эуд Авицедек
«Только субботы Мои соблюдайте, ибо она — знак между Мной и вами» (Шмот 31:3).
«И будет обрезание знаком завета, и этот знак подобен знаку субботы» (Рамбан).
«Она называется хок (необъяснимый закон), подобно заповеди обрезания, называемой хок… ибо заповеди субботы и обрезания — обе называются хок и знак, и все одно» (Кад аКемах).
«Суббота — в тайне святого завета» (Зоар).
Мы попытаемся поразмыслить о внутренней связи между субботой и обрезанием: оба они называются «заветом».
«Всякая видимая вещь, которую ставят между двумя, чтобы напоминать им о договоренности, называется “знаком”, а всякое соглашение — “заветом”. И так об обрезании сказал: Будет знаком завета между Мной и вами, вследствие соглашения, что все потомки Авраама будут обрезаны, дабы служить Всевышнему вместе» (Рамбан).
Виленский Гаон объясняет смысл памятования завета: «Человек, любящий кого-то как свою душу и желающий, чтобы тот не расставался с ним, но они вынуждены расстаться, дает ему вещь, которая для него очень дорога, и они становятся связанными друг с другом посредством этой вещи… Слово “завет” означает обещание, что посредством данной вещи они не расстанутся… Таковы Тора и обрезание, которые являются посредниками между Творцом и Израилем. И все это потому, что нет возможности ничего постичь в сущности Всевышнего».
Таким образом, завет есть постоянная связь между заключающими его посредством передачи ценной вещи, являющейся для обоих знаком. Такова суббота, «добрый дар, лежавший в сокровищницах и переданный Израилю». Таково обрезание, «великая вещь, на которую заключено 13 заветов». «Если бы не обрезание, не продолжили бы существовать небо и земля, как сказано (Ирмеяу 33:25): “Если бы не Мой завет днем и ночью, законов неба и земли Я не установил бы”. Третий завет — это Тора, о которой также сказано: “Велика Тора, ибо, если бы не Тора, не существовали бы небо и земля, как сказано: Если бы не Мой завет днем и ночью…”»
Рамбан объясняет, что завет — ברית — это всегда новое творение, и слова ברית и בריאה (творение) — связаны.
Суть этих трех заветов — сотворение (=восполнение) формы человека. Только посредством этих совершенств человек может соединиться с Творцом. «Завет есть соединение и связь между Всевышним и человеком, и посредством восполнения мужского начала имеет место соединение и завет. Потому есть завет между Всевышним и человеком со стороны Торы, которая является восполнением человека на уровне разума, и есть завет на уровне души — это суббота, когда человек получает дополнительную душу… и есть завет обрезания, ибо обрезание есть восполнение человека на уровне тела. Когда эти три завета находятся в совершенстве, человек связан с Всевышним, будучи полным и совершенным» (Маараль).
Таково общее содержание нашей темы, а далее мы попытаемся объять ее вглубь и вширь.
«Спросил злодей Турнусруфус: Чьи деяния прекраснее, Всевышнего или человека? Сказал ему раби Акива: Человека. Сказал ему Турнусруфус: Ты видел небо и землю, разве может человек сделать нечто подобное?! Ответил ему раби Акива: Не говори о том, что выше власти человека, но о том, что ему подвластно. Сказал ему: Зачем вы делаете обрезание? Сказал ему раби Акива: Я знал, что об этом ты меня спрашиваешь, и потому изначально сказал тебе, что деяния человека прекраснее.
Принес ему раби Акива колосья и куски хлеба.
Спросил его злодей Турнусруфус: Если по воле Всевышнего еврей должен быть обрезанным, то почему он не рождается обрезаным? Ответил ему раби Акива: А почему пуповина выходит с ним и ее нужно отрезать? А то, что ты говоришь — почему не рождается обрезанным — Всевышний дал заповеди только для того, чтобы еврей мог исправлять себя…»
В этом споре подчеркивается глубинное различие между тем, кто относится к «народ Твой — все праведники», и тем, кто выражает постижение называемых «необрезанными».
Идолопоклонник воспринимает мироздание как абсолютную и совершенную данность: «деяния Творца прекрасны». Вся его суть и восполнение — изучать эту внешнюю реальность. Он не размышляет о ее духовном корне, внутреннем содержании и цели. «Если скажет тебе человек: Есть мудрость у народов — верь! Есть Тора у народов — не верь!».Мудрость народов — это постижение природы со всеми ее законами и процессами. Но ведь мудрость Всевышнего, раскрытие истинной реальности, жизненное бытие, не постигается в своей внутренней сути; можно постичь лишь сам факт ее существования. Таким образом, их постижение есть постижение внешней стороны реальности. А для праведника вся суть — в понимании смысла, внутреннего содержания реальности, корней мироздания. Это и есть Тора!
Постижение «необрезанного» герметично. Он не в состоянии и не стремится прорвать и устранить внешнюю завесу природы и раскрыть ее внутреннюю суть. Для него мир —как он раскрывается — совершенен, и не следует ничего добавлять к нему. Праведник устраняет эту «крайнюю плоть» и раскрывает ее, природы, внутренеее содержание. «Управление природы соответствует числу семь, ибо в семь дней сотворен мир природы… И потому то, что над природой, связано с числом восемь. Ведь по природе человек рождается необрезанным, потому что природа дает крайнюю плоть, а обрезание стоит над природой, и потому обрезание производят на восьмой день» (Маараль).
Восьмой день — это реальность, которая выше нашего мира. Это — Грядущая суббота, Мир Бины. Он является корнем субботы в нашем мире.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.