Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хорошо нам, братья, собраться всем вместе — на Земле обетованной. Но произойдет это только тогда, когда мы действительно станем братьями — братьями по вере»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Квасное — символ злого начала. Выполняя заповедь есть мацу в первую Пасхальную ночь, мы соединяемся со святостью.

С одной стороны, сказано в главе «Бо» (12:33-34): «и усилились египтяне на народ, чтобы поторопить отослать их из земли той, потому что говорили: все мы умираем. И понёс народ этот тесто своё прежде, чем заквасилось…». Однако, с другой стороны, сказано (12:39): «и испекли это тесто, которое вынесли из Египта, лепёшками пресными, ибо не заквасилось, потому что были изгнаны из Египта, и не могли задержаться». Известно от имени Ари заля, что «не могли задержаться», потому что если бы задержались, то достигли бы пятидесятой ступени нечистоты и уже никогда бы не могли быть освобождены.

И, на первый взгляд, здесь есть противоречие: ведь в стихе сказано, что каждое мгновение задержки приводило к смерти египтян, и поэтому они старались отослать народ Израиля как можно скорее, а не потому что каждое мгновение промедления грозило духовной смерти народа Израиля, как это объясняет Ари заль!? Ответ следует из мидраша, что верно и то и другое: со своей стороны, египтяне их изгоняли, чтобы остаться в живых, однако, и народ Израиля в свою очередь не мог задерживаться.

И действительно, в геморе (трактат Брахот 9) сказано, что поспешность была двух видов: поспешность египтян и поспешность Израиля. Египтяне торопились отослать, начиная с полуночи, когда началась десятая казнь — казнь первенцев, а народ Израиля поторопился выйти только с утра. Этим гемора объясняет спор мудрецов о том, до какого времени необходимо заканчивать еду Пасхального жертвоприношения — до полуночи или до утра. Ради Элиэзер считает, что до полуночи, а Раби Акива, что до утра. В стихе сказано «ешьте его поспешно». Спор в том о какой поспешности сказано в стихе.

Причина двух видов поспешности в том, что нечистота должна быть отделена от святости, а святость тоже должна быть отделена от нечистоты. И так случается, что когда раскрывается Всевышний: нечистота, язычество — умирает и уничтожается, и поэтому хотели изгнать святость из себя, чтобы остаться в живых. Однако, народ Израиля, который погружался в нечистоту Египта и больше не мог задержаться даже чуть-чуть, чтобы не погибнуть — из-за раскрытия Всевышнего соединились со святостью, и как следствие этого, с поспешностью вышли из Египта — места скверны.

В Песах существуют две противоположные заповеди: запрет есть квасное и заповедь есть мацу. В комментарии на Шулхан арух «Беер Эйтев» (п.447, п.1) от имени Аризаля приводит, что каждый кто остерегается квасного даже в самых незначительных количествах, как и требует закон — не согрешит в этом году. Причина этого в том, что квасное — символ злого начала. И наоборот, о пресной маце сказано в книге Зоар — что это хлеб веры. Получается, выполняя запреты, не только связанные с поеданием квасного, но и запреты, связанные с владением квасного — мы изгоняем зло не только из себя, но и из своего владения. С другой стороны, выполняя заповедь есть мацу в первую Пасхальную ночь — мы поглощаем веру и соединяемся со святостью, которая становится частью нашего тела.

Уместно упомянуть, что по одному из мнений, «дерево познания добра и зла», было пшеницей. После того, как Адам-аРишон нарушил заповедь Всевышнего и поел его, зло стало такой же частью человека, как и добро. И теперь добро и зло смешаны в нём. Мы изучаем Тору, построенную на логике, абстрактных формулах, законах. Так какая же разница для чего мы используем инструмент познания — разум: для изучения Торы или для постижения чего-то другого? Ответ в том, что квасное и пресное сделано из муки и воды, разница лишь в том, заквасилось ли оно, или осталось пресным, а в аллегорическом смысле — есть ли там, только исследование в призме Божественной мудрости, или же, в призме смеси добра и зла. Здесь так же: разум и логика одни и те же инструменты, разница лишь в предмете изучения и происхождении законов: Божественных или человеческих.

Однако, как было сказано выше, необходимо оделить не только нечистоту от святости, но и святость от нечистоты. И поэтому недостаточно для исполнения заповеди мацы, чтобы она не была квасным. Требуется, чтобы она была сделана во имя заповеди мацы, и поэтому жертвоприношение назира, одним из компонентов которого были пресные коржи — «ракиким», и пресные «халот», входящие в состав благодарственного жертвоприношения, хотя по факту являются мацой, тем не менее, не подходят для исполнения заповеди мацы в Пасхальную ночь, поскольку не были сделаны во имя заповеди мацы. Таким образом, необходимо активное произведение мацы, а не просто чтобы она была таковой фактически. Так это учится в мишне (трактат Псахим) из стиха: «храните мацу». Смысл этого закона в том, что недостаточно, чтобы тесто не было квасным, ведь если его не хранить оно само собой становится квасным, и зачем существует дополнительное требование «хранить мацу»? Из этого следует, что тесто должно быть приготовлено и «сохранено» во имя заповеди мацы.

Как известно, что по мнению Гаона из Вильно, заповедь есть мацу существует не только в первую Пасхальную ночь, но и в течение всех дней праздника Песах. И тем не менее, даже, по его мнению, это не повелительная и обязательная заповедь, как в первую ночь праздника, которая учится из сказанного «вечером ешьте мацу», а «осуществляемая», то есть зависящая от исполнения: тот, кто это делает — выполняет заповедь, однако это не является обязанностью. Может быть возможно объяснить это так: тот, кто ест в течении Песаха картошку, конечно не ест квасного и пассивно не нарушает этот запрет, однако, когда человек в течении всего Песаха ест мацу — он активно не ест квасное, и тем самым активно не нарушает запрет и выполняет эту заповедь — «не есть квасное», хотя обязанность «есть мацу» существует только в первую Пасхальную ночь. Получается, что тем самым человек активно отстраняется от запрета.

Подобную идею мы находим в мишне (тратат Авот 5:5). Там сказано: десять чудес сделал Всевышний народу Израиль в Египте и десять чудес на море. Однако суть десяти чудес в Египте была в том, что десять казней обрушились на египтян, а чудо для народа Израиля было в том, что казни его миновали. Основным во всех десяти казнях было то, чтобы судить, наказать и уничтожить скверну и язычество. Однако, следствием этого были уроки, которые должен был вынести народ Израиля из этого: «нет как Я во всей земле» «Я Господь внутри земли» «Мне принадлежит земля» — выводы подводящие итог каждой тройке казней. Эти казни указывают на то, что Всевышний сотворил мир, поэтому властвует в нём как хозяин, и изменяет его по своему желанию, знает происходящее на земле, способен отреагировать, и отреагировать адекватно содеянному — наказать преступников и наградить заслуживших, может сообщить заранее о будущих казнях человеку, подтвердив тем самым существование пророчества. Уничтожая скверну, это косвенно послужило спасением и благом для народа Израиля. Однако на море, целью чудес — было сделать благо и добро народу Израиля, а уже следствием этого стало уничтожение египтян, преследовавших народ и погибших в море. Примечательно, что многие чудеса из десяти, происходивших на море, были только для особой красоты и привлекательности, а не из-за необходимости: например, море разверзлось на двенадцать частей — для каждого колена по отдельности, а вода в застывших стенах моря была прозрачной, так что можно было видеть идущих другим путём, как в окне — это было сделано только для красоты. Вода на дне моря застыв, не превратилось в один камень, а в каменную мозаику — в отдельные камни, тоже для красоты. Вода (в солёном море) стала сладкой, а отпив её, она снова застывала. Всё это было только для того, чтобы сказать нам: посмотрите и попробуйте на вкус — как добр Всевышний.


В иудаизме благодарность (акарат а-тов, признательность) — чувство признательности за сделанное добро и то, как мы выражаем это чувство — одно из важнейших качеств человека Читать дальше

Следует ли благодарить мужа

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот факт, что жена мало его благодарит, не проистекает из ее злой натуры или из того, что она не ценит его личность или действия

Избранные комментарии на главу Цав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Жертвоприношения демонстрируют близость человека ко Всевышнему. Еврей, который подчиняет свои мысли Творцу, возвышается над физической природой.

Срывание царских одежд

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Два теракта. Реальная история

Рав Зеев Урман

Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.

Не только Всевышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой. Ваэра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Истории о праведниках, демонстрирующие их внимание к ближнему. Почему Хафец-Хаим говорил о еде?

Что считается запрещенным процентом (рибит) при займе?

Рав Шауль Вагшал

В целях получения ссуды нельзя льстить потенциальному заимодавцу. После ее получения запрещено оказывать заимодавцу дополнительные услуги, которые не оказывались в прошлом. Всё это может подпадать под запрет о взимании процентов.

Кицур Шульхан Арух 61. Благодарственная молитва за избавление от опасности и другие различные благословения

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух